Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Новости

Можно ли авиапассажирам фотографироваться на фоне лайнера?

Транспорт
Можно ли авиапассажирам фотографироваться на фоне лайнера?
Syda_Productions / Depositphotos.com
Можно ли авиапассажирам фотографироваться на фоне лайнера?
Syda_Productions / Depositphotos.com

Запрет использовать фото- и видеоаппаратуру в контролируемой зоне аэропорта без разрешения администрации аэропорта сам по себе является законным, однако не имеет, собственно, никакого отношения к пассажирам, которые и попасть в эту контролируемую зону не могут. На это указал Верховный Суд Российской Федерации в деле об оспаривании такого запрета (Решение ВС РФ от 19 октября 2018 г. № АКПИ18-871).

Идею административного иска подарили истцу транспортная прокуратура и районный суд. В свое время будущий истец хотел сделать селфи с мобильного на фоне авиалайнера (перед посадкой в самолет), но "аэросекьюрити" строго запретили ему любую съемку. Пассажир, оставшийся без фото, нажаловался прокурору, а тот ответил, что служба безопасности аэропорта законов не нарушала и мер прокурорского реагирования не заслужила (решение Центрального районного суда г. Воронежа Воронежской области от 8 августа 2016 г. по делу № 2а-4227/2016).

Неунывающий фотограф обжаловал ответ прокурора в районный суд, но и там получил отказ: дескать, сотрудники аэропорта действовали согласно Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам" (далее – ФАП № 142), которые запрещают использование без разрешения администрации аэропорта кинокамер, фото- и видеоаппаратуры в контролируемой зоне аэропорта, а к ней относится рабочая площадь аэропорта, прилегающая к ней территория и расположенные вблизи здания или части их, доступ в которые контролируется, в том числе в контролируемую входит и так называемая "стерильная" зона – между любым пунктом предполетного досмотра пассажиров и воздушным судном, доступ в которую строго контролируется.

Кроме того, отметил суд, пассажир обязан соблюдать требования по обеспечению безопасности полетов и авиационной безопасности, а значит, и запрет на селфи без разрешения. Ибо иное толкование нормативных актов противоречит смыслу авиационной безопасности!

Хитрый пассажир пытался было сослаться на Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей" – дескать, на селфи должен был быть запечатлен лайнер с бортовым номером, а он – как пассажир, как потребитель, – вправе знать тип воздушного судна и иную информацию. Однако суд не усмотрел нарушений условий договора воздушной перевозки.

Тогда пассажир, оставшийся и без фотографий, и без сатисфакции, решил оспорить сам запрет из подп. "б" п. 16 ФАП № 142 по следующим мотивам:

А по сути требований пояснил, что селфи пассажира с гражданскими самолетами на гражданском аэродроме – вещь безобидная, на безопасность полетов никак не влияет, а если уж такой запрет и надобен, то установить его должен федеральный закон, а вовсе не подзаконный акт.

Рассмотрев дело, ВС РФ пришел к следующему:

  • оспариваемый запрет не противоречит указанным истцом актами и его прав не нарушает. Само по себе введение такого запрета как меры обеспечения транспортной безопасности вызвано повышенным уровнем авиационной безопасности на воздушном транспорте;
  • однако данный запрет к истцу в принципе и неприменим. Дело в том, что контролируемая зона – в которой нельзя делать фото без разрешения – это такая зона, куда могут попасть исключительно члены экипажа воздушного судна, авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэропорта, а также пограничники, таможенники и иные силовики, осуществляющие госконтроль. Туда могут попасть и иные лица – но только по разовым или временным пропускам с указанием конкретного сектора(ов) допуска. А значит, пассажир – даже по своему билету – попасть в эту зону не должен и не может;
  • более того, ни оспоренная норма, ни иные положения правил в соответствии с п. 1 ФАП № 142 не содержат указания о том, что действие спорного запрета распространяется на пассажиров!
  • ведь пассажир не относится к числу упоминаемых в ФАП № 142 лиц, осуществляющих свою деятельность на территории аэропорта. Пассажир как сторона договора воздушной перевозки – исходя из его предмета – никакую деятельность на территории аэропорта не осуществляет. В случае заключения такого договора пассажир воздушного судна лишь обязан оплатить воздушную перевозку и багаж, все!
  • а стало быть, оспариваемое предписание, по сути, не устанавливает абсолютного запрета на использование пассажирами фото- и видеоаппаратуры в контролируемой зоне аэропорта. А значит, аэропорт не может просто так, необоснованно, запретить фотосъемку при отсутствии угрозы для обеспечения авиационной безопасности;
  • что касается обид, нанесенных истцу в прошлом со стороны аэропорта и транспортного прокурора, – то проверка соответствующих действий не входит в предмет доказывания по настоящему делу.

Итог: запрет на несанкционированную фотосъемку в контролируемой зоне законен. Но только авиапассажиры под него никогда и не подпадали.

Читать ГАРАНТ.РУ в Новости и Дзен

Документы по теме:

Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное