IT
Новости и аналитика Новости Что в имени тебе моем: законно ли продавать и покупать никнеймы?

Что в имени тебе моем: законно ли продавать и покупать никнеймы?

Что в имени тебе моем: законно ли продавать и покупать никнеймы?
© stockgiu / Фотобанк Фотодженика

Telegram запустил специальную платформу Fragment по продаже логинов Telegram. Идея заключается в том, что красивые юзернеймы можно будет покупать на аукционе, а впоследствии – владельцы имен пользователей смогут передавать их заинтересованным сторонам в защищенных сделках. Примечательно, что среди наиболее популярных на аукционе названий встречаются бренды, например, @dior, @adidas, @amazon, @chanel и т.п. В связи с этим возникает вопрос о том, не является ли покупка и продажа никнеймов нарушением интеллектуальных прав брендов? Разберемся с юридической стороной вопроса.


Можно ли покупать юзернеймы в социальных сетях и мессенджерах?

Прежде чем определить правовую квалификацию такой сделки, стоит рассмотреть принцип работы данного аукциона. Юрист адвокатского бюро Asterisk Вячеслав Климов объяснил так: покупатель делает ставку, деньги "замораживаются" на счете, и если ставка не будет перебита в течение недели, то пользователь получит никнейм. По словам создателя Telegram Павла Дурова, право собственности будет защищено в блокчейне с помощью смарт-контрактов, подобных NFT.

Смарт-контракт – это договор в электронной форме, исполнение прав и обязанностей по которому осуществляется путем совершения цифровых транзакции на электронной площадке в строго определенной таким договором последовательности. Таким образом, все юридическое оформление будет осуществляться с помощью интернет-сервисов и не потребует каких-либо иных действий правового характера, объяснил эксперт. Участие в данном случае в купле-продаже никнейма и есть оформление договора в классическом его понимании (п. 1 ст. 420 Гражданского кодекса).

С юридической точки зрения использование договора для продажи-покупки никнеймов на площадке мессенджера не противоречит законодательству, согласилась советник, глава практики защиты интеллектуальной собственности юридической фирмы "Рыбалкин, Горцунян, Дякин и Партнеры" Мария Самарцева. Однако стороны в договоре должны четко определить его существенные условия, например, условие о предмете – в данном случае информация о никнейме, его написание, а также цена.

По своей сути никнейм в Telegram не является самостоятельным объектом интеллектуальной собственности, заметил старший юрист SEAMLESS Legal Владислав Елтовский. Он представляет собой идентификатор, который позволяет легче найти тот или иной контакт в конкретном мессенджере. Примеров идентификаторов много – например, названия аккаунтов в социальных сетях. Более того, сама идея по продаже никнейнов не является новой, существуют примеры сервисов, которые также позволяют покупать и продавать никнеймы на аукционе.

С точки зрения российского законодательства отсутствуют какие-либо препятствия для продажи никнеймов через сайты, считает Владислав Елтовский. Более того, в число digital-активов, приобретение которых возможно в Интернете, входят аккаунты и каналы в социальных сетях, поэтому в целом отсутствуют какие-либо препятствия для заключения договоров в отношении никнеймов. В случае с fragment.com единственным препятствием при оценке исключительно с точки зрения российского права является оплата никнеймов криптовалютой, уверен эксперт. Так как платформа не подчиняется российскому праву, то нет препятствий принимать оплату в криптовалюте, считает он.


Нарушаются ли интеллектуальные права брендов?

Если покупка и продажа никнеймов легальна, то открытым остается вопрос о том, является ли нарушением использование никнейма, который аналогичен названию известного бренда или компании. Например, в топе аукциона на данный момент встречаются @fifa, @adidas, @amazon, @canon, @audi. Мнения юристов по вопросу покупки таких никнеймов без намерения использовать для извлечения прибыли разделились. Одни считают, что это не является нарушением прав интеллектуальной собственности. Так, Вячеслав Климов полагает, что если действие никнейма ограничивается пределами названия аккаунта пользователя, который не ведет коммерческую деятельность, а никнейм используется для коммуникации, такое поведение не может квалифицироваться как нарушение использования товарного знака.

Однако большинство других опрошенных экспертов не согласны с таким утверждением. Так, Мария Самарцева считает, что соответствующий подход сложно признать состоятельным, поскольку владение спорным никнеймом может представлять угрозу нарушения и может быть расценено, как подготовка к нарушению. Если средство индивидуализации (в числе которых фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак) имеет правовую охрану, то его незаконное использование третьими лицами может быть признано нарушением, в том числе прав интеллектуальной собственности.

Аналогичным образом использование – предложение к продаже и покупка – никнеймов, сходных до степени смешения или тождественных охраняемым средствам индивидуализации, может, по мнению эксперта, представлять собой нарушение. Интересно, что в американской правовой системе даже существует специальный термин для таких нарушений Username Squatting, означающий присвоение чужого имени в социальной сети, что обычно включает в себя регистрацию определенного имени пользователя или описания учетной записи с недобросовестным намерением (например, для последующей продажи страницы, никнейма или дескриптора по завышенной цене владельцу товарного знака).

МНЕНИЕ

Мария Самарцева, советник, глава практики защиты интеллектуальной собственности юридической фирмы "Рыбалкин, Горцунян, Дякин и Партнеры":

По моему мнению, к незаконным видам использования можно одинаково отнести не только покупку, но и продажу никнейма с наименованием бренда, поскольку оба действия обусловлены в конечном счете целями извлечения прибыли. Так, покупка и использование никнейма, тождественного или сходного до степени смешения со средством индивидуализации третьего лица, может вызывать смешение в глазах потребителей и вводить в заблуждение относительно принадлежности такого никнейма к бренду правообладателя.

Проблема будет иметь тенденцию к обострению, если такой никнейм будет использоваться в целях извлечения прибыли, в особенности, для товаров и услуг из тех же категорий, для которых используется оригинальное средство индивидуализации, например, товарный знак. Предложение к продаже тоже может быть признано нарушением, поскольку оно направлено на извлечение коммерческой выгоды за счет известности и узнаваемости средства индивидуализации, где узнаваемость и известность – это факторы, способствующие повышению цены и выгоды от продажи. Кроме того, сам правообладатель, опасаясь, что третье лицо станет управлять никнеймом, тождественным его средству индивидуализации, может оказаться в условиях, когда он вынужден осуществить выкуп такого никнейма для минимизации риска его попадания в руки третьих лиц. На практике аналогичная проблема существует, например, с доменными именами, тождественными или сходными с известными брендами. Мошенники покупают похожие доменные имена зачастую чтобы мимикрировать под бренд правообладателя или паразитировать на нем, а также в других целях – фишинг, мошенничество, размывание бренда, недобросовестная реклама и пр".


С точки зрения правового регулирования сущность подобных споров сходна с доменными спорами, практика по которым является довольно развитой как во всем мире, так и в России, считает Владислав Елтовский. Соответственно, направление разрешения подобных споров на принципиальном уровне, вероятнее всего, пойдет аналогичным путем. Напомним, к доменным в том числе относят споры, связанные с использованием без согласия правообладателя принадлежащих ему средств индивидуализации в доменном имени. Например, пользователь может зарегистрировать домен, который содержит торговый знак бренда – компания, которая зарегистрировала такой торговый знак, может это оспорить (по смыслу ст. 1484 ГК РФ).

Таким образом, сам по себе факт регистрации никнейма с брендовым наименованием не может быть признан нарушением прав, резюмировал Владислав Елтовский. Однако, если он будет использоваться в отношении товаров или услуг, для которых охраняется товарный знак, то нарушение является явным. Кроме того, также является основанием для признания действий нарушением недобросовестность при регистрации, заметил он. К примеру, в сфере доменных имен, регистрация доменного имени исключительно для целей продажи его правообладателю является нарушением. Таким образом, на уровне принципов баланс интересов правообладателя и прав любого лица зарегистрировать никнейм соотносится с доменными именами и товарными знаками, заключил Владислав Елтовский.


С какими проблемами могут столкнуться приобретали никнеймов?

Наибольшей проблемой по сравнению с доменными именами является потенциальная неисполнимость судебных и иных решений, так как децентрализация криптовалют [то есть отсутствие конкретного местоположения – Ред.] не всегда позволяет исполнить судебные решения, обратил внимание Владислав Елтовский. При наличии правовой охраны на территории, для аудитории которой используется спорный никнейм, должна быть обеспечена возможность судебной защиты бренда правообладателя, напомнила Мария Самарцева. Эксперт уверена, что с учетом новизны такого явления, как продажа никнеймов в мессенджере за криптовалюту на условиях смарт-контракта, существует ряд правовых пробелов, которые обоснованы отсутствием судебной практики и в целом нетривиальной природы комплекса отношений, включающих в себя:

  • платформу обмена сообщениями, тяготеющую к формату социальной сети;
  • пользователей – как физических, так и юридических лиц;
  • использование смарт-контрактов на технологиях блокчейн;
  • использование криптовалюты;
  • трансграничный фактор – доступность для покупки и использования в любой точке мира;
  • отсутствие процедуры KYC (проверки данных покупателя) при купле-продаже никнейма.

Все это может повлиять на возникновение различных сложностей, связанных с реализацией защиты нарушенных прав, уверена Мария Самарцева. Так, правообладатель может столкнуться со сложностью корректного определения лица нарушителя или ответчика, сложностями в построении эффективной схемы действий по защите нарушенных прав, в определении подсудности, в сборе и верификации доказательств, а при успешном рассмотрении в суде – по реализации мер ответственности, принятых судом, включая возможные материальные требования.

МНЕНИЕ

Владислав Елтовский, старший юрист SEAMLESS Legal:

В случаях с доменными именами есть централизация, которая позволяет однозначно исполнять решения на территории конкретного государства через аккредитованных регистраторов доменных имен. Для криптовалют такой регистратор может попросту отсутствовать, что не позволит фактически исполнить решение. К примеру, если распределение и использование идентификатора осуществляется исключительно с помощью смарт-контракта, а конкретного пользователя установить невозможно.

Однако, в случае с Fragment и соответственно использованием никнейма в Telegram исполнение судебных решений возможно, так как есть Telegram, кому соответствующие требования и будут направлены. При этом Telegram в этом случае лишь посредник, который позволяет системе никнеймов функционировать. Для того, чтобы инициировать какие-либо судебные процедуры, правообладателю нужно будет установить нарушителя. В этом случае возможность этого будет зависеть от конкретного кейса, к примеру, продвигаются ли какие-либо конкретные услуги с использованием никнейма с раскрытием конкретного лица. Возможно, Telegram установит какие-либо правила использования никнеймов на случай споров.


На уровне принципов регулирования ситуация с никнеймами не является уникальной, считает Владислав Елтовский. Основная проблема – определение юридических действий, которые следует предпринять. Здесь, правообладатели действительно могут быть поставлены в затруднительное положение, уверен эксперт. Он напомнил, что такие ситуации случаются и в доменных спорах, когда доменные имена регистрируются на компании, которые зарегистрированы в отдаленных юрисдикциях. В случае с Fragment не исключено, что Telegram разработает правила использования, блокировки и передачи никнеймов в случаях нарушения исключительных прав на товарные знаки, уверен Владислав Елтовский. К примеру, они будут блокировать никнеймы в случае судебного решения, подтверждающего нарушение.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Гражданский кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Проблемы защиты региональных брендов в Российской Федерации

Проблемы защиты региональных брендов в Российской Федерации

Недостаточная защищенность на законодательном уровне больше всего касается товарных знаков, которые содержат указание на географическую область или аналоги, что приводит к росту случаев злоупотребления правом со стороны правообладателей. Предложения для предупреждения и профилактики – в материале.

Как защитить доменное имя компании: инструкция к применению

Как защитить доменное имя компании: инструкция к применению

Трудно представить компанию или предпринимателя без присутствия в сети "Интернет". В последние годы увеличилось количество правовых конфликтов в области защиты конкуренции и результатов интеллектуальной деятельности. Одним из полей юридического сражения стало доменное имя. В своей авторской колонке адвокат Алексей Азаров ответит на вопросы, как правильно зарегистрировать доменное имя и не потерять его, и что делать, если его пытаются отнять

Принудительное лицензирование контента: мнение экспертов

Принудительное лицензирование контента: мнение экспертов

В чем отличие пиратства от принудительного лицензирования? Что предлагает законопроект о принудительном лицензировании зарубежного контента? Ответ на эти и другие вопросы – в нашем материале.

Регулирование NFT: что предлагает первый в России законопроект

Регулирование NFT: что предлагает первый в России законопроект

Что представляет собой NFT? Применимы ли к ней действующие правовые конструкции? Ответ – в нашем материале.