Новости и аналитика Новости В Госдуму внесен законопроект, направленный на реформирование института банкротства

В Госдуму внесен законопроект, направленный на реформирование института банкротства

В Госдуму внесен законопроект, направленный на реформирование института банкротства
ilfede / Depositphotos.com

Соответствующий законопроект, предусматривающий внесение масштабных изменений в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", поступил в Госдуму 17 мая 2021 года. Предполагается, что его принятие будет способствовать сокращению сроков и издержек на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, повышению их эффективности и увеличению размера погашения требований кредиторов, а также защите интересов должников, испытывающих временные трудности, но имеющих возможность восстановить свою платежеспособность при предоставлении необходимых для этого правовых инструментов (Проект федерального закона № 1172553-7).

В частности, как отмечает юрист ООО "Проспектаси", Константин Заутренников, в пояснительной записке к законопроекту приводится следующая неутешительная статистика ЕФРСБ за 2019-2020 годы: 

  • доля удовлетворенных требований кредиторов составляет менее 5%;
  • доля процедур, в которых выплаты кредиторам не производились, – около 60%;
  • доля ежегодно вводимых реабилитационных процедур банкротства организаций – менее 2%.

При этом в международной практике доля реабилитационных процедур значительно выше и, например, в США за 2020 год составила около 35%, а средняя продолжительность процедуры банкротства составляет 1 года (для сравнения в России средняя продолжительность процедуры составляет 2,5 года).

Законопроект предусматривает множество нововведений, отметим среди них следующие.

В частности, предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление. Вместе с тем законопроект предусматривает введение новой процедуры, применяемой в деле о банкротстве к должнику – юридическому лицу, – реструктуризации долгов. Ее цель – восстановление платежеспособности юрлица, сохранение работоспособности хозяйствующего субъекта и удовлетворение требований кредиторов. Таким образом, согласно проектируемым нормам, при рассмотрении дела о банкротстве должника-юрлица будут применяться следующие процедуры:

  1. реструктуризация долгов;
  2. конкурсное производство;
  3. мировое соглашение.

Серьезные изменения коснутся института арбитражных управляющих. В частности, законопроектом предлагается разделить всех должников на три группы и отбирать арбитражных управляющих для них на основе "балльной" системы. Предусмотрен порядок расчета баллов результативности арбитражных управляющих и саморегулируемых организаций. Кроме того, будет изменен порядок расчета и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим.

Также законопроектом предлагается упорядочить очередность удовлетворения требований кредиторов: будет установлено 8 очередей (сейчас – 3).

По мнению Константина Заутренникова, важным новшеством законопроекта будет то, что он предлагает закрепить на законодательном уровне новый правовой институт – институт субординации. В частности, законопроектом предусматривается, что требования владельцев бизнеса, а также иных лиц, контролирующих должника, считаются субординированными по отношению к требованиям иных кредиторов и будут погашаться в пятую очередь реестра требований кредиторов. После них будут погашаться только долги перед кредиторами по сделкам, признанными недействительными, а также перед лицами, привлеченными к субсидиарной ответственности.

Изменения коснутся и правил реализации имущества должников. Законопроектом предусмотрен новый механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем – при отсутствии заявок – цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение. Предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам для проведения торгов.


 Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Предусматривается наделение федерального органа исполнительной власти полномочиями на проведение проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в отношении стратегических предприятий и организаций, государственных и муниципальных унитарных предприятий, акционерных обществ, более 25% голосующих акций которых находится в государственной или муниципальной собственности, а также должников, имеющих на момент возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам свыше 100 млн руб. Также предусматривается проведение проверок обоснованности заключений арбитражных управляющих о наличии или отсутствии признаков преднамеренного и фиктивного банкротства.

В законопроекте содержится множество иных новшеств.

В случае принятия закон (его новое наименование – "О реструктуризации и банкротстве") вступит в силу через год после его официального опубликования, за исключением отдельных норм, для которых будут установлены иные сроки. Предусмотрены переходные положения.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

Читайте также:

Планируемая реформа законодательства о банкротстве: общий обзор основных идей

Планируемая реформа законодательства о банкротстве: обзор основных идей

Среди них – реструктуризация долгов организаций, субординация требований кредиторов, деление должников на группы, баллы для арбитражных управляющих и другие.

Со следующего года может заработать программа "Земский работник культуры"

Со следующего года может заработать программа "Земский работник культуры"

Соответствующий проект Постановления Правительства РФ опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.