Новости и аналитика Новости В налоговом законодательстве не будут закреплять понятие "должная осмотрительность"

В налоговом законодательстве не будут закреплять понятие "должная осмотрительность"

В налоговом законодательстве не будут закреплять понятие "должная осмотрительность"
© kantver / Фотобанк Фотодженика

Налоговая служба сообщает, что этот термин, а также критерии применения должной осмотрительности определены в судебных актах Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ (письмо ФНС России от 25 апреля 2023 г. № БВ-19-7/126@). Так, в одном из этих судебных решений указано, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков (определение КС РФ от 25 июля 2001 г. № 138-О). В другом ВАС РФ использовал понятие "должной осмотрительности" в контексте получения организацией или ИП необоснованной налоговой выгоды (постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). 

Согласно позиции ВАС РФ проявление надлежащей осмотрительности предполагает при выборе контрагентов не только оценку условий сделки и их коммерческую привлекательность, но и деловую репутацию, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта.

ВС РФ также отмечает, что оценка проявления налогоплательщиком должной осмотрительности не должна сводиться к выявлению изъянов в эффективности и рациональности его хозяйственных решений, а должна исходить из стандарта осмотрительного поведения в гражданском (хозяйственном) обороте, ожидаемого от его разумного участника в сравнимых обстоятельствах (определение ВС РФ от 14 мая 2020 г. № 307-ЭС19-27597 по делу № А42-7695/2017).

В налоговом законодательстве также содержатся нормы, определяющие критерии добросовестности контрагента (ст. 54.1 Налогового кодекса). Налоговая служба не раз указывала на недопустимость применения формального подхода при оценке соблюдения налогоплательщиком этих критериев. Проверяющие должны учитывать условия делового оборота, в рамках которого заключалась оспариваемая сделка (письмо ФНС России от 10 марта 2021 г. № БВ-4-7/3060@). В связи с этим, по мнению ФНС России, нет необходимости дополнительно закреплять в налоговом законодательстве термин "должная осмотрительность".

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Налоговый кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Обновлен порядок получения доступа налоговых органов к информационным системам организаций

Обновлен порядок получения доступа налоговых органов к информационным системам организаций

ФНС России разработала формы заявок на подключение к информационной системе организации, а также для настройки защищенной связи передачи данных при проведении налогового мониторинга.

На сайте ФНС России размещены данные о доходах и расходах налогоплательщиков за 2022 год

На сайте ФНС России размещены данные о доходах и расходах налогоплательщиков за 2022 год

Также опубликованы открытые данные по применяемым налогоплательщиками спецрежимам.

Скорректированы правила формирования реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну

Скорректированы правила формирования реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну

В частности, в связи с упразднением ПФР в новой редакции изложены требования к указанию сведений об источнике финансирования заключенного контракта.

Как аудиторам проверять консолидированную отчетность с изъятием отдельных сведений: разъяснения Минфина России

Как аудиторам проверять консолидированную отчетность с изъятием отдельных сведений?

В частности указывается, что аудиторское заключение о полной консолидированной финансовой отчетности не может быть приложено к консолидированной финансовой отчетности с изъятием отдельных сведений, в том числе раскрываемой консолидированной финансовой отчетности.