Новости и аналитика Новости "Антитабачный" закон может быть изменен только после оценки его эффективности

"Антитабачный" закон может быть изменен только после оценки его эффективности

С момента принятия Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее – "антитабачный" закон) тема борьбы с курением стала одной из самых обсуждаемых в нашей стране. Как сторонники, как и противники закона постоянно озвучивают все новые и новые идеи о поправках, которые нужно в него внести. Так, в качестве мер по ужесточению положений "антитабачного" закона предлагается увеличить акцизы на табачные изделия1, ввести минимальную розничную цену для каждого вида табачных изделий2, запретить курение на остановках общественного транспорта, среди мер по их смягчению – снова разрешить курение на прилегающих к кафе и ресторанах террасах3, заново оборудовать курительные комнаты на вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах4. Однако Госдума пока не торопится с рассмотрением соответствующих законопроектов, так как считает, что сначала нужно проанализировать эффективность работы действующих положений "антитабачного" закона. Промежуточные результаты такого мониторинга были озвучены на прошедшей вчера в МИА "Россия сегодня" пресс-конференции: "Антитабачный" закон: процесс реализации". Мероприятие было приурочено к Международному дню отказа от курения, который отмечается ежегодно в третий четверг ноября (в этом году – 20 ноября).

Член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Дмитрий Носов в ходе своего выступления озвучил статистику, которая показывает необоснованность основных доводов противников "антитабачного" закона, таких как:

  • кафе и рестораны теряют прибыль в связи со вступившим в силу с 1 июня текущего года запретом на курение в местах общественного питания. Носов подчеркнул, что первые заявления о потере прибыли начали звучать меньше, чем через месяц после введения запрета, а сделать за такой короткий промежуток времени какой-либо обоснованный анализ невозможно. По данным Росстата, оборот отрасли общественного питания летом не только не снизился, но и, наоборот, вырос. В частности, в июне его рост составил 1,4%;
  • массовые нарушения положений "антитабачного" закона доказывают, что он не работает. Летом многие общественные организации проводили мониторинг организаций общественного питания и гостиниц. Совет по общественному здоровью и проблемам демографии, например, проверял московские рестораны, кафе и бары и установил, что 96% из 450 проверенных заведений соблюдают полный запрет на курение. Международная конфедерация обществ потребителей проводила мониторинг организаций общественного питания и гостиниц в субъектах РФ – всего проверено 453 объекта в 14 регионах. Установлено, что запрет на курение исполняют 93,7% этих организаций. Однако в ряде гостиниц, кафе и ресторанов до сих пор есть курительные комнаты, нередко администрация заведений при обращении к ней разрешает курить в помещении. Самым же распространенным нарушением является отсутствие в заведениях знака о запрете курения. Дмитрий Носов считает, что для успешной борьбы с такими нарушениями необходима совместная работа общественников, местных властей и правоохранительных органов. При этом проверять нужно не только рестораны и гостиницы, но и помещения органов власти, медицинские учреждения.
     
     
  • МНЕНИЕ

    Дмитрий Носов
    Фото: duma.gov.ru

    Дмитрий Носов, член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции: 

    "К сожалению, российская специфика наличия отдельных рестораторов, уверенных в своем "особенном" положении и безнаказанности, конечно, тоже имеет место быть. Это те места, где сохранились пережитки прошлого – так называемое крышевание. Я уверен, что совместно с органами исполнительной власти нам удастся привлечь этих товарищей к ответственности и пресечь дальнейшие нарушения закона. Мы провели ряд встреч с руководителями силовых структур, сейчас формируется пул активистов, единомышленников, волонтеров (я призываю всех желающих поучаствовать в проверке соблюдения закона к нам присоединиться) для проведения мониторинга таких заведений.

    Хочу сказать о самом главном. У нас все время говорят: "Кто должен следить?", "Где полиция?" и т. д. Следить за исполнением закона должны мы с вами. Нельзя к каждому гражданину на каждом углу поставить по полицейскому. Это невозможно, и такого нет ни в одной цивилизованной стране. Но везде, где общество обращается в органы власти, к полиции при первых правонарушениях, закон по-настоящему работает".



Заместитель директора Департамента охраны здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия человека Минздрава России Наталья Костенко в свою очередь привела данные мониторинга соблюдения запрета на открытую демонстрацию табачных изделий в магазинах. В пяти городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани и Новосибирске – было проверено 780 пунктов продажи табачных изделий (супермаркеты, минимаркеты, киоски). Проверки проводились в два этапа – до вступления в силу запрета на выкладку и демонстрацию табачной продукции в торговых объектах (в апреле-мае текущего года) и после (в августе-сентябре). Результаты таковы: 77,9% проверенных объектов не нарушают запрет, но в то же время в 53,2% магазинов и киосков нет в открытом доступе прейскуранта на табачную продукцию, что является нарушением закона.

Представители Минздрава России и Госдумы сошлись во мнении о том, что самой действенной мерой по снижению потребления табачных изделий является повышение акцизов на них. "В нашей стране катастрофическая ситуация: у нас сигареты стоят дешевле, чем шоколадка. Нигде такого нет. Это политика транснациональных корпораций – доступные для детей сигареты. Потратить 30 руб. на сигареты может практически любой школьник, а закурив один раз, он становится клиентом корпорации на всю жизнь. Самое страшное для этих компаний – акцизы. Если пачка сигарет будет стоить хотя бы 100 руб., они уже не будут так доступны детям, а значит клиентов у них будет меньше. Мы приложим все усилия, чтобы "продавить" наш акцизный закон [законопроект № 580342-6 "О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". – Ред.]. Он также поможет привлечь в бюджет России около 500 млрд руб. В Турции, для примера, 10% всего бюджета страны собирается с акцизов на сигареты", – заявил Дмитрий Носов.

Представитель Главного управления охраны общественного порядка МВД России Сергей Киселев сообщил, что полиция вполне успешно справляется с выявлением нарушений запрета на курение. Так, за 9 месяцев текущего года было пресечено 319 335 правонарушений, предусмотренных ст. 6.24 КоАП РФ. Общая сумма наложенных на граждан штрафов составляет более 105 млн руб. В то же время Киселев отметил, что в случае когда о нарушениях органам полиции сообщают граждане, очень сложно привлечь к ответственности нарушителя, поскольку само по себе курение – непродолжительный процесс, и призвал фиксировать нарушения с помощью фото- и видеосъемки. Еще одна проблема – нарушения совершаются в местах, где полиция непосредственно не осуществляет охрану общественного порядка: в кафе и ресторанах, гостиницах, торговых центрах.

В заключение участники пресс-конференции подчеркнули, что обществу нужно менять отношение к проблеме курения: нужно понимать, что "антитабачный" закон направлен на охрану здоровья граждан, а не на борьбу с курильщиками. "Никто ни с кем не борется. Забудьте этот термин. Его придумала табачная индустрия. Права курильщиков, борьба с курильщиками. Курильщиков всячески пытаются представить в виде каких-то загнанных зверей, с которыми кто-то постоянно борется. Мы все равны перед законом, мы создаем благоприятную среду для всех: и для курящих, и для некурящих", – заключил Дмитрий Носов.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

 

 Документы по теме:

 Новости по теме:

 

Материалы по теме:

"Антитабачный" закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года

"Антитабачный" закон и особенности его применения с 1 июня 2013 года
С 1 июня 2013 года, за исключением нескольких положений, вступает в силу Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"

 

 Мнения:

"Антитабачный" закон, или Палка о двух концах
Вступление в силу отдельных норм Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", предусматривающих в том числе запрет курения в помещениях общественного питания, вызвало большой общественный резонанс и обернулось для многих общепитов потерей клиентов и снижением выручки. Однако курить меньше не стали.

Бухаров Игорь,
президент Федерации рестораторов и отельеров России

"Антитабачный" закон. Первые результаты его действия и проблемные вопросы реализации
Чуть менее года прошло со дня вступления в силу "антитабачного" закона. За это время при его применении на практике сотрудниками полиции было выявлено отсутствие в законодательстве норм, определяющих понятия "общественное место" и "детская площадка". Вместе с тем, выборочный анализ составленных протоколов по правонарушениям "антитабачного" закона свидетельствует о том, что закон работает.

Киселев Сергей,
Начальник отдела организационно-методического обеспечения деятельности по исполнению административного законодательства ГУОООП МВД России, полковник полиции

Инфографика: 

Где нельзя курить в России? Новые ограничения "антитабачного" закона с 1 июня 2014 года

Где нельзя курить в России? Новые ограничения "антитабачного" закона с 1 июня 2014 года
ТС 1 июня 2014 года в России введены дополнительные ограничения розничной продажи и использования табачных изделий. В частности, запрещено выкладывать пачки сигарет на витринах и в прикассовой зоне магазинов. Запрещено курение в поездах дальнего следования и круизных теплоходах, на перронах электричек пригородного сообщения, помещениях кафе и ресторанов. По мнению законодателя, эти меры снизит число курильщиков табака. Какие еще введены ограничения по продаже и потреблению табачных изделий и какое наказание предусмотрено за их нарушение, узнайте из нашей инфографики.

______________________________

1 С текстом законопроекта № 580342-6 "О внесении изменений в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на сайте Госдумы. 

2 С текстом законопроекта № 606211-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования уровня цен на табачную продукцию" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

 3 С текстом законопроекта № 558226-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.

4 С текстом законопроекта № 539608-6 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.