Новости и аналитика Новости Концессионные соглашения: несколько важных нюансов учета

Концессионные соглашения: несколько важных нюансов учета

Концессионные соглашения: несколько важных нюансов учета
pressmaster / Depositphotos.com

В начале текущего года вступил в силу Стандарт "Концессионные соглашения". Методические рекомендации по переходу на применение Стандарта Минфин России выпустил в конце 2019 года. Их основные положения мы освещали в новостной ленте (письма Минфина России от 21 февраля 2020 г. № 02-06-10/12939от 20 декабря 2019 г. № 02-06-10/100272от 6 декабря 2019 г. № 02-05-10/94962).

Напомним, порядок отражения в бухгалтерском учете на 1 января 2020 г. концессионных соглашений по результатам инвентаризации, проведенной в рамках перехода на применение Стандарта, зависит от того, на какой стадии находится соглашение. Так, объекты нефинансовых активов, созданные при реализации концессионных соглашений до 1 января 2020 г., по состоянию на эту дату должны быть отражены балансовых счетах учета имущества, переданного в концессию. Напомним, это счета аналитической группы 90 "Имущество в концессии".

Кроме того, на счете 0 106 90 000 должны быть отражены вложения в имущество концедента, если объект концессионного соглашения находится на стадии ввода в эксплуатацию и регистрации права государственной /муниципальной собственности.

А вот если соглашение в 2019 году было еще на стадии осуществления инвестиций на создание или реконструкцию объекта, то передающая этот объект сторона – концедент – по итогам проведения инвентаризации должна выявить сметную стоимость и фактический объем произведенных инвестиций. Такая информация должна быть отражена в межотчетный период за балансом.

На специальном забалансовом счете у передающей стороны/концедента должно учитываться также имущество в ситуации, когда передача объекта по концессионному соглашению осуществляется без прекращения права оперативного управления или права хозяйственного ведения. В этом случае переданное имущество не выбывает с баланса передающей стороны. Амортизацию по таким объектам продолжает начислять учреждение, являющееся его балансодержателем.

Для этих целей Минфин России наметил внести изменения в Единый план счетов, дополнив его соответствующими забалансовыми счетами. Но пока это не реализовано, ведомство рекомендует учреждениям самостоятельно ввести в рабочий План счетов дополнительные забалансовые счета для отражения вышеуказанных объектов учета – такая возможность предоставлена учреждениям положениями Инструкции № 157н.

По окончании осуществления инвестиций начинается следующий этап реализации концессионного соглашения – стадия ввода объекта в эксплуатацию и регистрации права. В этот момент учтенные на забалансовом счете вложения у концедента отражаются как прирост имущества:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражение вложений концессионера в строительство / реконструкцию объекта концессии

0 106 90 310

0 401 10 19Х

Уменьшение забалансового счета

Принятие к учету увеличения первоначальной стоимости объекта концессии

0 101 90 310

0 108 90 310

0 106 90 310


Обратите внимание: доходы бюджета, возникающие при принятии к учету созданного или реконструированного объекта концессионного соглашения, отражаются с применением КБК 000 2 07 00000 00 0000 000 "Прочие безвозмездные поступления".

Отдельно Минфин России напомнил о порядке учета доходов от концессионной платы. Инструкция № 157н для этих целей предусматривает специальный счет 0 205 2К 000 "Расчеты по доходам от концессионной платы":

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислен доход от концессионной платы

0 205 2К 56Х

0 401 10 12К


Начисление доходов от концессионной платы отражается в учете по КБК 000 1 11 00000 00 0000 000, поскольку они являются доходами от использования государственного или муниципального имущества. Например, поступление в доход бюджета субъекта РФ концессионной платы по концессионному соглашению на строительство участка автомобильной дороги общего пользования подлежит отражению по КБК 000 1 11 09032 02 0000 120 "Доходы от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации".

Документы по теме:

Читайте также:

Внесены изменения в два федеральных стандарта бухучета для организаций госсектора

Внесены изменения в два федеральных стандарта бухучета для организаций госсектора

Поправки коснулись стандартов "Непроизведенные активы" и "Концессионные соглашения".

Разработаны три проекта федеральных стандартов внутреннего финконтроля

Разработаны три проекта федеральных стандартов внутреннего финконтроля

Проекты постановлений об их утверждений уже подготовлены Минфином России.

Внесены изменения в федеральный стандарт бухучета для госсектора "Информация о связанных сторонах"

Внесены изменения в федеральный стандарт бухучета для госсектора "Информация о связанных сторонах"

Так, в частности, на год откладываются сроки начала применения стандарта.

Минфин России подготовил новый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита

Минфин России подготовил новый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита

Он регламентирует основания и порядок организации, а также случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению аудита.