Новости и аналитика Новости Какие сложности могут возникнуть при направлении заемщиком требования о предоставлении кредитных каникул по ипотеке по телефону?

Какие сложности могут возникнуть при направлении заемщиком требования о предоставлении кредитных каникул по ипотеке по телефону?

Какие сложности могут возникнуть при направлении заемщиком требования о предоставлении кредитных каникул по ипотеке по телефону?
yanlev / Depositphotos.com

В конце июля Ассоциация российских банков обратилась в Росреестр с вопросом по проблеме (письма АРБ от 23 июля 2020 г. № А-03/5-318), выявившейся при применении положений Федерального закона от 3 апреля 2020 г. № 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа(далее – Закон № 106-ФЗ), которым предусмотрены условия предоставления заемщикам так называемого льготного периода по заключенным ими кредитным договорам/договорам займа (кредитных каникул).

Представители АРБ указывали следующее.

Что такое кредитные каникулы и как ими воспользоваться? Узнайте из аналитического материала в системе ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Положения Закона № 106-ФЗ позволяют заемщикам направлять кредитору требование о предоставлении кредитных каникул посредством телефонной связи. При этом, если речь идет о кредите, обеспеченном ипотекой, кредитор после подтверждения установления льготного периода обязан обеспечить внесение изменений в регистрационную запись об ипотеке, а также в закладную (если права кредитора удостоверены закладной). Комплект документов, необходимых для предоставления в регистрирующий орган, включает в том числе требование заемщика о предоставлении кредитных каникул. Однако банки зачастую сталкиваются с отказами регистрирующего органа в принятии зафиксированного банком на бумажном носителе и заверенного уполномоченным лицом кредитной организации требования, представленного заемщиком по телефону. Территориальные органы Росреестра объясняют эти отказы тем, что такой документ, фиксирующий факт представления заемщиком требования в устной форме и его содержание, невозможно отнести ни к оригиналу требования на бумажном носителе, ни к оригиналу требования, составленного в форме электронного документа.

В АРБ отмечают, что в законодательстве, действительно, содержится (и требует устранения) правовой пробел: не определены форма/порядок предоставления переданного заемщиком по телефонной связи требования в регистрирующий орган для внесения изменений в регистрационную запись об ипотеке/ в документарную закладную. Однако наличие указанного пробела, по мнению авторов письма, не должно приводить к невозможности исполнения норм действующего законодательства, предусматривающих упрощенный механизм предоставления "кредитных каникул". Поэтому представители АРБ попросили Росреестр обратить внимание его территориальных органов на недопустимость подобных отказов.

Однако в Росреестре, рассмотрев данное обращение, отметили (письмо Росреестра от 31 июля 2020 г. № 13-6775-АБ/20), что исходя из требований действующей редакции ст. 23 Закона об ипотеке (в том числе в редакции Закона № 106-ФЗ), внесение изменений в регистрационную запись об ипотеке не может осуществляться на основании требования, направленного посредством средств подвижной радиотелефонной связи с абонентского номера заемщика.

С учетом полученного ответа Ассоциация российских банков уже направила обращение Председателю Комитета по финансовому рынку Госдумы с просьбой оперативно рассмотреть вопрос о внесении в Закон об ипотеке изменений, которые позволили бы устранить указанный правовой пробел в регулировании.

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Читайте также:

Кредитные каникулы: особенности получения по разным кредитам, препятствия со стороны банков и более доступные альтернативные варианты

Кредитные каникулы: особенности получения по разным кредитам, препятствия со стороны банков и более доступные альтернативные варианты

Направить кредиторам требования о предоставлении льготного периода заемщики могут не позднее 30 сентября.

Банк России представил проект методики определения расходов на ремонт поврежденного автомобиля по договору ОСАГО

Банк России представил проект методики определения расходов на ремонт поврежденного автомобиля по договору ОСАГО

Предложения и замечания по проекту можно направлять в Банк России до 13 июля.

Максимальная сумма ипотечного кредита по ставке в 6,5% увеличена до 6 млн руб.

Максимальная сумма ипотечного кредита по ставке 6,5% увеличена до 6 млн руб.

А для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей – до 12 млн руб.