Новости и аналитика Новости Правительство намерено развивать механизмы саморегулирования

Правительство намерено развивать механизмы саморегулирования

Правительство намерено развивать механизмы саморегулированияПравительство РФ утвердило Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования (распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р1). Напомним, под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил такой деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях").

Кабмин выделяет недостатки современного саморегулирования, например, формальный подход к созданию СРО, которые в результате оказываются не в состоянии организовать надлежащим образом допуск хозяйствующих субъектов на рынок или в профессию, стандартизацию предпринимательской или профессиональной деятельности и т. д. Отмечаются также более высокие в сравнении с иными режимами регулирования финансовые затраты предпринимателей на вступление и поддержание членства в СРО, невостребованность механизмов имущественной ответственности на практике и низкая информированность потребителей товаров (работ, услуг) о возможностях и потенциальных преимуществах саморегулирования.

Кроме того, правительство указывает на неэффективное выполнение СРО такой их функции, как выработка отраслевых стандартов деятельности. Часто стандарты, утверждаемые СРО, попросту дублируют положения федеральных законов и содержат лишь общие декларативные положения, не оказывающие существенного влияния на характер и принципы осуществления предпринимательской и профессиональной деятельности.

Неудовлетворительными признаны и контроль СРО за деятельностью участников рынка (во многом из-за нежелания СРО терять своих членов вследствие применения к ним дисциплинарной ответственности), а также механизмы обеспечения имущественной ответственности субъектов СРО перед потребителями (речь идет о компенсационных фондах и страховании ответственности предпринимателей).

Для решения этих проблем предложены следующие меры:

  • уточнение общеправовых основ института саморегулирования;
  • совершенствование механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования;
  • совершенствование стандартизации деятельности в системе саморегулирования;
  • установление правовых основ создания и деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций;
  • повышение эффективности контроля саморегулируемыми организациями за предпринимательской и профессиональной деятельностью своих членов и развитие инструментов внесудебного урегулирования споров;
  • совершенствование нормативно-правового регулирования вопросов административной ответственности саморегулируемых организаций за нарушение обязательных требований, выявленные при государственном контроле (надзоре).

Предполагается, в частности, установить требования к внутренней архитектуре стандартов, включая наличие частей, определяющих вид, признаки и границы регулируемой деятельности, ее предмет и условия осуществления, общие и специальные обязательные требования к регулируемому виду деятельности и его результатам, этические нормы и другие требования. Разделы стандартов будут содержать также положения рекомендательного характера для всех членов СРО или определенной группы.

Правительство планирует помимо прочего разработать дополнительные стимулы развития добровольного саморегулирования. Подчеркивается, что в настоящее время практически полностью отсутствуют СРО, действующие на потребительском рынке, в сфере сельскохозяйственного и пищевого производства, незначительно представлены союзы товаропроизводителей. Кабмин связывает это с тем, что в российской экономике слабо развиты репутационные механизмы, существует высокая инерционность общественного сознания и отсутствует необходимый уровень доверия потребителей к субъектам предпринимательства.

При этом кабмин не одобряет обсуждаемые в последнее время инициативы по введению обязательного членства в СРО в сферах обращения медицинских изделий, семеноводства, погребения и похоронного дела, промышленной безопасности, пожарной безопасности, отходов производства и потребления. Дело в том, что правила и стандарты осуществления этих видов деятельности уже сегодня подробно урегулированы законодательством.

По состоянию на декабрь 2015 года в России насчитывалось 1154 СРО, из них 719 СРО – в отраслях, в которых введено обязательное членство участников рынка в СРО. За период с 2010 по 2015 годы общее количество СРО увеличилось почти в 1,8 раза. При этом отмечается существенный рост количества СРО с добровольным членством (в 2,9 раза).

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

В РФ появится автономная некоммерческая организация "Российская система качества"
В частности, она займется созданием системы добровольной сертификации, в рамках которой будет присваиваться российский знак качества.

Российским сельскохозяйственным товаропроизводителям могут предоставить приоритет перед иностранными конкурентами

Российским сельскохозяйственным товаропроизводителям могут предоставить приоритет перед иностранными конкурентами
Предлагается установить обязательную минимальную долю торговых площадей для продажи товаров местных производителей.

______________________________

1 С текстом распоряжения Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 2776-р можно ознакомиться на официальном сайте Правительства РФ.