Новости и аналитика Важная тема Регистрация граждан России по месту жительства и месту пребывания Инструкция по противодействию нарушениям прав граждан, не имеющих возможности оформить регистрацию по месту жительства (пребывания)

Инструкция по противодействию нарушениям прав граждан, не имеющих возможности оформить регистрацию по месту жительства (пребывания)

Разделы:

 Инструкция по противодействию нарушениям прав граждан, не имеющих возможности оформить регистрацию по месту жительства (пребывания)

Нарушения права на свободу передвижения и выбор места жительства

В этой статье мы попытаемся оказать помощь людям, которые готовы выполнить требования закона и зарегистрироваться по месту жительства или пребывания, но не имеют возможности этого сделать по вине государства, установившего заведомо невыполнимые правила регистрации. Обычный гражданин не обладает правом и возможностью принуждать арендодателя его квартиры (то есть человека, от которого сам арендатор зависит) давать согласие на его регистрацию, однако закон обязывает предоставить такое согласие для регистрации. Государство не хочет знать о человеке, который проживает в квартире, которая юридически не является жилым помещением из-за какой-либо мелочи, хотя он готов сообщить о месте своего жительства. Государство не желает знать о своих гражданах, проживающих в квартирах, собственник которых умер, а наследник в свои права еще не вступил. В результате человек, не имеющий достаточно средств для приобретения собственного жилья и имеющий несчастье проживать в арендованном жилье, фактически несет ответственность за обстоятельства, которые не зависят от его воли, а государство не желает никак исправлять эту ситуацию, предпочитая дополнительно наказывать пострадавшего, фактически за бедность.

Мы не защищаем тех, кто умышленно уклоняется от постановки на регистрационный учет, но таких людей меньшинство. По статистике более 43% граждан имеют проблемы с оформлением регистрации не по своей вине. Мы не против регистрации, но мы считаем, что любой гражданин должен иметь реальную возможность зарегистрироваться именно в том месте, где он действительно проживает.

В соответствии с п. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В рассматриваемых ситуациях, при которых граждане готовы зарегистрироваться, но не могут этого сделать из-за отказа третьих лиц, их вина в этом отсутствует, следовательно привлечение их к ответственности будет являться незаконным и необоснованным, в связи с чем мы полагаем возможным оказать помощь в минимизации случаев незаконного привлечения к ответственности невиновных лиц.

Попав в ситуацию, при которой вы не имеете возможности по независящим от вас причинам оформить регистрацию по месту жительства или пребывания, вы должны быть готовы к тому, что ряд представителей государства Российского будет всеми силами пытаться доставить вам максимальное количество проблем. Некоторые будут заниматься этим из "любви к искусству", желая поиздеваться над беззащитными людьми, некоторые по соображениям профессионального долга, а некоторые и в надежде на получение от вас незаконного материального вознаграждения, а попросту говоря – взятки.

"Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства".

Статья 27 Конституции РФ

Как не доставить им этого удовольствия, с достоинством выйти из сложившейся ситуации и сохранить свое право на свободу передвижения и выбора места жительства, мы рассмотрим в этой публикации. Прежде всего следует иметь в виду, что наличие у вас регистрации может заинтересовать следующие службы: МВД России, УИП (участковые инспектора полиции), ППС (патрульно-постовая служба).

Кроме того, следует разделять две возможные ситуации:

  • У вас есть регистрация (штамп в паспорте), например, в Костроме, но живете вы в другом городе – например, Москве.
  • У вас нет вообще никакой регистрации (штампа в паспорте), либо последним штампом там является штамп о выписке с прежнего места жительства.

Первая ситуация несколько проще, вторая сложнее, поскольку дает контролирующим органам дату выписки, которой они смогут руководствоваться при определении времени проживания без регистрации. Поэтому, мы рекомендуем приобрести дом в любом "медвежьем углу" (во многих полузаброшенных деревнях Центральной России дом можно приобрести за несколько тысяч рублей, а иногда и бесплатно) и зарегистрироваться там по месту жительства. Заодно и дачей обзаведетесь. Это не настолько большие деньги, как просят за регистрацию в Москве или Петербурге. Далее мы в основном будем рассматривать ситуации, касающиеся граждан России, которые имеют регистрацию в регионах, отличных от региона проживания. Но большинство советов применимо и ко второй категории граждан, не имеющих регистрации в принципе. Им просто следует учитывать, что в случае проверки документов им будет гораздо сложнее избежать незаконного привлечения к ответственности.

Следует учитывать, что в соответствии со ст. 5 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение.

Таким образом, во всех случаях контакта с представителями правоохранительных органов, "специализирующихся" на проверке наличия регистрации, будет возникать вопрос: а не превышает ли длительность вашего нахождения без регистрации указанный срок? 

"Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица".

Статья 1.5 КоАП РФ

Хотя теоретически в Российской Федерации действует презумпция невиновности, на практике правоохранительные органы и суды обычно не обращают на нее внимание. Если руководствоваться презумпцией невиновности, то практически невозможно (или крайне затруднительно) доказать превышение вами 90-дневного срока непрерывного проживания. Ведь вы могли только вчера приехать в город на машине, а то и вообще прийти пешком, как ходоки к Ленину. Да и не обязаны вы хранить какие-либо билеты или чеки, нет такого требования в законе и сотрудник полиции не имеет никакого права требовать у вас этих документов.

Однако, на практике при отсутствии билетов в отношении вас могут попытаться незаконно составить протокол об административном правонарушении. Следовательно, лучше подстраховаться и сохранять билеты (подходят любые междугородние билеты). Если же билетов нет (например, вы передвигаетесь на автомобиле или давно не выезжали по месту регистрации), то можно запастись билетами специально. Например, приобрести в железнодорожной кассе самый дешевый билет из города вашей регистрации в город проживания можно без выезда по месту регистрации.

 

Проверки на дорогах 

"Гражданин обязан бережно хранить паспорт".

Пункт 17 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. № 828)

Во многих случаях на улице регистрацию проверяют сотрудники ППС у пешеходов, вызывающих подозрение своим внешним видом (спортивная или неопрятная одежда, большие сумки, "нездешний" вид, особенности поведения (оглядываются по сторонам, изучают вывески), неуверенность). Одним из вариантов избежать проверки регистрации на улице является отсутствие при себе паспорта (но паспорт вы обязаны иметь дома!). Не существует нормы, по которой вы обязаны везде носить с собой паспорт. Вполне хватит загранпаспорта, военного билета или водительского удостоверения, которых будет достаточно большинству сотрудников правоохранительных органов для удостоверения вашей личности, но регистрация в них отсутствует.

В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 13 марта 1997 г. № 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" паспорт является именно основным документом, удостоверяющим личность гражданина, что не противоречит наличию иных, не основных удостоверяющих личность документов. Российское законодательство не содержит исчерпывающего перечня документов, удостоверяющих личность гражданина, однако следует быть готовым к том, что сотрудник полиции может не посчитать указанные документы в надлежащей степени удостоверяющими вашу личность и на основании п. 13 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" доставить вас принудительно в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что вы находитесь в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести. Таким образом, если такими основаниями сотрудник полиции не располагает, то доставлять вас в отделение для установления личности он не имеет права. Однако, мы полагаем вероятность доставления для установления личности маловероятной, на уровне статистической погрешности, при наличии у вас официальных документов – водительского удостоверения, заграничного паспорта, военного билета.

Ну и конечно, всегда следует настаивать на том, что вы только что приехали. Даже если у вас нет подтверждающих документов – вы не обязаны их хранить. Даже если три месяца назад вас оформляли за какое-либо нарушение – за этот период вы съездили домой и вернулись обратно. Даже если вы имеете постоянную работу – всегда можно сказать, что на выходные вы уезжали домой. Пусть докажут обратное, ведь в соответствии с п. 2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном законом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

 

Ваш дом – крепость?

Что же касается проверок, проводимых по месту жительства граждан: это относится к компетенции сотрудников ФМС России и участковых уполномоченных полиции. 

"Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения".

Статья 25 Конституции РФ

В соответствии с п. 48 Административного регламента исполнения ФМС, ее территориальными органами и МВД Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ (утв. приказом ФМС и МВД России от 1 августа 2013 г. № 338/587), сотрудники ФМС имеют право проводить выездные проверки, в том числе и внеплановые. Основаниями для проведения внеплановой выездной проверки являются:

  • материалы, указывающие на наличие события административного правонарушения, поступившие из правоохранительных органов, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, от общественных объединений;
  • сообщения и заявления физических и юридических лиц, в том числе предоставляющих потребителям коммунальные услуги, в форме актов об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • непосредственное выявление сотрудниками в процессе исполнения ими своих должностных обязанностей факта нарушения проверяемыми лицами Правил регистрации.

Последовательность действий при проведении выездной проверки:

  • выезд по адресу проживания (пребывания) проверяемого лица;
  • предъявление распоряжения о проведении проверки проверяемому лицу;
  • предъявление служебного удостоверения;
  • ознакомление проверяемого лица с его правами и обязанностями при проведении проверки;
  • вручение копии распоряжения о проведении проверки проверяемому лицу (на оригинале распоряжения о проведении проверки, остающемся у сотрудника, проводящего проверку, проверяемое лицо проставляет отметку о получении копии распоряжения с подписью и с указанием своих данных (фамилия, имя и отчество), а также дату получения копии распоряжения). Подписанный проверяемым лицом оригинал распоряжения приобщается к материалам проверки. В случае отказа проверяемого лица от получения копии распоряжения о проведении проверки в оригинале распоряжения о проведении проверки об этом производится запись;
  • проверка соблюдения проверяемым лицом Правил регистрации, о чем делается запись в акте проверки. При проверке может использоваться фото- и (или) видеосъемка, о чем делается отметка в акте проведения проверки. Решение об использовании фото- и (или) видеосъемки принимается руководителем проверки;
  • в случае выявления в ходе проверки административного правонарушения, на каждого правонарушителя составляется протокол об административном правонарушении, о чем в акте проверки делается соответствующая запись;
  • изучение документов, сведений и информации, полученных в ходе проверки;
  • направление запросов в государственные органы, органы местного самоуправления и (или) подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации о предоставлении дополнительной информации, либо информации, для подготовки которой необходимо время в порядке, установленном пунктом 56 Регламента;
  • изучение предоставленных по запросам документов;
  • сопоставление истребуемых документов их копиям и подписание актов приема-передачи копий документов, подлежащих приобщению к материалам проверки;
  • получение объяснений у проверяемого лица;
  • истребование у проверяемого лица, государственных органов, органов местного самоуправления и (или) подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций (по мере необходимости) дополнительных документов и информации;
  • фиксирование в установленном порядке выявленных фактов нарушения Правил регистрации

При этом, в соответствии с п. 17 Административного регламента, проверяемые лица обязаны предоставлять:

  • документы, удостоверяющие их личность;
  • документы, подтверждающие законность их нахождения в месте осуществления проверки.

Не совсем понятно, какие именно документы, подтверждающие законность нахождения в месте осуществления проверки может предоставить гость, приехавший на свадьбу друзей из другого региона и угодивший на момент проверки? Никакого разъяснения о том, что же это за документы, разрешающие гражданину России находиться на ее территории в Административном регламенте не содержится. Полагаем, что это прямое нарушение ст. 27 Конституции РФ.

Несмотря на все вышеизложенное, Административный регламент не предоставляет права входа в занимаемую вами квартиру и ни один суд не выдаст на это судебного ордера. Рекомендуем игнорировать все попытки незаконного запугивания взломом дверей: в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" проникновение сотрудников полиции без ордера на обыск в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями допускается только:

  • для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;
  • для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;
  • для пресечения преступления;
  • для установления обстоятельств несчастного случая.

Ни под один из этих случаев подозрение в совершении административного правонарушения – нарушения регистрационного учета не подпадает. Действия сотрудников правоохранительных органов в этом случае могут быть квалифицированы как превышение должностных полномочий и вы можете записать их угрозы на диктофон и обратиться в УСБ.

Следовательно, вы не обязаны открывать дверь сотрудникам правоохранительных органов. Наиболее оптимальным будет просто не подходить к двери на звонки неизвестных лиц, а с родственниками и друзьями договориться об условных сигналах.

Таким образом, при соблюдении этих несложных правил, вы сможете минимизировать возможность незаконного привлечения к ответственности за невозможность получить разрешение на регистрацию по месту жительства или пребывания.

 

Документы по теме: 

Новости по теме:

Материалы по теме:

Вся информация о порядке регистрации по месту пребывания – в разделе "Гражданство" нашей Домашней правовой энциклопедии

Прописка на даче: за и против

Прописка на даче: за и против
В октябре 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В случае одобрения поправок, у россиян появится возможность зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, принадлежащем им на праве собственности и расположенном на садовом и дачном земельном участке. О том, какая ситуация с регистрацией по месту жительства в жилом доме, расположенных на садовых и дачных земельных участках на данный момент, а также с какими сложностями может столкнуться желающий зарегистрироваться в таком доме, в случае принятия изменений, читайте в нашем материале.

Исследования:

43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства

21 января 2014
43% опрошенных не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства
3 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым была ужесточена ответственность за нарушения в сфере регистрации граждан по месту жительства. Результаты нашего опроса показывают, что с этим ужесточением могут столкнуться 43% граждан, которые не имеют возможности зарегистрироваться по месту жительства по независящим от них причинам.

Почти треть опрошенных готовы зарегистрироваться в жилом доме, расположенном на дачном или садовом участке

11 ноября 2013
Почти треть опрошенных готовы зарегистрироваться в жилом доме, расположенном на дачном или садовом участке
15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". В случае принятия законопроекта, данные поправки позволят россиянам зарегистрироваться по месту жительства в жилых домах, принадлежащих им на праве собственности и расположенных на садовых, дачных участках и землях сельскохозяйственного назначения.

 

Инфографика:

"Резиновые" квартиры в России

24 января 2014
"Резиновые" квартиры в России
По оценкам ФМС РФ на территории России находится до 11 000 "резиновых" квартир, в которых зарегистрированы более 600 000 человек. При этом за 2011-2012 годы место своего проживания в России поменяли на другие регионы 7 609 500 человек. Какова статистика внутренней миграции населения, как и почему создаются "резиновые" квартиры и какое наказание установлено за фиктивную регистрацию, узнайте из нашей инфографики.