Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
* |
| © rutchapong / Фотобанк 123RF.com |
ВС РФ на официальном сайте опубликовал полное мотивированное определение по делу о признании недействительной сделки купли-продажи квартиры, принадлежавшей российской певице Ларисе Долиной (Определение Верховного Суда России от 16 декабря 2025 № 5-КГ25-174-К2). Все судебные акты нижестоящих судов отменены из-за существенных нарушений норм права.
В основу принятого Верховным Судом определения легли следующие положения.
Продавец утверждала, что совершила сделку под влиянием заблуждения (ст. 178 Гражданского кодекса). Однако не всякое заблуждение признается пороком сделки, а лишь существенное, то есть при отсутствии которого сторона, разумно и объективно оценивая ситуацию, не совершила бы сделку вовсе. Раскрывая понятие существенности, законодатель в п. 2 данной статьи приводит открытый перечень обстоятельств, заблуждение относительно которых считает существенным, а в п. 3 статьи устанавливает, что заблуждение относительно мотивов сделки и ее правовых последствий таковым не является.
Вопрос о степени заблуждения подлежит исследованию в каждом конкретном деле. При этом суд должен оценить, проявил ли истец необходимую осмотрительность при совершении оспариваемой им сделки. Продавец полагала, что заключает договор для пресечения совершаемых в отношении нее мошеннических действий и заблуждалась относительно последствий, то есть в том, что совершенная сделка будет аннулирована, а право собственности на квартиру будет ей возвращено. Эти обстоятельства не могут являться основаниями для признания сделки недействительной. Из искового заявления, протоколов допроса Долиной Л.А. как потерпевшей по уголовному делу прямо следует, что истец желала совершить именно эту сделку с соответствующими правовыми последствиями.
Суд первой инстанции неверно истолковал положения ст. 178 ГК РФ и не применил п. 3 указанной статьи, исключавший в этом деле признание сделки недействительной.
Истец полностью дееспособна, зарегистрирована в качестве ИП, на протяжении жизни с учетом характера своей деятельности заключала множество договоров и контрактов. С таким уровнем познаний и опыта она могла проявить должную степень осмотрительности и заботливости и осознавать правовые последствия совершаемой сделки.
Второй важный момент, на который обращает внимание Верховный Суд, касается поведения другой стороны сделки. Согласно ст. 178 ГК РФ оспаривание сделки при безупречном и добросовестном поведении стороны по мотиву заблуждения не допускается. Однако недобросовестного поведения Лурье П.А. при заключении сделок судами установлено не было.
Продавец также ссылалась на ст. 177 ГК РФ и утверждала, что не могла понимать значение своих действий и руководить ими. Такое обстоятельство должно быть подтверждено экспертизой. Однако от проведения судебной экспертизы при рассмотрении гражданского дела истец отказалась, а заключение экспертизы, проведенной в рамках уголовного дела, не может подтверждать нахождение Долиной Л.А. в момент совершения сделки в таком состоянии, когда она не была способна понимать значение своих действий или руководить ими.
Эти выводы ВС РФ послужили основанием для признания права покупателя на спорную квартиру. Вопрос о принудительном выселении продавца и членов ее семьи рассмотрит суд апелляционной инстанции 25 декабря.