Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Как отметил в ходе состоявшейся вчера пресс-конференции председатель Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, пандемия COVID-19 не повлияла на эффективность работы нижней палаты парламента и ее комитетов: возглавляемый им комитет, например, в ходе весенней сессии провел 30 заседаний (многие – в онлайн-режиме) и рассмотрел 94 законопроекта.
В рамках предстоящей осенней сессии комитет планирует сосредоточиться в первую очередь на инициативах в сфере природопользования. Одна из важнейших – о возможности оборота земельных участков, которые находятся на территории населенных пунктов, расположенных в зоне хозяйственного назначения национальных парков (соответствующий законопроект1 был внесен в Госдуму 17 июня). Действующим регулированием установлено, что земельные участки в границах нацпарков находятся в федеральной собственности и не подлежат отчуждению, но при этом допускается наличие на территории нацпарков земельных участков иных пользователей и собственников (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; далее – закон об ООПТ). В зоне хозяйственного назначения возможно осуществление деятельности по обеспечению функционирования федерального государственного бюджетного учреждения, которое управляет национальным парком, и жизнедеятельности граждан, проживающих на территории парка, но при этом предоставление последним участков для ведения садоводства и огородничества, индивидуального жилищного или гаражного строительства не допускается (подп. "д" п. 1, подп. "г" п. 2 ст. 15 закона об ООПТ, подп. 1 п. 7 ст. 95 Земельного кодекса). В результате такие граждане – в пояснительной записке к законопроекту отмечается, что в составе 27 национальных парков (всего их на сегодняшний день 63) существует 923 населенных пункта, в которых проживает почти 371 тыс. человек, – находятся в ущемленном по сравнению с жителями других территорий России положении, считают разработчики законопроекта. В целях устранения данной несправедливости и предлагается установить, что земельные участки в границах населенных пунктов, расположенных в зоне хозяйственного назначения национальных парков, в отношении которых не может быть установлено иных – не связанных с вхождением в состав земель ООПТ – ограничений, не изымаются из оборота и могут быть переданы в собственность субъектов РФ или муниципалитетов при условии, что сведения о границах соответствующих населенных пунктов внесены в ЕГРН. А переданные в региональную или муниципальную собственность земельные участки смогут в свою очередь предоставляться для ведения садоводства и огородничества, а также осуществления индивидуального жилищного или гаражного строительства.
Помимо этого, законопроектом предлагается закрепить процедуру изменения границ национальных парков и исправления технических ошибок, допущенных при определении таких границ. Планируется, что соответствующие корректировки будут происходить на основании решений Правительства РФ, принимаемых по представлениям уполномоченного кабинетом министров федерального органа исполнительной власти. Именно в таком порядке происходит в настоящее время создание нацпарков и расширение их территорий (ст. 14 закона об ООПТ). При этом предполагается, что все предложения об изменении границ, исправлении допущенных при их установлении ошибок, а также о расширении территорий национальных парков должны будут рассматриваться на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, порядок проведения которых предстоит определить правительству.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Справка о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий
В ходе осенней сессии может быть устранена и существующая неопределенность правового статуса так называемых лесных поселков в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Речь идет о поселениях, возникших из созданных до 1 января 2007 года для заготовки древесины вахтовых и иных временных поселков в границах земель лесного фонда. Процедура образования населенных пунктов из таких лесных поселков установлена (ч. 11 ст. 15, ч. 20-26 ст. 24 Градостроительного кодекса), но на практике сделать это невозможно, так как согласно подп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 1 мая 1999 г. № 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" в центральной экологической зоне Байкальской природной территории запрещается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, в земли других категорий, за исключением перевода в земли ООПТ. Подготовленным Минприроды России законопроектом № 922421-7 (принят в первом чтении 10 июня) предлагается предусмотреть исключение из этого правила и разрешить перевод таких земель лесного фонда в случае, когда границы населенных пунктов, образуемых из лесных поселков, установлены документами территориального планирования. Таким образом, фактически занятые лесными поселками территории – как отмечается в материалах к законопроекту, в центральной экологической зоне Байкальской природной территории расположено 11 таких поселков: 10 – на территории Республики Бурятия, один – в Иркутской области – станут землями населенных пунктов, что позволит обеспечить нормальную жизнедеятельность их жителей.
Кроме того, продолжится рассмотрение законопроекта2, направленного на предотвращение проблем с наложением границ разных по своему статусу территорий, – о необходимости внесения сведений о границах биосферных полигонов в ЕГРН (в первом чтении принят 9 июля текущего года). Биосферные полигоны, напомним, могут создаваться на части территорий государственных природных заповедников или присоединяться к ним в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, апробирования методов рационального природопользования (п. 2 ст. 10 закона об ООПТ). При этом они не относятся ни к ООПТ, ни к зонам с особыми условиями использования территории, закрытые перечни которых установлены законодательно (ст. 2 закона об ООПТ, ст. 105 Земельного кодекса РФ соответственно), и невнесение сведений об их границах в ЕГРН может привести к наложению территорий биосферных полигонов на земли иных категорий, полагает Николай Николаев (он является автором данного законопроекта). "Границы любых территорий, которые определяются у нас в стране, должны быть внесены в ЕГРН. Мы уже видели, к чему приводит отражение такой информации в разных базах, когда принимали закон о так называемой лесной амнистии: тогда выявилось около 300 тыс. наложений данных Государственного лесного реестра и ЕГРН. Только в Иркутской области было подано почти 30 тыс. исков против людей, десятилетиями живших на своей земле, выделенной им в советские времена в том числе, которая, как вдруг оказалось, попадает в лесные земли. Лучше сразу навести порядок: если появляется новое понятие, такое как биосферный полигон и вообще любая экологическая или какая-то техническая зона, нужно сразу открыто наносить все данные на единую карту", – подчеркнул депутат.
Помимо инициатив, предусматривающих корректировку регулирования природоохранных территорий (выше рассмотрены наиболее значимые из них), в ходе осенней сессии планируется также рассмотреть ряд предлагаемых поправок в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-I "О недрах". На рассмотрении Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям в настоящее время находится несколько соответствующих законопроектов, в том числе3:
_____________________________
1 C текстом законопроекта № 974393-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 Текст законопроекта № 947358-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" и материалы к нему размещены на официальном сайте Госдумы.
3 C текстами соответствующих законопроектов: № 947436-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О недрах" в части отнесения полезных ископаемых к общераспространенным полезным ископаемым", № 664487-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях стимулирования использования отходов недропользования", № 288750-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части уточнения вопросов пользования недрами и использования единой терминологии", № 635567-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" по вопросам содержания лицензии на пользование недрами и внесения в нее изменений" – и материалами к ним можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
Документы по теме:
Читайте также:
Заполнить и подать декларацию по НВОС можно онлайн через личный кабинет
Федеральная кадастровая палата рекомендует правообладателям внести свои контактные данные в ЕГРН
Искусственно образованные природные объекты не облагаются налогом на имущество