Новости и аналитика Аналитические статьи Обновленный кодекс. К чему готовиться "упрощенцам"?

Обновленный кодекс. К чему готовиться "упрощенцам"?

С 1 января вступают в силу многочисленные поправки в Налоговый кодекс (*1). Значительная часть из них коснется упрощенной системы налогообложения. На какие изменения должен обратить особое внимание бухгалтер? Как нововведения нужно применять на практике? Свое частное мнение по этим и другим не менее важным вопросам мы попросили высказать Светлану Пахалуеву, советника государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса — специалиста по "упрощенке".

Достаточно давно шли разговоры о том, чтобы запретить применять упрощенную систему участникам совместной деятельности. Изменится ли что-либо в этом вопросе в будущем году?

Того запрета, о котором вы говорите, в обновленном кодексе нет. Компании, применяющие упрощенную систему, вправе вести совместную деятельность. Однако определенные новшества есть. Например, если две фирмы на "упрощенке" ведут совместную деятельность, то им придется платить НДС. Разумеется, со стоимости тех товаров, которые в рамках этой деятельности были проданы. Кстати, еще об одном изменении. Как известно, участвовать в простом товариществе могут лишь те компании на упрощенной системе, которые используют объект налогообложения "доходы минус расходы". А как быть тем, кто платит налог с доходов? Раньше в кодексе не было ответа на этот вопрос. Теперь есть: такие фирмы теряют право на применение этого спецрежима.

Появились ли другие запреты в применении упрощенной системы?

Появились. Сейчас не могут применять этот спецрежим иностранные компании, у которых есть филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. С нового года ситуация изменится. Инофирмы потеряют право на "упрощенку" в принципе. Есть у них подразделения или нет, станет не важно.

Изменился ли порядок перехода на упрощенный режим с общей системы налогообложения?

Скажем так, его уточнили. Причем нововведения касаются не всех. Они затронут те компании, которые одновременно работают по общей системе и находятся на ЕНВД. Объясню суть поправок. Как известно, выручка фирмы, которая претендует на упрощенный режим, не должна превышать определенного предела. Ее считают по итогам 9 месяцев того года, который предшествует переходу. По кодексу в старой редакции получалось, что при подсчете выручки учитывают все поступления. То есть доходы как по общей, так и по "вмененной" системе. Новый кодекс прямо предусматривает, что "вмененную" выручку учитывать не надо. Но подчеркну, требование по ограничению численности работников, а также стоимости основных средств и нематериальных активов остались неизменными. Эти показатели определяют по всей фирме в целом. В какой деятельности занят, например, сотрудник компании ("вмененной" или обычной) значения не имеет.

Получается, при переходе на упрощенную систему со следующего года выручку от "вмененной" деятельности учитывать не надо?

Думаю, что пока еще надо. Дело в том, что заявление о переходе на упрощенную систему подают с октября по ноябрь. А норма, о которой я рассказала, начнет действовать лишь с 1 января 2008 года. То есть в этом году нужно применять старые правила — учитывать выручку по всей фирме. Применить новые правила смогут те компании, которые будут переходить на упрощенный режим с 2009 года.

Появятся ли новые требования к тем документам, которые нужно будет подавать при переходе на "упрощенку"?

В этом году нет. Пока действуют прежние правила. А вот со следующего года они поменяются. Помимо данных о выручке, полученной за прошедшие 9 месяцев, в налоговую инспекцию нужно будет представить информацию о средней численности работников, остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов. Таковы дополнительные требования Налогового кодекса в новой редакции. Но это вовсе не означает, что эти показатели сейчас значения не имеют. Если остаточная стоимость основных средств (нематериальных активов) или средняя численность работников будет превышать установленный предел по состоянию на 1 января 2008 года, то вы автоматически лишитесь пра-ва применять упрощенный режим.

В этом году ряд расходов компании тесно связан не только с оплатой, но и с реализацией тех или иных ценностей. Это правило сохранится? Речь идет о тех фирмах, которые выбрали в качестве объекта обложения "доходы минус расходы".

Да, но не для всех затрат. Например, стоимость купленных и оплаченных товаров можно включить в расходы только после их продажи. В этом году аналогичное правило касается и некоторых других затрат, связанных с покупкой товаров. Например, по их хранению, обслуживанию и транспортировке. С нового года ситуация изменится. Такие расходы можно будет списать сразу после их оплаты. Проданы те или иные товары или нет, не важно.

Получается, перечисленные вами расходы можно учитывать по новым правилам уже в этом году?

Как раз так не получается. Все изменения в кодексе вступают в силу только 1 января 2008 года. Поэтому учесть, например, затраты вывозу отходов в этом году нельзя. Если мы возьмем кодекс в действующей редакции, то таких затрат там не будет. Следовательно, и уменьшить на них облагаемые доходы при расчете налога за 9 месяцев нельзя. А вот при подсчете налога за год уже можно. Ведь сумму налога определяют по состоянию на 1 января. То есть в тот момент, когда изменения уже вступят в силу. Аналогичное правило распространяется и на расходы по хранению, обслужи ванию и транспортировке товаров.

Произошли ли изменения в части учета сырья и материалов? Можно ли включить их стоимость в расходы после оприходования и оплаты?

Думаю, что нет. Их списывают в том периоде, когда они были переданы в производство. Эта норма в кодексе как была, так и осталась.

В перечень расходов законодатель добавил затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, техническое перевооружение и модернизацию основных средств. Означает ли это, что их также можно списать в уменьшение доходов сразу после оплаты?

Нет, не означает. Их нужно списывать в том же порядке, который предусмотрен для самих основных средств. Если затраты оплачены до ввода основных средств в эксплуатацию, то они увеличивают их первоначальную стоимость. Затем их включают в расходы вместе со стоимостью основных средств, то есть после ввода имущества в эксплуатацию.

А как быть, если проведена, например, модернизация основного средства приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения, которое уже было списано в налоговом учете?

Такие затраты после их оплаты и после того, как работы будут закончены уменьшают налоговую базу равными долями каждый отчетный период в течение всего налогового периода.

Как отделить затраты на ремонт основного средства от расходов, например, на его реконструкцию или модернизацию?

Определение таких терминов как достройка, дооборудование, реконструкция, модернизация и техническое перевооружение есть в 25-й главе Налогового кодекса "Налог на прибыль организаций". В данном случае к ней и следует обратиться. В статье 257 кодекса они четко расписаны.

Есть ли изменения, которые затронули доходы компании?

Да, конечно. Такие изменения были. Причем положительные для организаций на упрощенной системе. В частности, они коснулись учета возвращенных авансов. Предположим, фирма получила от своего контрагента предоплату. Сумма поступивших денег увеличивает выручку, которую облагают налогом. Как поступить, если отгрузки товаров не было, и аванс пришлось вернуть? Кодекс на этот вопрос не отвечал. Теперь такая ситуация там четко прописана. На сумму возвращенного аванса уменьшают облагаемые доходы компании.

А в каком периоде это нужно сделать? В том, когда деньги поступили (со сдачей уточненного расчета авансовых платежей по налогу) или когда они были возвращены?

Конечно, второй вариант. Когда деньги поступили, с их суммы нужно было начислить налог. Поэтому оснований, чтобы уменьшать прежние доходы на сумму аванса, нет. А вот когда предоплата возвращена, сумму дохода нужно уменьшить. Например, аванс получен в первом квартале. Товар покупателю передан не был. Деньги возвращены в третьем квартале. Следовательно, и нужно уменьшать доходы третьего квартала.

Спасибо большое за то, что вы согласились ответить на наши вопросы.

Я всегда рада сотрудничать с вашим журналом.

Беседу провела Горшенина Наталья,
эксперт журнала


*1) Федеральный закон от 17.05.2007 г. N 85-ФЗ


Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 10/2007, Горшенина Наталья, эксперт журнала