Новости и аналитика Новости Проценты по ст. 395 ГК РФ нельзя взыскивать в спорах между ТФОМС о средствах ОМС

Проценты по ст. 395 ГК РФ нельзя взыскивать в спорах между ТФОМС о средствах ОМС

Проценты по ст. 395 ГК РФ нельзя взыскивать в спорах между ТФОМС о средствах ОМС
© belchonock / Фотобанк Фотодженика

Положения ст. 395 Гражданского кодекса к правоотношениям между ТФОМС разных субъектов РФ не применимы, потому что эти правоотношения не носят гражданско-правового характера и возникли не в силу договорных отношений, а относятся, по сути, к финансовым и административным отношениям (П. 24 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3 (2022) (утв. Президиумом ВС РФ 21.12.2022)).

На это указал Верховный Суд РФ в свежем обзоре судебной практики:

  • в соответствии с п. 1 ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором;
  • однако п.3 ст. 2 ГК РФ предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством;
  • согласно положениям ст. 34 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в РФ" (далее – Закон № 326-ФЗ) территориальный фонд ОМС осуществляет в том числе управление средствами ОМС на территории субъекта РФ, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медпомощи в рамках программ ОМС и в целях обеспечения финансовой устойчивости ОМС на территории субъекта РФ, а также решения иных задач, установленных указанным федеральным законом, положением о ТФОМС, законом о бюджете ТФОМС; аккумулирует средства ОМС и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ ОМС в субъектах РФ, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости ОМС в порядке, установленном Федеральным фондом; осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медорганизациями, в том числе проводит проверки и ревизии;
  • денежные средства ОМС являются федеральной собственностью и ТФОМС может только управлять государственными средствами ОМС, имеющими целевое значение, а также осуществлять государственный контроль за поступлением и расходованием этих средств;
  • Разъяснения Пленума ВС РФ и Обзоры судебной практики Президиума ВС РФ за 2022 год. Получите полный доступ к "Энциклопедии судебной практики" системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

    Получить доступ
  • обязанность ТФОМС по месту страхования возместить территориальному фонду ОМС по месту оказания медпомощи расходы по оплате медицинской помощи, оказанной в рамках базовой программы ОМС лицам, застрахованным в других субъектах РФ, установлена не ГК РФ, а Законом № 326-ФЗ и правилами ОМС. Следовательно, в случае спора по этому вопросу между ТФОМС разных регионов отсутствует неправомерное пользование денежными средствами одного ТФОМС со стороны второго территориального фонда ОМС;
  • правоотношения между территориальными фондами ОМС не являются по своей природе обязательственными правоотношениями, не носят гражданско-правового характера и возникли не в силу договорных отношений, а относятся, по сути, к финансовым и административным отношениям.
Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Читайте также:

Штраф за "нецелевку" – за каждое перечисление средств на неустановленные цели

Штраф за "нецелевку" – за каждое перечисление средств на неустановленные цели

Прокуратура установила, что в течение двух лет сельская администрация расходовала бюджетные средства не по целевому назначению.

Покупка лекарств, впоследствии бесплатно переданных другой организации, не является "нецелевой" тратой средств ОМС

Покупка лекарств, впоследствии бесплатно переданных другой организации, не является "нецелевой" тратой средств ОМС

Действия по неиспользованию препаратов с истекающим сроком годности не могут быть признаны нецелевым использованием средств ОМС.

Как медорганизации авансируются средствами ОМС после 1 августа?

Как медорганизации авансируются средствами ОМС после 1 августа?

Минздрав России и ФФОМС выпустили совместное разъяснение о порядке авансирования медорганизаций в связи с летними поправками в сложившийся порядок.

Срок исковой давности о взыскании "нецелевых" средств ОМС начинает течь со дня, следующего после даты, установленной для возврата этих средств

Срок исковой давности о взыскании "нецелевых" средств ОМС начинает течь со дня, следующего после даты, установленной для возврата этих средств

Причем течение срока не приостанавливается, если медорганизация оспаривала данное решение ТФОМС в суде, а сам ТФОМС в суд не обращался.