Новости и аналитика Новости Нужно ли инспектору составлять акт выездного обследования или акт наблюдения за исполнением обязательных требований?

Нужно ли инспектору составлять акт выездного обследования или акт наблюдения за исполнением обязательных требований?

Нужно ли инспектору составлять акт выездного обследования или акт наблюдения за исполнением обязательных требований? 
AllaSerebrina / Depositphotos.com

Минэкономразвития России представило неожиданный взгляд на проблему составления актов "заочных" контрольных (надзорных) мероприятий – тех, что проводятся без взаимодействия с контролируемым лицом:

  • выездного обследования (тайная выездная лайт-проверка),
  • и мониторинга безопасности, иначе – наблюдения за соблюдением обязательных требований (это проверка и анализ документов и иных данных о деятельности контролируемого лица, к которым имеет доступ инспектор, в том числе из сети Интернет).

Напомним, что ч. 2 ст. 88 нового Закона о госконтроле абсолютно определенно требует от надзорного органа направить акт такого мероприятия тому лицу, деятельность которого только что была проверена, потому что у того, разумеется, есть законное право знакомиться с результатами проверки, тем более что по ее итогам можно получить предписание, административный штраф или, по меньшей мере, предостережение.

А раз этот акт направляется контролируемому лицу, то – исходя из здравого смысла – он должен быть составлен. Правда, среди типовых форм документов, составляемых во время проверок, нет ни акта выездного обследования, ни акта мониторинга безопасности. А следовательно, форму такого акта надзорный орган должен утвердить сам.

Однако позиция Минэкономразвития, кажется, позволяет надзорным органам пренебречь составлением этих актов:

  • по мнению ведомства (которое, кстати сказать, имеет уникальное право давать разъяснения Закону о госконтроле), с учетом системного толкования ст. 87 и ст. 88 упомянутого Закона составление акта по результатам проведения КНМ без взаимодействия с контролируемым лицом не требуется;
  • и при этом – даже без акта КНМ – надзорный орган вправе принимать решения, предусмотренные ч. 3 ст. 74 и ч. 7 ст. 75 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"  (штрафы, предписания, и даже проведение контрольных закупок).

При этом указанное разъяснение (Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 ноября 2021 г. № ОГ-Д24-8165), по мнению ведомства, "не препятствует руководствоваться непосредственно нормами законодательства".

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

Читайте также:

Корпоративное право: жизнь после реформы

Корпоративное право: жизнь после реформы

Что мешает полноценной реализации внесенных в ГК РФ в 2014 году изменений, и как это исправить?

Василий Витрянский

Василий Витрянский: "Надеюсь, после принятия всех отдельных законов в рамках реформы гражданского законодательства появится возможность очистить текст ГК РФ от всех "теневых" поправок"

Член Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, заслуженный юрист РФ, профессор, д. ю. н.

Корпоративный договор, как реальный способ урегулирования взаимоотношений участников

Корпоративный договор как реальный способ урегулирования взаимоотношений участников

Как сделать его эффективно действующим механизмом, а не еще одним декларативным документом, как договор коррелируется с уставом общества и какова природа данного договора? Ответы на эти вопросы – в колонке нашего эксперта.

Как сохранить контроль над компанией, когда ты в "черном списке"?

Как сохранить контроль над компанией, когда ты в "черном списке"?

Если компания исключается из ЕГРЮЛ, единоличный исполнительный орган компании и участник, владеющий долей в компании, равной 50% и более, включаются в "черный список". Как при этом сохранить возможность управлять бизнесом, в своей авторской колонке расскажет наш эксперт .