Новости и аналитика Аналитические статьи Спасти рядового налогоплательщика, или Можно ли пересчитать земельный налог после снижения кадастровой стоимости земли

Спасти рядового налогоплательщика, или Можно ли пересчитать земельный налог после снижения кадастровой стоимости земли

Спасти рядового налогоплательщика, или Можно ли пересчитать земельный налог после снижения кадастровой стоимости землиКадастровая оценка земли становится для ее собственников все более болезненным вопросом. Цена земельного участка, установленная государством, может превышать его рыночную стоимость в разы. Это не праздный вопрос – ведь именно кадастровая стоимость служит базой для исчисления земельного налога (ст. 390 НК РФ).

Конечно, собственник земли может побороться за снижение кадастровой стоимости до уровня рыночной – в специальной комиссии при Росреестре или суде. Однако проблема переплаты земельного налога сохраняется.

Дело в том, что сумма этого налога определяется на основе кадастровой стоимости участка на 1 января года, за который уплачивается налог (п. 1 ст. 391 НК РФ). К примеру, результаты кадастровой оценки были утверждены в 2013 году, и земельный налог за 2014 год был исчислен именно из этой суммы. Даже если в течение 2014 года собственник сможет доказать, что кадастровая стоимость земли необоснованно завышена (а налог, соответственно, переплачен), его усилия могут оказаться бесполезными. Суды не всегда применяют рыночную стоимость «задним числом», с пересчетом сумм налога за прошедшие периоды в сторону уменьшения.

Совсем недавно по этому поводу высказался и КС РФ. Для налогоплательщиков его выводы оказались неутешительными. Впрочем, заявителем была допущена очень грубая ошибка в стратегии оспаривания кадастровой стоимости. Обо всем по порядку.

 

Фабула дела

КРАТКО

Реквизиты решения: Определение КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Производственная компания „Возрождение“ на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации».

Требования заявителя (собственник земельного участка): Признать неконституционной норму п. 1 ст. 391 НК РФ, поскольку она не позволяет пересчитывать фактически уплаченный земельный налог в случае уменьшения кадастровой стоимости земли в течение налогового периода.

Суд решил: Отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

ОАО «Производственная компания «Возрождение», как и многие, оспорила кадастровую стоимость своего земельного участка и добилась снижения ее более чем в три раза, до уровня рыночной цены (с 9,9 млн руб. до 3,1 млн руб.). Решение в пользу общества суд вынес 7 апреля 2012 года, однако реальная стоимость земли была определена оценщиком по состоянию на 26 июля 2010 года. Основываясь на этом, общество направило в налоговую инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2011 год. Налог был рассчитан и уплачен исходя из рыночной стоимости – соответственно, его сумма уменьшилась в три раза.

Инспекция вежливо ответила, что не оспаривает судебное решение об установлении новой кадастровой стоимости земли, однако считает, что земельный налог на ее основе должен рассчитываться только за 2013 год и позже. После чего налоговики наложили на общество штраф, а также предложили уплатить недоимку и пеню по налогу. ОАО «Производственная компания «Возрождение» было вынуждено инициировать новый судебный процесс.

 

Аргументы судов

Налогоплательщик проиграл дело во всех инстанциях (решение Арбитражного суда Кемеровской области от 12 ноября 2012 г. по делу № А27-17487/2012, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 января 2013 г. № 07АП-10827/12, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2013 г. № Ф04-1410/13).

Суды пояснили, что налоговой базой по земельному налогу признается кадастровая стоимость, и момент ее определения закреплен совершенно однозначно: по состоянию на 1 января года, за который исчислен налог (п. 1 ст. 391 НК РФ).

А поскольку 1 января 2011 года кадастровая стоимость составляла 9,9 млн руб. – пусть потом она и была признана не соответствующей действительности – то именно эта сумма и должна лежать в основе расчета. Конечно, новая цена земли после вступления в силу судебного решения должна быть внесена в ГКН. Однако, посчитали суды, это не аннулирует прежнюю запись со старой, завышенной стоимостью участка. Поэтому решение суда 2012 года, приравнявшее кадастровую стоимость к рыночной, не подлежит применению к спорному налоговому периоду 2011 года.

«Тройка» судей ВАС РФ также признала логичность выводов нижестоящих судов, отказавшись передавать дело на рассмотрение Президиума (Определение ВАС РФ от 4 июля 2013 г. № ВАС-7917/13).

 

Последняя надежда

ОАО «Производственная компания «Возрождение» не сдалось и решило оспорить конституционность п. 1 ст. 391 НК РФ, который устанавливает момент определения кадастровой стоимости для целей налогообложения. Общество требовало признать законность пересмотра налоговой базы «задним числом».

Однако КС РФ отказался даже принимать жалобу к рассмотрению. Судьи отметили, что рыночная стоимость имеет преимущество перед кадастровой, однако это не означает, что последняя лишена экономических оснований и не имеет связи с фактической ценой.

А затем КС РФ и вовсе пошел против логики. По мнению Суда, установление кадастровой стоимости участка, в размере рыночной не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.

С точностью до дня, или С какого момента увеличение кадастровой стоимости земли может отразиться на арендной платеЧитайте также: С точностью до дня, или С какого момента увеличение кадастровой стоимости земли может отразиться на арендной плате

Иными словами, если, к примеру, государство оценило земельный участок в 10 млн руб., а независимый оценщик – в 2 млн руб. (и впоследствии кадастровая стоимость официально снизилась до этого значения), то с точки зрения КС РФ обе эти оценки верны. И да – внесение новой записи о цене земли в ГКН не может, с точки зрения КС РФ, считаться исправлением ошибки в реестре.

От рассмотрения же ключевого момента жалобы Суд уклонился. Общество поставило вопрос о нарушении своих прав как налогоплательщика, поскольку было вынуждено переплатить налог трехкратном размере из-за «неверной» стоимости земли (то есть налоговой базы).

Комментировать это КС РФ отказался, потому что: а) суды уже рассматривали возможность пересмотра налоговой базы, и б) проверка законности и обоснованности их решений, исследование и установление фактических обстоятельств (включая сопоставление кадастровой и рыночной оценки земельного участка) в компетенцию КС РФ не входит (Определение КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1555-О).

 

Без права на ошибку

Теперь к просчету заявителя. Сложность заключается в том, что независимый оценщик был привлечен спустя полтора года после утверждения результатов кадастровой оценки. Кадастровая стоимость земли была утверждена в ноябре 2008 года, а рыночная — по состоянию на июль 2010 года. Получилось, что формально разницу в кадастровой и рыночной стоимости можно объяснить изменением обстановки на рынке и колебанием цен на землю.

Странно, что рыночная стоимость земли не была установлена на дату окончания кадастровой оценки, как это делается обычно (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 июня 2014 г. по делу № А82-9984/2013, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 7 ноября 2013 г. по делу № А33-3207/2013). Скажем больше, сам закон об оценочной деятельности обязывает устанавливать рыночную стоимость на ту же дату, что и день утверждения результатов кадастровой оценки (абз. 2 ст. 24.19). Если же даты установления рыночной и кадастровой стоимости серьезно разнятся, это не позволяет сопоставить их между собой. На это, кстати, обращает внимание судья КС РФ Константин Арановский в своем мнении к решению.

 

В копилку аргументов

На руку налогоплательщикам играет официальная позиция Минфина России, причем выражена она была неоднократно. Так, ведомство прямо указывает на возможность перерасчета налога и возврата излишне уплаченного в бюджет при соблюдении двух условий:

  • рыночная оценка земли проведена на ту же дату, что и кадастровая;
  • кадастровая стоимость приведена в соответствие с рыночной (письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 августа 2012 г. № 03-05-05-02/89, письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 1 ноября 2012 г. № 03-05-05-02/112).

Правда, судебная практика пока складывается очень неоднозначно. Некоторые суды осторожно занимают сторону налогоплательщика. К примеру, ФАС Западно-Сибирского округа признает, что закон молчит о том, как следует исчислять земельный налог в такой ситуации. Однако нет и прямого запрета на корректировку налога за тот год, в котором суд приравнял кадастровую стоимость к рыночной (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 18 июня 2014 г. по делу № А27-12625/2013).

На честном слове? Может ли суд поверить независимому оценщику в спорах о кадастровой стоимостиЧитайте также: На честном слове? Может ли суд поверить независимому оценщику в спорах о кадастровой стоимости

Другие же подчеркивают, что на новую кадастровую стоимость можно опираться только с момента внесения ее в ГКН, а на правоотношения, возникшие до этого, она распространяться не может. Так, ФАС Московского округа посчитал, что рыночная стоимость определяется на дату проведения кадастровой оценки, но применяется с момента внесения оспариваемой кадастровой стоимость в ГКН (а не с даты, по состоянию на которую проводилась оценка) (постановление ФАС Московского округа от 24 июня 2014 г. № Ф05-5024/2014 по делу № А41-23001/13, постановление ФАС Московского округа от 21 апреля 2014 г. № Ф05-2845/14 по делу № А41-23739/13).

К сожалению, эта позиция основана на небезызвестном решении ВАС РФ, в котором Суд пришел к аналогичному выводу (Постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11).

Ситуация парадоксальная – Минфин России поддерживает налогоплательщиков, а ВАС РФ фактически не оставляет возможности пересчитать налог в сторону уменьшения. Остается сожалеть о том, что поводом для «показательного судебного процесса» в КС РФ послужило дело с тактической ошибкой заявителя – ведь у судов может появиться соблазн применять его вообще ко всем спорам о пересчете налога.

Правда, ситуацию несколько поправили изменения в закон об оценочной деятельности (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 225-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Сниженная кадастровая стоимость теперь применяется с 1 января того года, в котором заявитель обратился в комиссию. За прошлые годы пересчитать налог не получится.

 

 

***

Собственники земельных участков находятся сейчас в непростой ситуации. Об утверждении новой кадастровой стоимости им никто не сообщает. Конечно, соответствующий акт публикуется, но персональные извещения гражданам и предпринимателям не приходят — такой обязанности у государства нет.

Раньше существовала и еще одна проблема. В предыдущей редакции ст. 24.12 закона об оценочной деятельности, которая действовала до 22 июля 2014 года, региональные власти были обязаны проводить кадастровую оценку земель не реже одного раза в пять лет. Вся сложность заключалась в том, что закреплена только нижняя планка периодичности оценки, а значение «не чаще» не ограничено. Поэтому многие регионы проводили кадастровую оценку ежегодно или раз в два года (Иркутская, Пензенская области, Краснодарский край, г. Москва и т. д.).

Получается, что владелец земельного участка обращается с заявлением об оспаривании кадастровой стоимости ЗУ сначала в комиссию, а потом в суд – и чаще всего до конца года отстаивает свое право на использование именно рыночной стоимости. И даже если его усилия увенчались успехом, к моменту вынесения решения или сразу после него утверждаются новые результаты кадастровой оценки, которые надо оспаривать по новой.

Недавно принятые поправки в закон об оценочной деятельности, о которых мы уже упоминали, как раз закрепили такую нижнюю планку. Теперь кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в три года (в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - не чаще, чем один раз в два года). Но процесс оспаривания кадастровой стоимости все равно может затянуться надолго.

Поэтому мы рекомендуем регулярно отслеживать проведение кадастровой оценки земель в своем регионе и оспаривать ее результаты максимально оперативно.

 

Документы по теме:

Новости по теме:

Материалы по теме:

Считаем земельный налог без кадастровой стоимости

Источник: ГАРАНТ.РУ