Новости и аналитика Новости Безвозмездная передача: "старые" проводки по новым правилам

Безвозмездная передача: "старые" проводки по новым правилам

Безвозмездная передача: "старые" проводки по новым правилам
racorn / Depositphotos.com

Одна из главных задач, обозначенных финансовым ведомством в прошлом году, – это новый порядок отражения в учете и отчетности организаций бюджетной сферы безвозмездных передач активов и обязательств. Цель – выделить неденежные расчеты не только между участниками бюджетного процесса - казенными учреждениями, органами госвласти, органами местного самоуправления, но и обособить расчеты с бюджетными и автономными учреждениями. Такая потребность возникла в связи с вступлением в силу Стандарта "Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность" и, как следствие, необходимостью провести сверку расчетов между всеми организациями бюджетной сферы, а также исключить взаимосвязанные показатели в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств внутри сектора госуправления, включая бюджетные и автономные учреждения.

Одним из вариантов, который рассматривался Минфином России и даже принял форму проекта по правок к Инструкции № 157н в августе 2021 года, предусматривалось изменение наименования и назначения счета 304 04, введение к нему новых аналитических счетов для отражения расчетов внутри сектора госуправления начиная с расчетов между казенными учреждениями, подведомственными одному ГРБС, и вплоть до межведомственных расчетов с АУ и БУ разных уровней бюджетов.

Вместе с тем на сегодняшний день Инструкции по учету не содержат ни новых счетов, ни новых проводок, а значит, схема отражения безвозмездных передач с участием организаций бюджетной сферы остается прежней. К тому же изменения в Инструкции по отчетности №№ 191н и 33н, которые были внесены в конце 2021 года, отличаются от своих августовских проектов и больше не предусматривают отражение в отчетности детализированных счетов 304 Х4.

Но! Новый порядок отражения в учете безвозмездных передач уже существует благодаря одному очень важному документу – недавнему Приказу № 187н с изменениями в Порядок формирования и применения КБК № 85н. Именно Приказом № 187н начиная с 2022 года предусмотрен новый подход к кодировке безвозмездных неденежных поступлений и передач НФА, финансовых активов (кроме денег и их эквивалентов), а также обязательств. В новостном материале от 21 января текущего года мы уже рассказывали о том, что для отражения неденежных поступлений и выбытий введены новые коды:

  • статья АнКВД 190 "Безвозмездные неденежные поступления" с детализацией на подстатьи 191 – 198;
  • элементы видов расходов 801 – 809 группы 800 "Иные межбюджетные ассигнования".

Напомним, что Порядок № 85н определяет правила формирования и применения КБК, которые необходимо использовать всем организациям бюджетной сферы для ведения бюджетного / бухгалтерского учета и составления отчетности. Именно благодаря новым кодам реализован механизм, позволяющий выделить безвозмездные неденежные поступления и передачи как внутри сектора госуправления, так и расчеты с организациями госсектора и иными контрагентами.

Таким образом задача по внедрению нового порядка отражения в учете безвозмездных поступлений/передач выполнена, причем способ ее реализации – поистине "Соломоново решение" финансового ведомства, ведь менять корреспонденции счетов, давно ставшие привычными, не потребовалось, достаточно лишь правильно сформировать номер счета, а именно 1 - 17 разряды счетов 304 04, 401 10 и 401 20, и все неденежные расчеты будут разложены по полочкам как в учете, так и в отчетности.

С учетом этих новшеств начиная с 2022 года безвозмездные неденежные поступления  активов и обязательств следует отражать:

  • субъектам бюджетного учета (казенным учреждениям и органам власти/местного самоуправления) – с указанием в 1 – 17 разрядах номеров счетов 0 401 10 19Х, 0 304 04 ХХХ кода доходов 000 2 07 10000 00 0000 19Х с детализацией по подстатьям, элементам доходов кода вида доходов бюджетов, а также с детализацией АнКВД 190 на элементы 191 – 199;
  • автономным и бюджетным учреждениям – с указанием в 15 - 17 разрядах номеров счетов 0 401 10 19Х, 0 304 04 000 соответствующего элемента 191 – 198 АнКВД 190.

Безвозмездные передачи, в свою очередь, отражаются с указанием в 15 - 17 разрядах номеров счетов 0 401 20 2ХХ, 0 304 04 ХХХ соответствующего КВР 801 - 809 группы 800 "Иные межбюджетные ассигнования".

Отметим, что в части 24 - 26 разрядов в номерах счетов 304 04, 401 10 и 401 20 изменений не произошло, за одним исключением: начиная с 2022 года межбюджетные безвозмездные передачи капитального характера отражаются на счете 0 401 20 254 вместо использовавшегося ранее счета 0 401 20 251, на котором остались только межбюджетные передачи текущего характера.

Для правильного отражения в учете безвозмездных поступлений в сектор государственного управления и выбытий из него необходимо учесть несколько нюансов:

1. К неденежным поступлениям в целях применения АнКВД 191 – 198 относятся безвозмездные поступления в организацию бюджетной сферы имущества, иных активов и обязательств, за исключением денег, от других организаций/контрагентов, включая организации бюджетной сферы.

В свою очередь, к неденежным передачам в целях применения КВР 801 – 809 относятся безвозмездные передачи от организации бюджетной сферы другим контрагентам, в том числе организациям бюджетной сферы

Иными словами, всегда присутствует вторая сторона безвозмездных неденежных расчетов. Например, оприходование излишков, выявленных по результатам инвентаризации, или восстановление в балансовом учете имущества, учтенного за балансом, к таким расчетам не относится, данные операции возникают внутри самого учреждения и контрагент – передающая сторона – отсутствует.

2. Выбор кода доходов бюджета, АнКВД, КВР зависит от того, кто является контрагентом. Для применения конкретного АнКВД 191 - 198 важно определить, ОТ КОГО поступили активы и обязательства. В свою очередь при передаче для выбора соответствующего КВР 801 – 809 важно, КОМУ переданы активы и обязательства.

3. Выбор корреспонденций по отражению безвозмездных передач внутри сектора государственного управления зависит от типа расчетов. Иными словами, нужно установить учредителя/ГРБС и публично-правовое образование, которым создана организация бюджетной сферы, выступающая при передачах в качестве контрагента:

Тип расчетов

Между кем происходит безвозмездная передача

внутренние расчеты

между обособленными подразделениями и/или головной организацией

внутриведомственные расчеты

между учреждениями в рамках одной главы/ведомства, подведомственными одному ГРБС/учредителю

межведомственные расчеты

между учреждениями в рамках одного публично-правового образования, подведомственными разным ГРБС/учредителям одного уровня бюджета

межбюджетные расчеты

между учреждениями, созданными различными публично-правовыми образованиями

4. Также необходимо выделять расчеты с организациями государственного сектора, к которым согласно положениям Порядка № 209н относятся:

  • государственные (муниципальные) унитарные предприятия;
  • государственные корпорации и компании;
  • публично-правовые компании.

Как было отмечено, новый механизм формирования номеров счетов 1 304 04 000, 0 401 20 240, 0 401 20 250 и 0 401 20 280, предусмотренный в Порядке  № 85н для кодировки безвозмездных неденежных передач и поступлений, еще не нашел своего отражения в Инструкциях по учету. Но, несмотря на пока закрепленный в Инструкциях по учету особый порядок формирования номеров указанных счетов в ситуации, когда они корреспондируют со счетами 101 00 и 201 35, – с отражением в 5 - 17 разрядах нулей, рекомендуем формировать номера счетов в части 15 - 17 разрядов по новым правилам уже сегодня, не дожидаясь внесения изменений в эти нормы Инструкций по учету. Но! Для соблюдения всех норм законодательства такой порядок формирования номера счета с применением новых КВР 801 – 809 для счетов 1 304 04 000, 0 401 20 240, 0 401 20 250 и 0 401 20 280 при отражении в учете операций по безвозмездной передаче НФА необходимо закрепить в учетной политике. В таком случае будут выполнены требования как Порядка № 85н, так и Инструкций по учету №№ 162н174н183н, которыми установлено право учреждений отражать в 1 - 17 разрядах номера счета, имеющих нулевые значения, соответствующие КБК для получения дополнительной аналитики.

А наши специальные таблицы помогут детально разобраться, как отражаются в учете начиная с 2022 года безвозмездные поступления и передачи, и в чем отличие нового порядка от ранее действующего:

  1.  Безвозмездные поступления НФА в казенных учреждениях, органах власти и местного самоуправления;
  2. Безвозмездные передачи НФА в казенных учреждениях, органах власти и местного самоуправления;
  3. Безвозмездные поступления НФА в автономных и бюджетных учреждениях;
  4. Безвозмездных передачи НФА в автономных и бюджетных учреждениях.

В заключение еще раз отметим: необходимо разграничивать безвозмездные неденежные поступления, возникающие в результате поступления или передач активов и обязательств извне, когда есть контрагент - передающая или принимающая сторона, и внутренние операции учреждения, как, например:

  • оприходование имущества по результатам инвентаризации,
  • оприходование матзапасов по результатам ремонтных работ,
  • принятие к учету впервые вовлеченного в хозяйственный оборот земельного участка, госсобственность на который не разграничена,
  • "поднятие" на баланс имущества с забалансовых счетов.

При формировании номеров счетов 0 401 10 199, 0 401 10 172, применяемых в указанных случаях, действуют другие правила и применяются коды, не относящиеся к подгруппе доходов 2 07 "Прочие безвозмездные поступления", а значит, и иные АнКВД, отличные от АнКВД 190. Запомнившейся многим "цифровой аналогии" между АнКВД и КОСГУ с 2019 года не существует.

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации 

Читайте также:

КВР и КОСГУ для оплаты энгергосервисных договоров

КВР и КОСГУ для оплаты энгергосервисных договоров

Если договор поставки энергетических ресурсов включает в себя одновременно и элементы энергосервисного договора, могут возникнуть сложности.

Обновлена сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов

Обновлена сопоставительная таблица целевых статей расходов и кодов видов доходов

Также скорректирована таблица соответствия кодов классификации доходов и статей (подстатей) КОСГУ кодам Классификации доходов, установленным Руководством по статистике государственных финансов (СГФ - 2014).

Августовское пополнение Путеводителя по формам первичных документов и регистров

Августовское пополнение Путеводителя по формам первичных документов и регистров

В частности, в нем можно найти образцы документов по внутреннему финансовому аудиту и акта инвентаризации резервов предстоящих расходов.

Когда "казенке" можно отправить в бюджет невостребованные контрагентом средства по КФО 3?

Когда "казенке" можно отправить в бюджет невостребованные контрагентом средства по КФО 3?

Подробности — в новом материале "Энциклопедии решений" — "Учет расчетов по средствам, полученным во временное распоряжение, в случае их перевода в состав доходов".