Новости и аналитика Новости До 1 января разделите арендованные основные средства на объекты операционной и финансовой аренды

До 1 января разделите арендованные основные средства на объекты операционной и финансовой аренды

До 1 января разделите арендованные ОС на объекты операционной и финансовой аренды
Indypendenz / Shutterstock.com

Минфином России для руководства в работе подготовлены Методические указания по применению переходных положений СГС "Основные средства" в части вопросов отражения в бухгалтерском учете на соответствующих балансовых счетах объектов недвижимого имущества.

В ходе годовой инвентаризации обязательно посмотрите договоры аренды и безвозмездного пользования по всем объектам, полученным вашим учреждением без закрепления на праве оперативного управления. Сейчас такие объекты числятся в вашем учете за балансом на счете 01 (п. 333 Инструкции №157н).

Отберите все договоры аренды и безвозмездного пользования, которые могут быть квалифицированы как договоры неоперационной (финансовой) аренды. Для этого проверьте выполнение критериев, перечисленных в п. 13 СГС "Аренда". Совсем необязательно, чтобы выполнялись все критерии. Приведенные в п. 13 СГС "Аренда" признаки даже по отдельности являются основанием для классификации имущества в качестве объекта финансовой аренды.

Отдавайте приоритет критериям финансовой аренды. Даже если выполняются какие-то признаки операционной аренды, но одновременно присутствуют признаки аренды финансовой, относите имущество к объектам финансовой аренды.


Обзоры, видеорекомендации, калькуляторы и другие актуальные вопросы по федеральным стандартам – в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!


Несмотря на достаточно сложные формулировки стандарта, суть отличий финансовой и операционной аренды понять несложно. Разберем проблему на примерах.

Пример 1

Оставшийся срок полезного использования объекта составляет 20 лет и на все 20 лет он передан в аренду. Причем согласно договору арендатор должен уплатить арендные платежи в сумме 4,9 млн руб. и получает право выкупа объекта.

В данном случае срок аренды сопоставим с оставшимся сроком использования – в наличии один из признаков финансовой аренды. К тому же срок договора аренды важный, но не единственный критерий определения вида аренды. Еще один признак финансовой аренды – сопоставимость общей суммы арендных платежей со справедливой стоимостью объекта (п. 52 СГС "Основные средства"). Если на рынке сооружение можно купить ориентировочно за 5 млн руб., а согласно договору аренды придется уплатить в общей сложности 4,9 млн руб., можно вести речь о финансовой аренде. В такой ситуации арендатор как бы выкупает объект.

По сути, в нашем примере все полезные свойства объекта по договору перейдут к арендатору, поэтому это имущество в качестве объекта финансовой аренды должно быть отражено арендатором на счете 101 (п.18.1 СГС "Аренда"). А вот арендодатель при сдаче имущества в финансовую аренду передал все его полезные свойства. В будущем он больше не сможет использовать полезный потенциал объекта, получать выгоды от его использования – объект не соответствует понятию "Актив" (п. 36 СГС "Концептуальные основы бухучета и отчетности организаций госсектора"). Поэтому арендодатель должен списать его с баланса (п. 22 СГС "Аренда").

Пример 2

Если при оставшемся сроке полезного использования 20 лет объект передается в аренду только на 3 года, на лицо признак операционной аренды. При операционной аренде арендодатель продолжает учитывать сданное в аренду ОС на счете 101 (п. 24 СГС "Аренда"), а арендатор должен будет учесть право пользования на специальном счете (п. 20 СГС "Аренда") . Для этого запланировано введение1 с 1 января 2018 года в план счетов нового счета 111 "Права пользования имуществом".

Источник: ГАРАНТ.РУ

Документы по теме:

Читайте также:

Вопрос о применении кадастровой оценки при переходе на новые стандарты пока не решен

Вопрос о применении кадастровой оценки при переходе на новые стандарты пока не решен

Вероятно, Минфин России уточнит основания применения кадастровой стоимости в обновленной инструкции по применению плана счетов.

Ограничено право бюджетных и автономных учреждений на перечисление авансов

Ограничено право бюджетных и автономных учреждений на перечисление авансов

Поправки уже одобрены Советом Федерации и направлены Президенту РФ.

Изменения, коснувшиеся  общих правила составления бюджетной отчетности

Изменения, коснувшиеся общих правил составления бюджетной отчетности

Подписан приказ о внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления бюджетной отчетности.

______________________________

1 С паспортом проекта приказа Министерства финансов РФ "О внесении изменений в приложения № 1 и № 2 к приказу Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и о признании утратившими силу отдельных положений некоторых приказов Министерства финансов Российской Федерации" можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных актов (ID: 01/02/11-17/00075636).