IT
Новости и аналитика Аналитические статьи Стоп, контент: новые обязанности владельцев соцсетей и права пользователей

Стоп, контент: новые обязанности владельцев соцсетей и права пользователей

Стоп, контент: новые обязанности владельцев соцсетей и права пользователей
macrovector / Depositphotos.com

Роль социальных сетей в современном мире сложно переоценить. В настоящее время они не только служат целям общения, но и активно используются для ведения бизнеса, а также для распространения общественно значимой информации. Однако практика последних лет показала, что в условиях возрастающего значения социальных сетей в процессе информирования граждан существенно повысились и угрозы их использования в противоправных целях – например, для дезорганизации избирательных кампаний, развязывания внутригосударственных и международных конфликтов.

Для того, чтобы противостоять указанным угрозам, российские законодатели утвердили ряд поправок в Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее – Закон № 149-ФЗ). Они призваны решить задачу устранения из общедоступного информационного пространства информации, распространение которой запрещено законодательством РФ, на ранних этапах без увеличения численности контролирующих органов и полной блокировки информационных ресурсов. Изменения вступили в силу с 1 февраля текущего года.

Новые нормы, посвященные особенностям распространения информации в социальных сетях, регулируют следующие аспекты:

  • признаки социальных сетей;
  • обязанности владельцев социальных сетей и права пользователей;
  • порядок блокировки нелегального контента;
  • правила включения соцсети в реестр соцсетей.

Остановимся на указанных и иных аспектах более подробно.

 

Правовые основы

Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. № 530-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" впервые на законодательном уровне введено понятие "владелец социальной сети", в котором прослеживаются признаки социальной сети. Под последней понимается сайт, страница сайта или информационной системы, программы для ЭВМ, которые предназначены или используются их пользователями для предоставления и распространения информации посредством созданных ими персональных страниц. При этом дополнительными признаками соцсетей являются:

  • более 500 тыс. находящихся на территории России пользователей в сутки;
  • распространение информации на государственном языке РФ, государственных языках республик в составе России или иных языках народов РФ, на которых может распространяться реклама, направленная на привлечение внимания находящихся на территории страны потребителей.

Примечательно, что в процессе работы над нормами, регулирующими распространение информации в социальной сети, рассматривалось несколько вариантов определения и признаков соцсетей. Так, в первоначальном тексте законопроекта, который был внесен в Госдуму еще в июле 2017 года, предлагалось взять под контроль те информационные системы и программы для ЭВМ, количество пользователей которых превышает 2 млн. При этом не было оговорки ни об ограничении количества пользователей в сутки, ни о рекламе, направленной на привлечение внимания пользователей. Зато упоминалось о назначении социальной сети – она предназначена и используется для приема, передачи или обработки электронных сообщений в целях обмена электронными сообщениями между пользователями Интернета, в том числе для передачи электронных сообщений неопределенному кругу лиц.

В ходе доработки документа в апреле 2018 года вышел его обновленный вариант, в котором вместо категории "организатор распространения информации в сети "Интернет" вводилась категория "владелец публичной сети", а в качестве признака социальной сети рассматривалось размещение электронных сообщений в форме письменного текста, голосовой информации, изображений, звуков, видео- или иных формах, предназначенных для лиц, прошедших идентификацию в системе или программе, а также для обмена электронными сообщениями. Но в окончательный текст закона не вошли ни эти признаки, ни упоминаемое там ограничение по количеству пользователей в сутки – более 100 тыс., ни обязанность создать на территории России представительство владельца публичной сети.

 

Обязанности владельцев соцсетей

Перечень обязанностей владельцев соцсетей теперь установлен в отдельном пункте ст. 10.6 Закона № 149-ФЗ и объединен общим предписанием – соблюдать требования законодательства РФ. Список более конкретных обязанностей содержит 11 позиций.

Владельцы соцсети обязаны не допускать использование социальной сети в целях совершения уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань. Помимо этого, владельцам соцсети предписано препятствовать распространению информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями. Эта обязанность вытекает из необходимости соблюдения закрепленного в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации принципа равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Основной закон страны запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Дискриминация влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 1-3 тыс. руб., на юрлиц – 50-100 тыс. руб. (ст. 5.62 КоАП).

Кроме того, в числе обязанностей владельцев соцсетей – соблюдение запретов и ограничений, предусмотренных законодательством о референдуме и выборах (например, в части соблюдения "дня тишины" накануне выборов и т. п.), а также прав и законных интересов граждан и организаций, в том числе чести, достоинства и деловой репутации граждан, деловой репутации организаций.

Отдельный блок обязанностей связан с необходимостью осуществления мониторинга социальной сети в целях выявления запрещенного контента, к которому относится информация:

  • о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
  • о способах совершения самоубийства, а также призывов к суициду;
  • нарушающая требования законодательства о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием Интернета и иных средств связи;
  • содержащая предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой и непищевой продукции, этилового спирта, розничная продажа которых ограничена или запрещена законодательством;
  • выражающая в неприличной форме, оскорбляющая человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам госвласти России;
  • содержащая призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в несанкционированных массовых мероприятиях, недостоверную общественно значимую информацию, распространяемую под видом достоверных сообщений, создающую угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка или общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории России, сведения, позволяющие получить доступ к указанным информации или материалам;
  • направленная на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и здоровья либо для жизни или здоровья иных лиц;
  • материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявлениями о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера.

При этом в случае выявления запрещенного контента пользователей начнут уведомлять о принятых мерах по ограничению доступа к их информации и об основаниях такого ограничения.

По данным, обнародованным на официальном сайте Лиги безопасного интернета, в 2020 году из соцсетей были удалены 1560 страниц с детской порнографией, 1845 – с информацией о продаже наркотических средств. Кроме того, волонтеры обнаружили в соцсетях более 33 тыс. фейков, из которых пока удалено только 11%. По оценке специалистов Лиги, порядка 43 млн россиян состоят в деструктивных сообществах (кибербуллинг, пропаганда суицидов, продажа наркотиков, экстремистско-террористические сообщества, группы о серийных убийцах и маньяках, шок-контент, треш-стримы), из них около 8 млн – несовершеннолетние.

Поправками предусмотрен и ряд организационных обязанностей для владельцев соцсетей – например, в части размещения в социальной сети документа, устанавливающего правила использования соцсети с указанием в них не противоречащих законодательству РФ требований к распространению в соцсети информации, прав и обязанностей пользователей и владельца соцсети, порядка рассмотрения обращений пользователей и порядка осуществления мониторинга соцсети в целях выявления незаконного контента, рассмотрения обращений о выявлении соответствующей информации. Правила использования соцсети должны быть размещены на русском языке при условии обеспечения беспрепятственного и безвозмездного доступа к ним пользователей. При этом в случае внесения изменений в правила использования соцсети владелец должен проинформировать об этом каждого пользователя, направив им в течение трех дней уведомление с описанием корректировок.

Также владельцам соцсетей необходимо установить одну из предлагаемых Роскомнадзором программ для ЭВМ, предназначенных для определения количества пользователей ресурсом, и разместить адрес электронной почты для направления юридически значимых сообщений, фамилию и инициалы (для физлица) или наименование (для юрлица), электронную форму для направления обращений о распространяемой с нарушением закона информации. Владельцы соцсетей будут ежегодно отчитываться о результатах обращений, поданных с использованием указанной электронной формы, а также о результатах мониторинга соцсети на нелегальный контент. Требования к форме, составу и размещению данного отчета установит Роскомнадзор.

 

Порядок блокировки запрещенного контента: обязанности владельцев соцсетей и права пользователей

Часть новых норм ст. 10.6 Закона № 149-ФЗ посвящена конкретизации порядка принятия мер по ограничению доступа к информации, размещенной с нарушением требований российского законодательства. Так, в случае выявления нелегального контента (независимо от того, как он выявлен – самим владельцем соцсети в ходе мониторинга или по результатам рассмотрения обращения пользователя о выявлении соответствующей информации) владелец соцсети обязан незамедлительно принять меры по ограничению доступа к нему. Однако, если владелец соцсети не может самостоятельно оценить, является информация незаконной или нет, то он должен не позднее суток с момента выявления такой информации направить ее в Роскомнадзор, который в течение суток направит ее по системе взаимодействия в уполномоченные органы для рассмотрения и принятия необходимых решений. Но в любом случае до принятия ведомством решения, касающегося мер по ограничению доступа к информации или отказа в этом, доступ к указанной информации должен быть временно заблокирован.

В свою очередь, у пользователя соцсети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа, есть право обратиться к владельцу соцсети с жалобой на такое решение, которая должна быть рассмотрена в течение трех дней со дня ее поступления. При этом в случае несогласия с ответом владельца соцсети пользователь может обратиться в Роскомнадзор с заявлением об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя, принятых владельцем соцсети. Если же обращение касается иных вопросов, то они будут рассмотрены в срок не более 30 календарных дней со дня поступления – именно такой срок должен быть указан в правилах использования соцсети.

Стоит учитывать, что Роскомнадзор может не только сохранить ограничения, но и отменить их, вынеся требование владельцу соцсети об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя, принятых во исполнение установленных обязанностей. Равно, как может направить владельцу соцсети и предписание об осуществлении мониторинга соцсети в целях выявления информации, схожей до степени смешения с информацией, меры по удалению которой владелец сети обязан принимать на основании ранее направленного требования или уведомления.

Наконец, лица, права и законные интересы которых были нарушены владельцем соцсети в результате неисполнения им требований, установленных в ст. 10.6 Закона № 149-ФЗ, вправе обратиться за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации (ч. 5 ст. 17 Закона № 149-ФЗ).

 

Реестр социальных сетей

Согласно новым нормам социальные сети, насчитывающие более 500 тыс. пользователей в сутки, попадут под контроль Роскомнадзора и будут включены в специальный реестр социальных сетей. В целях ведения такого реестра при обнаружении в Интернете информационного ресурса, обладающего признаками соцсетей (по целям использования, распространяемой информации и количеству пользователей в сутки) служба будет признавать информационный ресурс социальной сетью и включать его в реестр соцсетей, определять провайдера хостинга или иное обеспечивающее размещение соцсети в Интернете лицо и направлять последнему уведомление в электронном виде на русском и английском языках о необходимости предоставления данных, позволяющих идентифицировать владельца соцсети с фиксацией даты и времени направления такого уведомления.

Провайдер или иное лицо, обеспечивающее размещение соцсети в Интернете, обязан в течение трех рабочих дней с момента получения уведомления предоставить данные, необходимые для идентификации владельца соцсети, после предоставления которых соцсеть будет включена в реестр. Владельцу соцсети придет уведомление о включении его информационного ресурса в реестр соцсетей с указанием требований законодательства РФ, применимых к такого рода информационным ресурсам.

Включение в реестр обяжет владельца соцсети в течение двух месяцев привести правила использования соцсети в соответствие с требованиями российского законодательства и ознакомить с указанными правилами пользователей.

Отметим, Лига безопасного интернета уже направила в Роскомнадзор список IT-площадок для включения в реестр соцсетей. В этом перечне значатся YouTube, Facebook, Tik Tok, Instagram, Twitter, Одноклассники, ВКонтакте, Telegram и WhatsApp. "Мы призываем Роскомнадзор не медлить с созданием реестра, чем быстрее он будет создан, тем быстрее заработает сам закон и быстрее соцсети в России будут очищаться от запрещенной информации", – подчеркнула директор Лиги Екатерина Мизулина.

Согласно поправкам, если посещаемость соцсети на протяжении трех месяцев будет менее 500 тыс. пользователей в сутки, то социальная сеть по заявлению ее владельца исключат из реестра, о чем владелец будет дополнительно уведомлен. Но даже если заявление об исключении социальной сети из реестра не поступит, Роскомнадзор сделает это автоматически, если в течение полугода доступ к соцсети будет составлять менее 500 тыс. пользователей за сутки.

 

Ответственность

По общему правилу, нарушение требований Закона № 149-ФЗ влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Самыми часто применимыми в свете рассматриваемой темы являются административные санкции.

Специальной ответственности для владельцев соцсетей по аналогии с санкциями для владельцев новостных агрегаторов и организаторов распространения информации в Интернете пока не установлено, но на них распространяются общие нормы КоАП РФ. При этом с 10 января текущего года заработала ст. 13.41 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за нарушение порядка ограничения доступа к информации, информационным ресурсам, доступ к которым подлежит ограничению в соответствии с законодательством РФ об информации, информационных технологиях и о защите информации, и (или) порядка удаления указанной информации. В этой норме установлены штрафы за:

  • непринятие мер по ограничению доступа к информации, информационному ресурсу или сайту в случае, если обязанность по принятию таких мер предусмотрена законодательством (штраф для граждан составляет от 50 тыс. до 100 тыс. руб., для должностных лиц – от 200 тыс. до 400 тыс. руб., для юрлиц – от 800 тыс. до 4 млн руб.);
  • неудаление владельцем сайта или владельцем информационного ресурса в Интернете информации или интернет-страницы в случае, если обязанность по удалению такой информации, интернет-страницы предусмотрена законодательством (размер штрафов аналогичен тому, что применяется за непринятие мер по блокировке запрещенной информации);
  • повторное совершение указанных деяний (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб., на должностных лиц – от 500 тыс. до 800 тыс. руб., на юрлиц – от 1/20 до 1/10 совокупного размера суммы выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году выявления административного правонарушения, но не менее 4 млн руб.).

При этом повышенные санкции в размере 100-200 тыс. руб. для граждан, 400-800 тыс. руб. для должностных лиц и 3-8 млн руб. для юрлиц установлены за непринятие мер по блокировке контента, содержащего призывы к осуществлению экстремистской деятельности, материалы с порнографическими изображениями несовершеннолетних или объявления о привлечении их в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера, информацию о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств и психотропных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также за неудаление владельцем сайта или информационного ресурса указанной информации или интернет-страницы, содержащей ее. За повторное совершение таких административных правонарушений штрафы для граждан могут доходить до 500 тыс. руб., для должностных лиц – до 1 млн руб., а для юрлиц – до 1/10-1/5 совокупного размера суммы полученной от реализации всех товаров (работ, услуг) выручки за предшествующий календарный год, но не менее 8 млн руб.

Действие рассматриваемой статьи не затрагивает случаи ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских или смежных прав в Интернете, и удаления такой информации.

При этом пользователям соцсетей также стоит помнить о возможных санкциях за нарушение правил распространения информации в соцсетях. Так, например, распространение в соцсети предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции может повлечь штраф для граждан в размере 3-5 тыс. руб., должностных лиц – 20-40 тыс., юрлиц – 100-300 тыс. руб. (ч. 8 ст. 13.15 КоАП РФ). За пропаганду в соцсети наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, предусмотрен штраф для граждан в размере 5-30 тыс. руб., для должностных лиц – 50-100 тыс. руб., для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юрлица, – 50-100 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, для юрлиц – 1-1,5 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1.1 ст. 6.13 КоАП РФ).

В свою очередь, размещение информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам РФ, Конституции РФ или органам, осуществляющим госвласть, расценивается как мелкое хулиганство и грозит нарушителю штрафом в размере 30-100 тыс. руб. (ч. 3 ст. 20.1 КоАП РФ). А распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее негативные последствия, может стать основанием для применения штрафов к гражданам в размере 30-100 тыс. руб., к должностным лицам – 60-200 тыс. руб., к юрлицам – 200-500 тыс. руб. (ч. 9 ст. 13.15 КоАП РФ).

Некоторые деяния, как, например, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма, совершенные через соцсети, могут повлечь и уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок от 5 до 7 лет (ч. 2 ст. 205.2 Уголовного кодекса), а призывы к экстремистской деятельности и к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, – вплоть до лишения свободы на срок до 5 лет (ч. 2 ст. 280 УК РФ). В свою очередь, доведение лица до самоубийства, совершенное в Интернете, считается преступлением с отягчающим обстоятельством, повышающим максимальный срок лишения свободы с 6 до 15 лет (ч. 2 ст. 110 УК РФ). Распространение, публичная демонстрация или рекламирование материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних через Интернет наказывается лишением свободы на срок до 10 лет (п. "г" ч. 2 ст. 242.1 УК РФ).

Также с 15 января вступила в силу норма КоАП РФ об ответственности за совершенное публично с использованием Интернета оскорбление, в том числе выраженное в нецензурной форме. Такое деяние влечет наложение административного штрафа на граждан в размере 5-10 тыс. руб., на должностных лиц – 50-100 тыс. руб., на юрлиц – 200-700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 5.61 КоАП РФ). Как пояснил депутат Госдумы Александр Хинштейн, такая поправка не связана напрямую с матом и человеком, который просто сквернословит в соцсетях, не оскорбляя другого. "Употребление ненормативной лексики – это неправильно. Но с формально правовой точки зрения мат не является именно оскорблением, если он не адресован какому-то конкретному лицу", – подчеркнул парламентарий.

Несмотря на отсутствие до 1 февраля 2021 года в Законе № 149-ФЗ норм, регулирующих порядок распространения информации в социальных сетях и обязанностей по мониторингу и блокировке неправомерной информации, судебная практика последних лет содержит немало примеров дел, связанных с незаконным контентом в соцсетях. Отдельные дела нашли отражение в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации (например, постановления ВС РФ от 20 декабря 2019 г. № 1-АД19-4, от 18 июня 2019 г. № 49-АД19-2, от 10 апреля 2019 г. № 31-АД19-4, от 11 декабря 2018 г. № 24-АД18-6 и т. д.), а также в Обзорах судебной практики ВС РФ (в частности, в п. 60 Обзора судебной практики ВС РФ, утв. Президиумом ВС РФ 10 июня 2020 года, п. 2 Обзора, утв. Президиумом ВС РФ 26 июня 2019 года). Но в большинстве своем они касаются нарушений со стороны пользователей соцсети и лишь косвенно затрагивают неисполнение обязанностей или превышение полномочий владельцами соцсетей.

Поскольку большинство современных социальных сетей зарегистрированы на иностранных юрлиц и не имеют представительств на территории России, инициировать спор с владельцами таких соцсетей проблематично. Хотя определенные тенденции по урегулированию этой проблемы уже имеются в судебной практике – так, 9 июня 2020 года ВС РФ рассмотрел дело по иску российских граждан к иностранной организации "Facebook inc", в котором истцы ссылались на то, что в нарушение условий публичной оферты, а также права на свободу выражения мнений и их авторских прав, ответчик удалял отдельные сообщения истцов, блокировал и удалил их аккаунты (Определение СК по гражданским делам ВС РФ от 9 июня 2020 г. № 5-КГ20-49).

Главный вывод, сделанный Судом, сводится к тому, что граждане РФ могут подавать иски к компании в российские суды, ведь, во-первых, ответчик распространяет рекламу в Интернете, направленную на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории РФ, во-вторых, сам иск вытекает из договора, по которому полное или частичное исполнение должно иметь место на территории нашей страны, в-третьих, по делу о защите прав субъекта персональных данных истец имеет место жительства в России. А это согласуется с положениями ч. 3 ст. 402 Гражданского процессуального кодекса, допускающими в некоторых случаях рассмотрение судами в РФ дел с участием иностранных лиц. В итоге определения нижестоящих судов в части возвращения искового заявления отменены, а материал в указанной части направлен в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии искового заявления.

Определенные шаги в этом направлении предпринимает и законодатель – Комитет Госдумы по информационной политике уже разрабатывает законопроект об открытии представительств иностранных IT-компаний в России. Предполагается, что поправки коснутся преимущественно интернет-компаний, входящих в реестр операторов распространения информации. "На мой взгляд, мы должны и дальше совершенствовать российское законодательство, дать государству максимально широкий набор инструментов для воздействия на иностранные интернет-платформы", – считает Член ОП РФ Александр Малькевич.

 

***

В обосновании необходимости принятия поправок в Закон № 149-ФЗ указывалось, что социальные сети являются основным средством, повышающим трансграничность и дислокальность обмена информации в коммуникационном пространстве, на практике делающим информацию доступной для миллионов пользователей Интернета. "В этой связи исключительно важно сохранить информационную функцию социальных сетей, но при этом не допустить их использование в противоправных целях", – подчеркивали авторы законодательной инициативы, положенной в основу утвержденных изменений. Ожидается, что принятые поправки, вступившие в силу с 1 февраля, позволят создать действенный и оперативный механизм пресечения распространения в социальных сетях противоправной и недостоверной общественно значимой информации.

К слову, вчера эту тему затронул и Президент РФ Владимир Путин на встрече с лауреатами конкурса "Учитель года России". Говоря о мерах по защите детей от вредоносного материала, в том числе исходящего из социальных сетей, глава государства подчеркнул, что эти платформы преследуют цель извлечения прибыли. "К сожалению, очень часто это делается любой ценой. Плевать они хотели, что тот или иной контент наносит какой-то ущерб категории людей, на которых он направлен. Зачастую эти современные информационные платформы все больше и больше начинают управлять сознанием, просто изучают своего, условно говоря, "клиента" и подбрасывают ему то, что они считают нужным. Человек начинает принимать решение, даже не осознавая того, что им руководят. Это очень тонкая вещь", – заключил президент, заверив, что государство будет на это реагировать, но без принятия решений, ограничивающих свободу человека, свободу выбора и свободу слова.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Уголовно-правовые риски в условиях цифровизации

Уголовно-правовые риски в условиях цифровизации: способы противодействия

МВД России констатировало значительное увеличение числа преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет и связанных с ним ИТ-ресурсов.

Предлагается расширить способы удаленной идентификации заявителей

Предлагается расширить способы удаленной идентификации заявителей

В поправки к закону об электронной подписи предлагается внести изменения.

Обязательная предварительная установка российского ПО: мнение экспертов

Обязательная предварительная установка российского ПО: мнение экспертов

Введение нормы об обязательной предварительной установке российского ПО на некоторые виды технически сложных устройств спровоцировало дискуссию по вопросам целесообразности и реализации ее на практике.

Информационная безопасность и COVID-19: рекомендации для бизнеса и граждан

Информационная безопасность и COVID-19: рекомендации для бизнеса и граждан

Эксперты рассказали о современных угрозах кибербезопасности и мерах защиты от них.