Новости и аналитика Новости Вторичная переработка упаковки: возможный драйвер "мусорной реформы" в России

Вторичная переработка упаковки: возможный драйвер "мусорной реформы" в России

Вторичная переработка упаковки: возможный драйвер "мусорной реформы" в России
robisklp / Depositphotos.com

Эффективное обращение с отходами производства и потребления является одной из приоритетных целей реализации национального проекта "Экология". В рамках этого направления предусмотрена не только ликвидация несанкционированных свалок и рекультивация территорий, на которых они размещены, но и формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления.

Несмотря на то что "мусорная реформа" стартовала с 1 января 2019 года, за первый год реализации она не показала эффективных результатов. Так, по данным статистики, общая площадь мусорных полигонов и свалок в России остается в пределах 4 млн га, причем ежегодно этот показатель увеличивается на 0,4 млн га. "При сохранении темпов образования отходов к 2026 году площадь свалок в России увеличится вдвое", – высказали свои опасения эксперты в ходе состоявшейся на прошлой неделе пресс-конференции, посвященной обсуждению проблем и перспектив развития законодательства об отходах производства и потребления.

Одним из сдерживающих факторов, препятствующих эффективному выполнению целевых показателей нацпроекта, представители власти и бизнеса считают отсутствие действенной системы вторичной переработки мусора, в первую очередь – упаковки. Несмотря на ряд специфических особенностей упаковки (высокая доля отходов упаковки в структуре ТКО – порядка 70%, короткий жизненный цикл упаковочных изделий – основная часть упаковки является одноразовой и после использования отправляется в отходы, различие используемых для изготовления упаковочных изделий материалов по возможности сбора и вторичной переработки), отходы упаковки собираются и утилизируются лишь частично. "Текущее состояние системы обработки отходов обеспечивает извлечение не более 5-7% полезных компонентов из ТКО, в то время как большая часть ТКО, содержащая запрещенные к захоронению полезные компоненты, в несортированном виде отправляется на полигоны для захоронения", – отмечают эксперты.

В целях решения указанной проблемы депутат нижней палаты парламента, член Комитета Госдумы РФ по экологии Александр Фокин в конце прошлого года представил на рассмотрение парламентариев законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления". До 7 марта организован прием отзывов, предложений и замечаний к документу, а затем он будет подготовлен к рассмотрению депутатами Госдумы в весеннюю сессию, которое, предположительно, состоится в апреле.

Ключевой идеей инициативы является возложение обязанности исполнения расширенной ответственности производителей (далее – РОП) в отношении произведенной на территории России упаковки на ее непосредственных производителей, вне зависимости от того, производят они ее для упаковки товаров третьих лиц или упаковки собственного продукта. Напомним, сегодня обязанность по исполнению РОП в отношении товаров и упаковки товаров лежит на производителях и импортерах товаров и упаковки, а в отношении упаковки товаров, произведенной на территории нашей страны, – на производителях товаров в этой упаковке. "Такая система определения субъектов РОП вызывает путаницу среди производителей, невозможность определения поднадзорного круга субъектов администратору экологического сбора, снижает качество контроля исполнения такими организациями обязанности по утилизации отходов, и, как следствие, снижается количество утилизируемых отходов", – отмечается в пояснительной записке к документу.

Кроме того, планируется исключить установление нормативов утилизации отходов от использования упаковки и ввести вместо этого обязанность производителей упаковки обеспечить утилизацию отходов от использования упаковки или уплатить экологический сбор, исходя из всей массы выпущенной (ввезенной) упаковки. Это удобно и с точки зрения администрирования экологического сбора – поскольку количество производителей товаров в упаковке исчисляется десятками тысяч, то при отсутствии механизма их идентификации существенно снижается качество и количество администрирования сбора и контроля за исполнением нормативов утилизации. "Непосредственные производители упаковки в силу их сравнительной немногочисленности являются наиболее рациональными объектами контроля и администрирования в части исполнения РОП в отношении упаковки товаров", – считает разработчик законопроекта. По подсчетам экспертов, в России насчитывается 4147 производителей упаковки, из них: 11 заводов по производству полой стеклотары, 1296 производителей бумажной упаковки, 2717 компаний по производству полимерной упаковки, 150 предприятий по производству металлической упаковки.

По словам автора законопроекта, предлагаемый ко введению экологический сбор на всю упаковку, производимую в России, по сути, станет сбором инвестиционным, так как производители упаковки будут вкладывать деньги в сбор упаковки, ее транспортировку и последующую переработку или повторный ввод в оборот. Таким образом, будет изменена сама концепция понимания упаковки, которая должна рассматриваться "не как мусор, а как товар, который попадает на рынок вместе с определенной продукцией, содержащейся в этой упаковке, то есть фактически – как материальный ресурс, который может быть вторично использован", считает Фокин.

Кроме того, депутат выделил три аспекта разработанных им поправок:

  • социальный (предполагается, что за счет повторного вовлечения ресурсов в оборот будет снижаться стоимость переработанной упаковки, а следовательно, и себестоимость товара в этой упаковке);
  • экологический (из-за сокращения объемов продажи и уменьшения затрат на изготовление первичной целлюлозы будет решена задача по сохранению лесов, а это, в свою очередь, благотворно скажется на климате, реках, озерах и т. п.);
  • технологический (намечено создание новой отрасли переработки отходов по примеру зарубежных стран, где система вторичной переработки упаковки уже давно и успешно действует).

Одновременно посредством механизма повторной переработки упаковки планируется запустить принцип "экономического бумеранга", предполагающий не только использование упаковки, ее сбор, но и повторную переработку и вторичное использование. Эта же схема укладывается в формат реализации принципов экономики замкнутого цикла (раздельный сбор, транспортирование, обработка, утилизация и размещение), который рассматривается в качестве одной из конечных целей внесения изменений.

Основные идеи законопроекта поддержало Минприроды России. Так, руководитель проектного офиса федерального проекта "Чистая страна" Минприроды России Вадим Петров считает, что документ позволит не только решить вопрос с администрированием ("покажет результаты действия института РОП уже в 2021 году"), но и усовершенствовать сам институт такой ответственности.

В свою очередь, руководитель практики "ТЭК и ресурсы" Андрей Заутер озвучил данные расчетов в части расходов россиян на утилизацию отходов. По его словам, при действующих ставках экологического сбора наибольший рост цен из расчета состава товаров, включенных в минимальную потребительскую корзину, прогнозируется в размере 178,29 руб. на человека в год, что составляет 0,14% от величины прожиточного минимума в 2019 году, в том числе на продовольственные товары – на 143,92 руб. в год, непродовольственные товары – 35,37 руб. в год. "Но по опыту других стран, где механизм переработки упаковки уже реализован, эта сумма будет снижаться", – заверил он.

Что касается ставки сбора для производителей упаковки, то ее предлагается дифференцировать в зависимости от того, подлежит ли упаковка переработке и вторичному использованию, и какой коэффициент переработки сырья при этом применим (для экологичных материалов будет один коэффициент, для неэкологичных – более высокий коэффициент платы). По расчетам специалистов, прибыль от экосбора в первый год может составить порядка 33 млрд руб., через 3-4 года – около 165 млрд руб.

Подводя итог обсуждению, Александр Фокин сказал, что предлагаемый законопроект может стать драйвером для всей "мусорной реформы", которая пока "пробуксовывает". Ожидается, что его реализация поможет усовершенствовать порядок администрирования РОП, увеличить количество утилизируемых отходов в рамках РОП, а также сократить количество отходов упаковки в составе ТКО, что в конечном итоге позволит достичь показателей по обработке и утилизации отходов нацпроекта "Экология". В качестве конечной цели реализации поправок, предусматривающих создание условий для вовлечения отходов упаковки в хозяйственный оборот в качестве вторичных ресурсов, автор инициативы видит создание отрасли обращения с отходами замкнутого цикла.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и

Документы по теме:

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"

Читайте также:

Разработан проект акта проверки уплаты экологического сбора

Разработан проект акта проверки уплаты экологического сбора

В нем предлагается указывать нарушения, выявленные при проверке правильности исчисления и полноты уплаты сбора, а также требования проверяющих по устранению ошибок и срок их выполнения.

Разработано положение о ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности

Разработано положение о ГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности

Им установлен порядок создания, эксплуатации и модернизации такой информационной системы.

Бизнес-омбудсмен инициировал прокурорскую проверку обоснованности установленных нормативов накопления ТКО в ряде регионов России

Бизнес-омбудсмен инициировал прокурорскую проверку обоснованности установленных нормативов накопления ТКО в ряде регионов России

Он направил в Генеральную прокуратуру РФ письмо с необходимыми материалами для проверки.