IT

Новости и аналитика Новости Поправки в закон об электронной подписи прошли первое чтение

Поправки в закон об электронной подписи прошли первое чтение

Поправки в закон об электронной подписи прошли первое чтение
Gajus-Images/ Depositphotos.com

На прошлой неделе Госдумой в первом чтении был принят законопроект, направленный на реформирование системы выдачи электронной подписи и ее использования в подписании документов различными субъектами1.

Поправками, в частности, предусмотрено, что аккредитованные Минкомсвязью России удостоверяющие центры (далее также УЦ), которые занимаются выдачей квалифицированных сертификатов квалифицированной электронной подписи (далее – КЭП), смогут выдавать их только физическим лицам.

При этом предполагается ужесточить требования к аккредитации и деятельности таких удостоверяющих центров. В частности, планируется:

  • повысить порог собственного капитала УЦ с 7 млн руб. до 1 млрд руб. При наличии у удостоверяющего центра не менее чем в трех четвертях субъектов РФ одного или более филиала или представительства, минимальный размер собственных средств (капитала) может составлять 500 млн руб.;
  • увеличить порог страховой ответственности деятельности аккредитованного УЦ;
  • сократить срок аккредитации УЦ с пяти лет до трех;
  • Кроме того, планируется ввести требование к деловой репутации руководителей таких удостоверяющих центров и лиц, владеющих в них не менее чем 10% капитала, требование о необходимости получения лицензии на деятельность по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием таких средств и т.д.
  • Также согласно поправкам:
  • квалифицированные сертификаты КЭП юридического лица и ИП (за исключением юрлиц и ИП кредитно-финансовой сферы) с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата физического лица, действующего от имени юрлица без доверенности/ физического лица, являющегося ИП, будут создаваться и выдаваться исключительно УЦ ФНС России.
  • квалифицированные сертификаты КЭП кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и ИП, осуществляющих указанные в ч. 1 ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" виды деятельности, будут создаваться и выдаваться УЦ Банка России.
  • квалифицированные сертификаты КЭП для лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностных лиц госорганов, органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений, а также нотариусов будут выдавать УЦ Федерального казначейства.

Помимо этого планируется установить, что при использовании квалифицированной электронной подписи юридическими лицами и ИП должны применяться две электронные подписи:

  • квалифицированная электронная подпись юридического лица/ ИП с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата физлица, действующего от имени юрлица без доверенности/ физлица, являющегося ИП;
  • квалифицированная электронная подпись самого физического лица, действующего от имени юрлица без доверенности/ физлица, являющегося ИП.

Также поправками вводится понятие доверенной третьей стороны. Это юрлицо, осуществляющее деятельность по проверке электронной подписи в электронных документах в конкретный момент времени в отношении лица, подписавшего этот электронный документ, для обеспечения доверия при обмене данными и электронными документами

Помимо этого в проекте содержатся положения о введении федерального государственного надзора в сфере электронной подписи.

Предусмотрен ряд иных изменений.

Предполагается, что в случае принятия закона квалифицированные сертификаты, выданные аккредитованными до его вступления в силу удостоверяющими центрами, будут действовать до истечения срока, на который они выданы (но не более срока действия аккредитации выдавших их УЦ либо 750 дней со дня официального опубликования данного закона).

В заключение отметим, что Правительство РФ поддерживает данную инициативу.

По мнению же Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, законопроект требует существенной доработки ко второму чтению с учетом замечаний и предложений заинтересованных министерств и ведомств, а также позиций, высказанных бизнес-сообществом.

Напомним, что одновременно с рассматриваемым законопроектом в Госдуму был внесен альтернативный законопроект, который во многом повторяет его положения. Но есть и отличия: в частности, он не содержит положений о том, что юрлица должны использовать квалифицированные электронные подписи, выданные именно удостоверяющим центром ФНС России. Как сообщается на официальном сайте Госдумы, в июле текущего года Комитет Государственной Думы по финансовому рынку предлагал вернуть его разработчикам в связи с отсутствием заключения Правительства РФ2 . Однако соответствующее решение Советом Государственной Думы пока не принято.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 747528-7 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования в сфере электронной подписи" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

2 С текстом законопроекта № № 747631-7 О внесении изменений в федеральные законы "Об электронной подписи", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля ( надзора) и муниципального контроля" и "Об аккредитации в национальной системе аккредитации".

Документы по теме:

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ "Об электронной подписи"

Читайте также:

Эксперты рассказали, как защитить недвижимость от мошеннических действий

Эксперты рассказали, как защитить недвижимость от мошеннических действий

Речь идет об ограничении возможности совершения сделок без участия собственника, об использовании усиленной электронной подписи при регистрации прав.

О развитии законодательства в целях предупреждения преступлений, связанных с использованием электронной подписи

О развитии законодательства в целях предупреждения преступлений, связанных с использованием электронной подписи

Физические и юридические лица обладают правами, несут обязанности, могут их создавать, прекращать или изменять. Волеизъявление в отношении прав и обязанностей лица оформляется путем подписания соответствующих решений или актов. Подпись подтверждает, что правами или обязанностями распоряжается именно то лицо, которое указано в документе. Проблема подделывания собственноручной подписи в целях преступной имитации чужого волеизъявления имеет многовековую историю. Вопросы применения электронной подписи в современных условиях не вызывали общественного резонанса, пока широкую известность не получили случаи мошенничества с недвижимостью, где была использована чужая электронная подпись. Какие пробелы существуют в правовом регулировании? Как предупредить преступления в сфере электронной подписи и обеспечить ответственность за ее незаконный оборот? Ответы на эти вопросы в колонке нашего эксперта.

Эксперты обсудили дополнительные меры защиты при использовании электронной цифровой подписи

Эксперты обсудили дополнительные меры защиты при использовании электронной цифровой подписи

В частности, речь шла о повышении требований к удостоверяющим центрам и совершенствовании процесса идентификации.

ФНС России разъяснила порядок действий при неправомерном использовании электронной подписи

ФНС России разъяснила порядок действий при неправомерном использовании электронной подписи

Например, если на гражданина было зарегистрировано юрлицо без его ведома.