Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район"

Обзор документа

28 апреля 2016

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 26 апреля 2016 г. N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район"

Обзор документа

Конституционный Суд РФ расставил точки над "i" в вопросе ликвидации несанкционированных лесных свалок местными властями.
Закон об общих принципах организации местного самоуправления в числе вопросов местного значения городского поселения предусматривает участие в организации деятельности по сбору (в т. ч. раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов. До 01.01.2016 речь шла об организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. А к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по сбору (в т. ч. раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. Ранее - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В Конституционный Суд РФ обратилась администрация муниципального района, которую по иску прокурора обязали ликвидировать несанкционированную свалку. Она была размещена неустановленными лицами на участке земель лесного фонда, расположенных на территории данного муниципального образования.
В итоге Конституционный Суд РФ признал, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции РФ.
Они не предполагали и не предполагают возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по ликвидации за счет местного бюджета таких несанкционированных свалок, если эти органы не были наделены соответствующими государственными полномочиями.
Причем ранее Конституционным Судом РФ уже исследовался аналогичный вопрос, но только применительно к вопросам местного значения городского округа. Еще тогда он указал, что на органы местного самоуправления городских округов не может возлагаться обязанность по ликвидации подобных свалок без наделения их соответствующими государственными полномочиями.
Оспариваемые в данном случае нормы должны были истолковываться и применяться с учетом этой правовой позиции, сохраняющей свою силу. Однако правоприменительные органы ее проигнорировали.
В связи с этим Конституционный Суд РФ обратил внимание на юридические последствия своих решений, в которых выявляется конституционно-правовой смысл нормы. В таком случае положения других нормативных правовых актов, основанные на этой норме, либо воспроизводящие ее или являющиеся такими же, не могут применяться вопреки выявленному конституционно-правовому смыслу.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад