Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2012 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова"

Обзор документа

25 мая 2012

gerb

Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2012 г. N 12-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина С.А. Каткова"

Обзор документа

Организаторы митинга не всегда должны отвечать за то, что на него пришли больше участников, чем заявлялось!
Оспаривались нормы, касающиеся обязанностей организаторов таких публичных мероприятий, как собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
На практике эти положения трактуются как обязывающие названных лиц отвечать за то, чтобы предполагаемое количество участников (которое заявлялось в предварительном уведомлении властей) соответствовало их фактическому числу.
При этом не исключается, что несоблюдение такого требования может стать основанием для административного штрафа за нарушение порядка проведения мероприятия.
КС РФ пришел к выводу о конституционности данных норм.
Вместе с тем он указал, что они должны толковаться следующим образом.
Гарантированное государством право проводить подобные мероприятия не является абсолютным. Оно может быть ограничено в конституционно значимых целях (обеспечение общественного порядка, охрана жизни и здоровья граждан и т. п.).
Поэтому несоответствие реального количества участников тому их числу, которое было заявлено в уведомлении, может стать основанием для привлечения организатора к ответственности.
Однако подобное допустимо только в одном случае - установлено, что именно это несоответствие, которое возникло по вине организатора, привело к определенным последствиям.
Это создание реальной угрозы для общественного порядка и (или) безопасности граждан: самих участников и тех, кто не имел отношения к публичной акции.
Кроме того, таким последствием может признаваться создание реальной угрозы причинения ущерба имуществу физических и юридических лиц.
Таким образом, участие в акции большего количества лиц, чем было заявлено его организатором, само по себе - недостаточное основание для его ответственности.
Аналогично этим основанием не признается и факт превышения нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия.
Как подчеркнул КС РФ, для федерального законодателя не исключается возможность конкретизировать порядок и условия как проведения этих мероприятий, так и привлечения их организаторов к ответственности. Также он может уточнить составы правонарушений.
Стоит напомнить, что на рассмотрении Госдумы находится законопроект, которым планируется ужесточить указанную ответственность, существенно увеличив размеры штрафов (22.05.2012 он был принят в 1 чтении).
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад