Новости и аналитика Горячие документы Самые важные документы недели

Самые важные документы недели

Чтобы быть в курсе всех важных изменений законодательства за неделю, подпишитесь на еженедельную рассылку.

Версия от 1 июня 2024 года:

Налоги и сборы, бухгалтерский учет
Банковская деятельность
Валютное регулирование и валютный контроль
Ценные бумаги, фондовый рынок
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
Гражданское право, приватизация
Интеллектуальные права
Закупки для государственных и муниципальных нужд
Сельское хозяйство
Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя
Транспорт и связь
Иные вопросы хозяйственной деятельности
Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ
Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь
Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Административные правонарушения, административная ответственность
Международные отношения

Налоги и сборы, бухгалтерский учет

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 123-ФЗ "О внесении изменения в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Уточнен порядок освобождения грантов от налога на прибыль.
При налогообложении прибыли не учитываются гранты, предоставляемые институтами инновационного развития и другими организациями, осуществляющими поддержку госпрограмм и проектов за счет субсидий, выделяемых любыми уполномоченными Правительством федеральными органами исполнительной власти, а не только Минцифры.
Закон вступает в силу через месяц после опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на прибыль.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в статьи 217 и 284.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"

Приняты поправки к НК в части приобретения имущества у КИК.
Внесены изменения в НК.
В 2022-2023 гг. граждане не платили НДФЛ при переоформлении на себя российских активов, которыми они владеют через свои контролируемые иностранные компании (КИК). Решено распространить эти нормы и на 2024 г.
Срок владения КИК будут засчитывать в срок владения активами.
Поправки вступают силу со дня опубликования.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 100-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации"

При реализации товаров через электронные торговые площадки НДС взимается по стране назначения.
Закон создает механизм взимания НДС по стране назначения товара при торговле через электронные площадки.
При реализации продавцами ЕАЭС товаров через электронные торговые площадки Россия признается местом реализации в целях НДС, если товар в момент получения его покупателем-физлицом находится в России.
Определены особенности постановки на учет в налоговом органе иностранных посредников, через электронные торговые площадки которых реализуются товары налогоплательщиков из стран ЕАЭС. Такие иностранные посредники могут использовать личный кабинет для подачи декларации по НДС, иных документов, получения от налогового органа документов (информации).
Урегулирован порядок принятия к вычету сумм НДС.
Закон вступает в силу с 1 июля 2024 г., но не ранее чем через месяц после опубликования. Установлены переходные положения.

Рекомендации парламентских слушаний по вопросу совершенствования налогового законодательства Российской Федерации, состоявшихся в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации 23 мая 2024 года (утв. решением Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам от 24 мая 2024 года (протокол N 199))

Комитет Госдумы по бюджету и налогам утвердил рекомендации парламентских слушаний по вопросам совершенствования налогового законодательства.
Основные резервы дополнительных доходов предлагается искать преимущественно путем корректировки ставок прямых, а не косвенных налогов. Необходимо обеспечить сохранение конкурентоспособности российской экономики и налоговой системы в результате совершенствования налогового законодательства. Задачу по сокращению неравенства социально-экономического развития предлагается решать путем выравнивания бюджетной обеспеченности регионов и муниципалитетов.
В отношении НДФЛ предлагается введение многоступенчатой шкалы, предусматривающей разумную прогрессию. Повышение нагрузки не должно коснуться большинства граждан. Предусмотрена дополнительная поддержка наиболее нуждающихся граждан, прежде всего семей с детьми, в том числе путем увеличения стандартных вычетов и введения новых для многодетных семей. Для людей, которые регулярно проходят диспансеризацию и успешно сдают нормативы ГТО, установят налоговые вычеты. Планируется сохранить уровень изъятий по доходам в виде процентов по депозитам. Повышение НДФЛ не должно коснуться доходов участников СВО.
Условия применения НПД самозанятыми сохранят до конца эксперимента.
Необходимо предусмотреть меры налоговой поддержки по стимулированию бизнеса, который вкладывает средства в развитие и расширение производства, новые технологии, свою страну и те регионы, где получает прибыль. Планируется продлить действие инструмента инвестиционного налогового вычета, усовершенствовать его механизм и распространить на федеральную часть налога, а также применить повышающие коэффициенты к базе для расчета амортизации и повысить коэффициент по расходам на НИОКР в высокотехнологичных отраслях.
Плательщики УСН с годовым доходом более 60 млн руб. будут признаваться налогоплательщиками НДС с возможным повышением предельного уровня объема выручки.
Амнистия по "дроблению" должна применяться автоматически.
Для малого и среднего бизнеса в сфере обрабатывающей промышленности установят льготный режим налогообложения.

Приказ Федеральной налоговой службы от 29 января 2024 г. N ЕД-7-8/74@ "О внесении изменений в приложения к приказу Федеральной налоговой службы от 02.12.2022 N ЕД-7-8/1151@"

Требование об уплате задолженности налоговая сможет направлять в электронной форме.
Требование об уплате задолженности и решение о ее взыскании за счет денег на банковских счетах и электронных денег налоговая инспекция может направлять через личный кабинет налогоплательщика. Требование также может быть выставлено через Госуслуги.
Приказ вступает в силу через 2 месяца после опубликования.
Зарегистрировано в Минюсте России 23 мая 2024 г. Регистрационный N 78254.

Банковская деятельность

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и статью 10 Федерального закона "О национальной платежной системе"

Лимит на денежные переводы с упрощенной идентификацией клиента составит 100 тыс. руб.
В России установили максимальный размер перевода физлица при упрощенной идентификации без открытия банковского счета в 100 тыс. руб. либо аналогичной сумме в иностранной валюте. Также это касается электронных средств. Соответствующие поправки внесены в Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Также корреспондирующие изменения внесены в Закон о национальной платежной системе. Максимальный остаток денег на неперсонифицированном электронном средстве платежа повышен с 60 до 100 тыс. руб.
Закон вступает в силу по истечении одного года после дня его официального опубликования.

Решение Совета директоров Банка России от 24 мая 2024 г. "Об установлении макропруденциальных лимитов в отношении отдельных видов потребительских кредитов (займов) и числовых значений характеристик кредитов (займов), в зависимости от которых дифференцируются макропруденциальные лимиты"

С 1 июля вводятся более жесткие ограничения на кредитование заемщиков с высокой долговой нагрузкой.
ЦБ РФ установил макропруденциальные лимиты (МПЛ) по необеспеченным кредитам и займам на III квартал 2024 г.
Ужесточаются МПЛ по кредитам (займам) с высоким показателем долговой нагрузки (ПДН). Это прежде всего коснется кредитов (займов) с лимитом кредитования. Банки и МФО не смогут выдавать такие кредиты (займы) или повышать по ним лимиты, если ПДН заемщика превышает 80%.
Решение вступает в силу с 1 июля 2024 г.

Валютное регулирование и валютный контроль

 

Приказ Федеральной налоговой службы от 26 апреля 2024 г. N СД-7-14/349@ "Об утверждении форм, форматов, способа представления резидентом налоговому органу уведомлений, предусмотренных частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", а также формы уведомления, предусмотренного частью 10 статьи 28 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"

Утверждены новые формы уведомлений о счетах в зарубежных банках.
Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы об открытии (закрытии) счетов (вкладов) в зарубежных банках и финкомпаниях и об изменении их реквизитов. Утверждены новые формы и форматы таких уведомлений.
После прекращения действия разрешения на открытие счета в иностранном банке резидент вправе продолжить проводить по такому счету операции. Однако он обязан уведомить налоговую о наличии счета. Форма уведомления также обновлена.
Приказ вступает в силу с 1 июля 2024 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2024 г. Регистрационный N 78303.

Ценные бумаги, фондовый рынок

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3 и 5 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"

Усовершенствован порядок передачи информации между профучастниками рынка ценных бумаг.
Предусмотрена передача информации о физическом лице и его расходах, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг, по заявлению инвестора от одного профучастника рынка ценных бумаг непосредственно другому, в том числе с использованием системы электронного документооборота. Состав сведений о физическом лице и его расходах, связанных с приобретением и хранением ценных бумаг, будет установлен ФНС, а порядок передачи информации - базовым стандартом совершения операций на финансовом рынке, разработанным СРО в сфере финансового рынка, объединяющей брокеров и управляющих.
Закон вступает в силу с 1 января 2025 г.

Информационное письмо Банка России от 28 мая 2024 г. N ИН-02-28/33 "О раскрытии информации при проведении публичного размещения акций"

Эмитентам рекомендовано раскрывать больше информации в ходе IPO.
Чтобы повысить прозрачность проведения IPO и доверие инвесторов к российскому фондовому рынку, Банк России рекомендует эмитентам до начала сбора заявок на участие в публичном размещении раскрывать информацию о принципах распределения акций среди инвесторов (аллокации) и о наличии ограничений на отчуждение (обременение) акций эмитента. Также в короткий срок с даты завершения публичного размещения рекомендуется раскрывать информацию о фактическом распределении акций (аллокации) среди различных групп (категорий) инвесторов по итогам состоявшегося размещения.
Указанные сведения следует раскрывать в форме сообщения о существенном факте.
Брокерам рекомендовано информировать своих клиентов-физлиц о возможном неисполнении или исполнении не в полном объеме их поручений при участии в публичном размещении.

Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность

 

Информация Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 мая 2024 г. "О ставках вывозных таможенных пошлин на товары, указанные в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2023 г. N 1538, а также отдельные виды минеральных удобрений"

Установлены ставки курсовых экспортных пошлин на июнь.
С октября 2023 г. в России действуют гибкие экспортные пошлины на широкий перечень товаров с привязкой к курсу рубля. Установлены их размеры на июнь 2024 г.
Ставка экспортной пошлины составит 5,5% от таможенной стоимости. Для азотных удобрений - 10%, но не менее 1 100 руб. за тонну, для калийных - 10%, но не менее 1 800 руб. за тонну, для фосфорных и многокомпонентных - 10%, но не менее 2 100 руб. за тонну.

Гражданское право, приватизация

 

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2024 г. N 25-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1152 и пункта 2 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Д.В. Простякова"

Прописка в квартире, имевшаяся до возникновения спора о выморочности имущества, должна учитываться при решении вопроса о принятии наследства.
Гражданин обратился в суд с требованием об установлении факта принятия наследства. Его мать получила по завещанию квартиру, в которой заявитель был зарегистрирован. Позднее мать скончалась. Суды не нашли доказательств совершения действий по фактическому принятию наследства ни самим заявителем, ни его матерью. Регистрация не была учтена. При этом был удовлетворен встречный иск органа о признании квартиры выморочным имуществом и о выселении из нее гражданина. Заявитель считает нормы ГК РФ о принятии наследства неконституционными, поскольку они не позволяют учитывать регистрацию по месту жительства. Конституционный Суд указал следующее.
Регистрация по месту жительства является уведомительным способом учета граждан. Наличие регистрации в жилом помещении, которое входит в наследственную массу, не подменяет установленных ГК РФ способов принятия наследства.
В случае, когда регистрация сохраняется после истечения срока для принятия наследства вплоть до момента возникновения спора о признании жилого помещения выморочным имуществом, гражданин не предпринимал действий по отказу от принятия наследства, наличие у него регистрации может в совокупности имеющихся доказательств свидетельствовать о намерении владеть и пользоваться данным объектом.
Если уполномоченные органы затягивают оформление прав на это имущество как на выморочное, а потом заявляют требования на него, то гражданину становится сложнее доказать, что он принял наследство фактическими действиями. В таком случае значение регистрации по месту жительства еще больше повышается.
Оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ. Они предполагают, что если на дату открытия наследства гражданин был зарегистрирован в жилом помещении и оставался зарегистрированным в нем на момент возникновения спора, то регистрация может быть учтена наряду с иными основаниями для принятия наследства.

Интеллектуальные права

 

Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2024 г.)

ВС проанализировал судебную практику по спорам о нарушении авторских и смежных прав в Интернете.
Верховный Суд РФ представил обзор практики по защите судами авторских и смежных прав при их нарушении в Интернете за последние четыре года. Сформулирован ряд важных позиций.
При размещении в сети песни исполнителем, который заключил отдельные договоры с авторами о предоставлении прав на музыку и текст, суду необходимо установить, является ли произведение созданным в соавторстве единым объектом, либо объектом, производным от музыки или текста, либо несколькими объектами.
Права на единое музыкальное произведение с текстом подлежат защите при неправомерном включении текста в другое музыкальное произведение с текстом.
Краткий пересказ литературного произведения без согласия автора - это незаконная переработка.
Дизайн сайта может быть отнесен к объектам авторского права, если судом установлено, что он является результатом творческого труда автора.
Размещение произведения в сети само по себе не свидетельствует о том, что оно находится в свободном доступе с правом копирования.
Предоставление права использования объекта на конкретном сайте не означает право лицензиата использовать его на иных сайтах. Право использования произведения в печатном издании еще не говорит о согласии правообладателя на использование объекта в сети.
Размещение в Интернете созданного в соавторстве произведения или его части одним из соавторов без согласия других является неправомерным. То же касается включения музыкального произведения в телепередачу без согласия правообладателя.
Отсутствие информации об авторе произведения в цитируемом источнике не освобождает от ответственности.
По общему правилу размещенные на сайте объекты авторских/смежных прав непосредственно используются владельцем сайта. Последним считается администратор доменного имени, адресующего на сайт.
Владельцы онлайн-сервисов (соцсетей, торговых площадок), которые не только предоставляют возможность размещения третьим лицам информации об экземплярах произведений, материальных носителях, но и сами их продают, рекламируют, получают доход, не признаются информационными посредниками.
При определении компенсации за нарушение суд учитывает посещаемость, доходность сайта, длительность использования объекта на сайте, характер деятельности ответчика, кратность нарушения.
Неоднократное размещение фотографии в одном материале, статье, рекламном объявлении образует одно нарушение.
Предоставление доступа к скачиванию могут признать одним длящимся нарушением независимо от количества скачиваний.
Изменение границ/формата исходной фотографии без внесения творческих правок не считается переработкой.
Предложение на сайте контрафактного материального носителя и его продажа в торговой точке образуют одно нарушение.
Срок давности по иску о взыскании компенсации начинается не с момента неправомерного размещения объекта в сети, а со дня, когда правообладатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком.

Закупки для государственных и муниципальных нужд

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 124-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Закупки Роскосмоса решено засекретить.
В перечень случаев, когда применяются закрытые конкурентные способы закупок по 44-ФЗ, включены в т. ч. закупки Госкорпорации "Роскосмос".
Уточнено понятие заказчика. Подразумеваются также автономные учреждения и иные юрлица, которым в соответствии с бюджетным законодательством выделяются денежные средства и которые при проведении закупок за счет данных средств должны руководствоваться 44-ФЗ.
Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2025 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Сельское хозяйство

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Скорректирована компетенция ФОИВ в сфере рыболовства.
Внесены изменения в законы о рыболовстве, животном мире и любительском рыболовстве.
Основная часть поправок касается разграничения полномочий Минсельхоза и Росрыболовства.
Кроме того, до 1 января 2026 г. лица, осуществляющие рыболовство в Азовском и Черном морях с использованием судов, которые оснащены обязательными техническими средствами контроля, смогут вести рыболовный журнал в бумажной форме.
Закреплено, что при отсутствии решений межгосударственных органов, принятие которых предусмотрено международными договорами РФ в отношении видов водных биоресурсов и объемов их добычи (вылова) в исключительной экономической зоне России на конкретный календарный год, виды водных биоресурсов и объемы их добычи (вылова) определяются в порядке, установленном Правительством.
Закон вступает в силу с 1 декабря 2024 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

Торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, защита прав потребителя

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 102-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

С 1 июня алкоголь можно продавать на летних верандах.
С 1 июня 2024 г. разрешена продажа алкоголя в розницу в сезонных залах (зонах) обслуживания посетителей, расположенных на территории, прилегающей к ресторанам, барам и кафе, или примыкающих к ним либо к зданию (помещению), в котором расположены такие объекты. При этом место нахождения стационарного объекта должно быть указано в лицензии на торговлю спиртным. Также должны соблюдаться условия розничной продажи алкоголя и иметься документ, подтверждающий соответствие сезонных залов (зон) требованиям к их размещению и обустройству. Соответствующие изменения внесены в Закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя.
Кроме того, до 1 сентября 2026 г. разрешено использовать бумажную товарно-транспортную накладную в качестве сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Ряд поправок касается розничной продажи алкоголя, в т. ч. при оказании услуг общепита, в новых регионах.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений.

Транспорт и связь

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2024 г. N 660 "Об утверждении требований к компетентным в области автономного судоходства организациям, предусмотренным статьей 41.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации"

Автономное судоходство: требования к компетентным организациям.
С 1 сентября 2024 г. до 1 сентября 2030 г. к компетентным в области автономного судоходства организациям будут предъявлять следующие требования:
- регистрация по российскому законодательству;
- исправность и непрерывное функционирование технических средств для управления судами;
- соответствие внешнего экипажа установленным требованиям.

Иные вопросы хозяйственной деятельности

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 119-ФЗ "О внесении изменения в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"

Уточнен перечень лиц, имеющих право проводить упрощенную идентификацию в рамках "антиотмывочного" закона.
Скорректирован Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Уточнено, что упрощенная идентификация проводится посредством направления клиентом-физлицом соответствующих сведений о себе организации, осуществляющей операции с деньгами или иным имуществом и имеющей право проводить указанную идентификацию, либо лицу, которому такой организацией поручено проведение упрощенной идентификации.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 115-ФЗ "О внесении изменений в статьи 4.2 и 27 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"

Продлен особый порядок включения компаний из новых регионов в реестр МСП.
Упрощенный порядок включения компаний из новых регионов в реестр МСП продлен до 10 июня 2025 г.
Закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Вопросы гражданства, миграция, въезд в РФ и выезд из РФ

 

Приказ МВД России от 6 мая 2024 г. N 240 "О внесении изменений в Порядок подачи уведомления о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, уведомления об утрате гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, в Министерство внутренних дел Российской Федерации или его территориальные органы, в том числе в электронной форме, установленный приказом МВД России от 20 сентября 2023 г. N 689"

Подаем уведомления о приобретении иностранного гражданства по уточненным правилам.
Скорректированы правила подачи уведомлений о приобретении иностранного гражданства либо получении ВНЖ и об их утрате.
С 23 июня 2024 г. уведомления можно будет подать через ФГУП МВД или уполномоченную Москвой организацию. В настоящее время это Паспортно-визовый сервис МВД и Московский миграционный центр.
Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2024 г. Регистрационный N 78290.

Правопорядок, общественная безопасность, защита от ЧС

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 125-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и статьи 16 и 18 Федерального закона "О пожарной безопасности"

Утверждать планы тушения природных пожаров будут регионы.
В законы о пожарной безопасности и защите населения и территорий от ЧС внесены поправки, наделяющие региональные госорганы полномочиями:
- по разработке и утверждению планов тушения ландшафтных (природных) пожаров, за исключением лесных и других ландшафтных (природных) пожаров на землях лесного фонда, обороны и особо охраняемых природных территорий;
- по проведению мероприятий по предупреждению ЧС, ликвидации их последствий, спасению жизни и сохранению здоровья людей при ЧС.
Порядок разработки и утверждения указанных планов установит МЧС.
Закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 113-ФЗ "О внесении изменения в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации"

Список необходимых для поступления на службу в прокуратуру документов закрепили в законе.
Закон о прокуратуре дополнен статьей, устанавливающей перечень документов и сведений, представляемых гражданином при поступлении на службу в органы и организации прокуратуры, а также особенности их рассмотрения и проверки.
В числе таких документов заявление, паспорт, документы об образовании и квалификации, трудовая книжка, справка о наличии (отсутствии) судимости, сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Порядок их приема, перечень должностных лиц, имеющих право их принимать, а также порядок проверки достоверности и полноты представленных сведений утвердит Генпрокурор.

Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2024 г. N 638 "О применении в 2024 году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)"

Размещение малоопасных ТКО: ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду не поменялась.
В 2024 г. сохранится ставка платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные). Как и в 2023 г., ее размер составит 95 руб. за 1 т.

Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Для супругов погибших участников СВО уточнены условия получения пенсии по потере кормильца.
Независимо от возраста, трудоспособности и наличия работы не вступившие в повторный брак супруги погибших военнослужащих, призывников, добровольцев, контрактников и сотрудников силовых ведомств, ухаживающие за детьми погибшего бойца, могут получать пенсию по случаю потери кормильца до достижения ребенком, также имеющим право на пенсию, возраста 23 лет.
Установлено дополнительное ежемесячное материальное обеспечение награжденных орденом Святого Георгия и знаком отличия ордена Святого Георгия - Георгиевским Крестом четырех степеней.
Закон вступает в силу с 1 января 2025 г. Положения о дополнительном обеспечении награжденных орденом и знаком отличия ордена Святого Георгия применяются со дня опубликования.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы"

Уточнен порядок предоставления льгот семьям Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы.
Изменения в Закон о статусе Героев Советского Союза, Героев России и полных кавалеров ордена Славы посвящены предоставлению льгот членам их семей.
В частности, Герои Советского Союза, Герои России и полные кавалеры ордена Славы имеют право на внеочередное предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов для ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (минимум 0,20 га - в границах городских населенных пунктов и минимум 0,40 га - в границах сельских населенных пунктов и на землях иных категорий). Установлено, что в случае смерти (гибели) Героя или полного кавалера ордена Славы, не реализовавшего указанное право, либо в случае присвоения гражданину звания Героя России посмертно такое право будет предоставляться одному из членов его семьи в порядке очередности: вдове (вдовцу), детям (детям до 18 лет, детям старше 18 лет, ставшим инвалидами до достижения этого возраста, детям до 23 лет, обучающимся очно), родителям.
Предусмотрено единовременное пособие в размере 20 тыс. руб. членам семей погибших после 24 февраля 2022 г. Героев России, которым звание присвоено посмертно.
Уточнено, на какие льготы могут претендовать члены семей независимо от даты смерти (гибели) Героя или полного кавалера ордена Славы.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 108-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"

Актуализированы нормы законов по вопросам занятости населения.
Вносимые поправки обусловлены принятием нового Закона о занятости населения.
Их цель - привести формулировки в законах в соответствие с новой терминологией. Введены отсылочные нормы.
Закон вступает в силу со дня опубликования, за исключением положений, которые начнут действовать с 1 сентября 2024 г. и 1 января 2025 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2024 г. N 642 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176"

Уточнен порядок компенсации расходов пенсионеров-северян на оплату проезда к месту отдыха.
Правительство скорректировало правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В частности, решение о предоставлении компенсации или об отказе в этом теперь принимается в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления. При этом такой срок может быть продлен до 10 рабочих дней в случае непоступления запрашиваемой территориальным органом СФР информации, которая необходима для принятия решения.
Установлен порядок аннулирования по желанию пенсионера принятого СФР заявления о компенсации стоимости проезда в виде предоставления проездных документов или возмещения фактических расходов. Заявление об аннулировании может быть подано до принятия Фондом решения о предоставлении проездных документов или перечисления компенсации. Если такое заявление будет подано после осуществления указанных действий, то в аннулировании ранее поданного заявления откажут.
При следовании к месту отдыха воздушным транспортом международного сообщения предусмотрена возможность компенсации расходов на основании в т. ч. документа, выданного уполномоченным агентством по продаже авиабилетов или организацией, осуществляющей туроператорскую или турагентскую деятельность, с которыми у авиакомпаний заключены соответствующие договоры.
Уточнен порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионера личным автотранспортом.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 апреля 2024 г. N 237н "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20 апреля 2022 г. N 223н "Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве"

Пострадавшие на производстве смогут получать страховые выплаты до окончания затянувшегося расследования.
Работодатели будут оформлять акт по новой форме Н-1С для направления его страховщику, если завершить расследование в установленные сроки не представляется возможным в связи с необходимостью проведения дополнительной проверки, получения медицинских и других заключений, рассмотрения обстоятельств в экспертных организациях, органах дознания и следствия или в суде. При оформлении акта Н-1С расследование будет продолжаться. После установления причин несчастного случая, лиц, допустивших нарушение требований охраны труда, выработки предложений по устранению выявленных нарушений, причин несчастного случая и предупреждению аналогичных несчастных случаев будет оформляться окончательный акт по форме Н-1.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2028 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2024 г. Регистрационный N 78309.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 203н "О внесении изменений в форму и порядок заполнения протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 июля 2022 г. N 389н"

Минтруд уточнил форму протокола проведения медико-социальной экспертизы.
С 1 июля 2024 г. изменятся форма протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина и порядок ее заполнения. В частности, появится новый раздел для учета мероприятий по реабилитации или абилитации. Речь идет в т. ч. о медицинской, профессиональной, социальной реабилитации и (или) абилитации, о реализации физкультурно-оздоровительных мероприятий, мероприятий по занятию спортом. Иные изменения связаны с созданием Единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере.
Зарегистрировано в Минюсте России 24 мая 2024 г. Регистрационный N 78258.

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 16 апреля 2024 г. N 195н "Об утверждении форм предоставления работодателями обязательной информации, предусмотренной частью 1 статьи 53 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации", в государственную службу занятости"

Установлены формы для направления работодателями информации в службу занятости.
Работодатели должны сообщать в государственную службу занятости о принятии, изменении и отмене решения о ликвидации организации и прекращении деятельности ИП, о вакансиях, о выполнении квоты для приема на работу инвалидов и др. Установлены формы для предоставления информации.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 23 мая 2024 г. Регистрационный N 78243.

Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм

 

Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 21 мая 2024 г. N 942 "Об утверждении Порядка предоставления (выдачи) прокатного удостоверения на фильм, отказа в предоставлении (выдаче) прокатного удостоверения на фильм, отзыва прокатного удостоверения на фильм и внесения изменений в прокатное удостоверение на фильм, Порядка ведения в электронном виде Государственного регистра фильмов, а также об утверждении образца прокатного удостоверения на фильм"

Получить прокатное удостоверение на фильм можно через Госуслуги.
Установлены новые правила выдачи и отзыва прокатного удостоверения на фильм, порядок ведения Государственного регистра фильмов и образец удостоверения. Теперь эти правила устанавливает Минкультуры, а не Правительство. Заявление можно подать через Госуслуги. Его рассмотрят в течение 7 рабочих дней. Прокатное удостоверение выдается в виде электронной выписки из Государственного регистра фильмов.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 27 мая 2024 г. Регистрационный N 78274.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 апреля 2024 г. N 209н "Об утверждении требований к комплектации укладки для оказания первой помощи с применением медицинских изделий для оснащения пожарных автомобилей"

Обновлен состав набора для оказания первой помощи для пожарных автомобилей.
С 1 сентября 2024 г. сроком на 6 лет вводятся новые требования к комплектации медизделиями набора для оказания первой помощи для оснащения пожарных автомобилей. Они заменят требования 2012 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2024 г. Регистрационный N 78307.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 апреля 2024 г. N 208н "Об утверждении требований к комплектации укладки и аптечки индивидуальной для оказания первой помощи с применением медицинских изделий судебными приставами"

Утвержден состав аптечек первой помощи для судебных приставов.
Прописаны требования к комплектации укладки и аптечки для оказания первой помощи судебными приставами.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2024 г. Регистрационный N 78310.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 апреля 2024 г. N 207н "Об утверждении требований к комплектации аптечек и укладок для оказания первой помощи с применением медицинских изделий сотрудниками полиции"

Об оказании первой помощи сотрудниками полиции.
Установлены требования к комплектации аптечек и укладок для оказания первой помощи сотрудниками полиции.
Приказ о комплектации укладок для оказания первой помощи пострадавшим в ДТП сотрудниками ГИБДД утрачивает силу. Соответствующие требования теперь являются частью общих требований. Ранее сформированные укладки можно будет использовать до истечения срока годности, но не позднее 1 сентября 2027 г.
Приказ вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2030 г.
Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2024 г. Регистрационный N 78308.

Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 февраля 2024 г. N 63н "О внесении изменений в подпункт "г" подпункта 5.2 пункта 5 Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2023 г. N 44н"

Уточнены правила расчета тарифов на оплату медпомощи.
При определении размера тарифов на оплату медпомощи учитывается коэффициент сложности лечения пациента. Решено включить в расчет расходы на предоставление спального места и питания законному представителю ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
Проведение сопроводительной лекарственной терапии при злокачественных новообразованиях у взрослых будут оценивать по уровням.
Зарегистрировано в Минюсте России 23 мая 2024 г. Регистрационный N 78253.

Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 22 апреля 2024 г. N 891 "О внесении изменений в пункт 1 приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 26 июня 2019 г. N 876 "Об определении минимального количества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования, и минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета"

Рособрнадзор уточнил название одного из предметов в приказе о минимальном количестве баллов ЕГЭ для получения аттестата и поступления в вуз.
Новый порядок проведения ГИА предусматривает сдачу ЕГЭ по информатике. Ранее название учебного предмета включало информационно-коммуникационные технологии.
Соответствующие изменения внесены в приказ Рособрнадзора об утверждении минимального количества баллов ЕГЭ для получения аттестата и поступления в вуз.
Зарегистрировано в Минюсте России 28 мая 2024 г. Регистрационный N 78297.

Суд и судоустройство, нотариат, адвокатура и юридическая помощь

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 106-ФЗ "Об упразднении Ухоловского районного суда Рязанской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Сапожковского районного суда Рязанской области"

Ухоловский районный суд Рязанской области упразднят.
Решено упразднить Ухоловский районный суд Рязанской области, а вопросы осуществления правосудия передать в юрисдикцию Сапожковского районного суда. В составе последнего будет образовано постоянное судебное присутствие.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 105-ФЗ "Об упразднении Старожиловского районного суда Рязанской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Рязанского районного суда Рязанской области"

Упраздняется Старожиловский районный суд Рязанской области.
Принято решение об упразднении Старожиловского районного суда Рязанской области.
Относящиеся к его ведению вопросы осуществления правосудия передаются в юрисдикцию Рязанского районного суда Рязанской области. Чтобы обеспечить соблюдение права граждан на доступ к правосудию, будет образовано постоянное судебное присутствие в составе Рязанского районного суда в рабочем поселке Старожилово.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, но основные положения вводятся в действие через 1 год после этого.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 104-ФЗ "Об упразднении Милославского районного суда Рязанской области и образовании постоянного судебного присутствия в составе Скопинского районного суда Рязанской области"

Милославский районный суд Рязанской области будет упразднен.
Решено упразднить Милославский районный суд Рязанской области, а вопросы осуществления правосудия передать в юрисдикцию Скопинского районного суда. В составе последнего будет образовано постоянное судебное присутствие.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрен иной срок.

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 мая 2024 г.)

ВС представил первый обзор судебной практики за 2024 г.
В очередном обзоре практики по гражданским, уголовным, административным делам Верховный Суд РФ представил ряд важных правовых позиций.
Прекращение дела по нереабилитирующим основаниям обязывает суд устанавливать состав гражданского правонарушения при привлечении к ответственности причинителя вреда.
Привлечение ответчика к административной ответственности за пользование недрами без лицензии не освобождает истца от доказывания оснований и размера возмещения вреда ответчиком.
Для защиты прав несовершеннолетних на жилое помещение, приватизированное одним из родителей, суд должен проверить соблюдение при приватизации требований закона и наличие контроля со стороны органов опеки.
Супруги могут изменить режим общей совместной собственности на нажитое в браке имущество только на основании нотариально удостоверенного соглашения.
Исковая давность по требованию о возврате предоплаты начинает течь со дня просрочки поставки товара, а не с момента требования покупателя вернуть уплаченные за товар деньги.
Лизингополучатель имеет право на возмещение убытков из-за удорожания предмета лизинга, который не был передан лизингополучателю по вине лизинговой компании, уклонившейся от внесения оплаты продавцу.
Включение явно обременительных положений в договор присоединения не допускается.
Антимонопольный запрет создания дискриминационных условий распространяется также на субсидии хозсубъектам в соответствии с бюджетным законодательством. Антимонопольный орган вправе контролировать процедуру торгов.
Под запрет трансляции звуковой рекламы попадает и такая, которая не вмонтирована во внешнюю стену здания, а размещена нестационарно возле входа в него.
Невключение акциза в стоимость товара занижает налогооблагаемую базу по НДС.
Присужденные судом суммы при обращении взыскания на бюджетные средства индексируются со дня поступления исполнительных документов должнику, а не со дня вынесения судебного решения.
Несмотря на обладание юридическими знаниями и навыками, арбитражный управляющий вправе пользоваться услугами представителей.
Вопрос определения ущерба зеленым насаждениям не отнесен к полномочиям органов местного самоуправления.

Гражданский и арбитражный процесс, исполнительное производство

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

В России создадут реестр должников по алиментам.
Решено создать реестр должников по алиментным обязательствам, который будет являться составной частью банка данных в исполнительном производстве. В этот реестр будут вноситься сведения о должниках, привлеченных к административной и уголовной ответственности, а также находящихся в розыске. Определены особенности ведения реестра. Граждан будут уведомлять о включении в реестр или исключении из него в течение суток.
Для актуальной информации о трудоустройстве должников ФССП будет взаимодействовать с органами власти через СМЭВ.
Федеральный закон вступает в силу по истечении 360 дней после его официального опубликования.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 112-ФЗ "О внесении изменений в статью 101 Федерального закона "Об исполнительном производстве"

Для пенсий по инвалидности установили иммунитет на взыскание в рамках исполнительного производства.
Взыскание в рамках исполнительного производства не обращается на выплаты к пенсиям по случаю потери кормильца за счет федерального бюджета.
Иммунитет на взыскание установлен для социальных пенсий по инвалидности, федеральных и региональных социальных доплат к пенсии, назначаемых детям-инвалидам и недееспособным инвалидам.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и статью 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"

Минимальная сумма долга для банкротства предприятий повышена.
С 300 тыс. до 2 млн руб. решено увеличить минимальную сумму требований кредиторов, при достижении которой может быть возбуждено дело о банкротстве юрлица. Для сельскохозяйственных организаций, стратегических предприятий и субъектов естественных монополий минимальный порог для банкротства составляет 3 млн руб.
Расширено применение так называемого документарного судопроизводства в арбитражных судах, на основе которого судья в отсутствие возражений участвующих в деле лиц сможет принимать существенную часть судебных актов в деле о банкротстве без проведения судебного заседания с изготовлением только резолютивной части определения. Это касается обособленных споров о включении требований в реестр, об освобождении арбитражного управляющего по его заявлению от возложенных на него обязанностей, о распределении судебных расходов по делу о банкротстве и т. д.
Уточнены нормы об удовлетворении требований кредиторов.
Закреплено право суда на снижение суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего в случае ее явной несоразмерности.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2024 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.М. Туманиной"

КС разъяснил правила возмещения судебных расходов в делах о процессуальном правопреемстве.
Суд взыскал с гражданки принадлежащее ООО имущество. Позднее общество было ликвидировано. Для исполнения решения суда единственный участник общества просил признать его процессуальным преемником взыскателя, но ему отказали из-за несоблюдения установленного порядка. При участии в рассмотрении этого вопроса в суде должница понесла расходы и потребовала их возмещения с заявителя. Но суды указали, что вопрос о правопреемстве неразрывно связан с основным спором, который должница проиграла. Судебные расходы возмещаются стороне, в чью пользу вынесено решение по существу.
Конституционный Суд РФ разъяснил, что оспариваемая норма не противоречит Конституции. Суды не должны формально применять ее в случае защиты прав участника спора при их нарушении или оспаривании лицами, не являющимися сторонами.
Замена взыскателя имеет важнейшее значение для должника, в связи с чем в деле о правопреемстве он может понести дополнительные расходы. Суды их не возмещают из-за того, что должник проиграл основной спор. Однако оспариваемая норма предполагает в каждом случае устанавливать связанность судебных расходов с разрешением дела, их оправданность и разумность. Иное нарушало бы права лиц, заинтересованных в их возмещении. Недобросовестность должника, затянувшего исполнение решения до ликвидации взыскателя, может быть самостоятельным основанием для отказа в возмещении его затрат.
Дело заявительницы подлежит пересмотру.

Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 126-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации"

В России появятся исправительные колонии объединенного типа.
Скорректирован Закон об учреждениях и органах УИС. Поправками предусмотрена возможность создавать исправительные колонии объединенного типа, в которых организуются:
- изолированные участки с различными видами режима;
- изолированные участки, функционирующие как тюрьма;
- помещения, функционирующие в режиме СИЗО.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 111-ФЗ "О внесении изменения в статью 150 Уголовного кодекса Российской Федерации"

Решено дополнить статью УК РФ о вовлечении несовершеннолетних в преступления.
Предусмотрено лишение свободы на срок от 5 до 8 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет либо без такового в т. ч. за вовлечение несовершеннолетнего в совершение трех и более преступлений небольшой и (или) средней тяжести.
Раньше такое наказание применялось за вовлечение детей в преступную группу, в совершение тяжкого или особо тяжкого преступления и по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в статьи 81 и 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

О хранении и уничтожении контрафактного алкоголя в рамках уголовного дела.
В УПК РФ внесены поправки, касающиеся вещдоков в виде изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также предметов, используемых для их незаконного производства и оборота.
Уточнено, что такие вещдоки до получения результатов исследований передаются на хранение в порядке, установленном Правительством. Затем они должны быть уничтожены, утилизированы или реализованы по решению суда. Порядок также утверждает Правительство. При этом к материалам уголовного дела приобщаются материалы фото- и видеофиксации указанных вещественных доказательств, а также может быть приобщен образец вещдока, достаточный для сравнительного исследования.

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 109-ФЗ "О внесении изменений в статью 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"

Тяжелобольных осужденных освободят от дальнейшего отбывания наказания сразу же после решения суда.
В УПК РФ внесены поправки, предусматривающие немедленное исполнение постановления суда об освобождении тяжелобольного осужденного.
Также закреплено право суда рассматривать вопросы об освобождении по болезни не только по ходатайству осужденного, но и по представлению исполняющего наказание учреждения или органа.

Административные правонарушения, административная ответственность

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 116-ФЗ "О внесении изменения в статью 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"

Повышены штрафы для поставщиков коммунальных ресурсов.
Усилена административная ответственность для поставщиков ресурсов за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Штраф для должностных лиц вырос с 500-1 000 руб. до 5-10 тыс. руб, для организаций и ИП - с 5-10 тыс. до 30-50 тыс. руб. Вместо него могут вынести предупреждение. При повторном нарушении штраф составит 10-30 тыс. и 50-100 тыс. руб. соответственно.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2024 г. N 24-П "По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Костромского областного суда"

КС призвал уточнить правила подсудности жалоб на решения административных комиссий.
Гражданин обжаловал штраф за нарушение правил благоустройства (несвоевременный ремонт домовладений). Суды не смогли определиться, где следует рассматривать жалобу - по месту совершения нарушения или по месту нахождения административной комиссии.
В Конституционный Суд РФ был направлен запрос.
Оспариваемая норма противоречит Конституции. Она не отвечает критериям однозначности и непротиворечивости, поскольку позволяет судам по-разному решать вопрос о территориальной подсудности упомянутых жалоб, что приводит к фактической легализации ее взаимоисключающих вариантов.
Несоблюдение подсудности нарушает конституционное право на судебную защиту. Эти вопросы должны быть детально регламентированы КоАП. В спорной ситуации имеется лишь одна комиссия в городе, хотя его территория поделена на три судебных района. По буквальному прочтению оспариваемой нормы жалоба должна рассматриваться по месту фактического рассмотрения дела. Но оно не всегда совпадает с местом нахождения комиссии в случае проведения выездных заседаний.
Законодателю необходимо незамедлительно устранить неопределенность в данном вопросе. До этого территориальная подсудность должна определяться по месту нахождения комиссии.

Международные отношения

 

Федеральный закон от 29 мая 2024 г. N 103-ФЗ "О ратификации Протокола N 2 к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики о предоставлении государственного экспортного кредита Правительству Турецкой Республики от 29 декабря 2017 г."

Россия реструктуризировала долг Турции по экспортному кредиту.
Ратифицирован Протокол N 2 к Соглашению между Правительством России и Правительством Турции о предоставлении государственного экспортного кредита турецкому правительству. Протокол предусматривает реструктуризацию долга.