Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2024 г. N 564 "Об утверждении основных требований к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат"

Обзор документа

13 мая 2024

gerb

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 мая 2024 г. N 564 "Об утверждении основных требований к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат"

     В соответствии со статьей 53 Федерального закона "О государственной
социальной помощи" Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые основные требования к осуществлению
процессов назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки),
социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и
государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.
     2. Настоящее постановление применяется с учетом положений части 3
статьи 2 Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О
государственной социальной помощи", а также статьи 13 Федерального закона
от 10 июля 2023 г. N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных законодательных актов (положений законодательных актов)
Российской Федерации".
     3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         М. Мишустин

                                                               УТВЕРЖДЕНЫ
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                                   от 3 мая 2024 г. N 564

                           Основные требования
  к осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной
     защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках
   социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных
                      социальных гарантий и выплат

     1. Настоящий документ устанавливает основные требования к
осуществлению процессов назначения и предоставления мер социальной защиты
(поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального
обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных
гарантий и выплат органами государственной власти (государственными
органами), органами местного самоуправления, Фондом пенсионного и
социального страхования Российской Федерации, а также организациями,
находящимися в ведении органов государственной власти и органов местного
самоуправления (далее соответственно - меры социальной защиты
(поддержки), органы и (или) организации).
     2. Органы и (или) организации осуществляют процессы назначения и
предоставления мер социальной защиты (поддержки) в электронном виде.
     3. Процессы назначения и предоставления мер социальной защиты
(поддержки) органами и (или) организациями осуществляются с
использованием государственной информационной системы "Единая
централизованная цифровая платформа в социальной сфере" (далее - единая
цифровая платформа) или информационных систем органов и (или)
организаций.
     4. Процессы назначения и предоставления мер социальной защиты
(поддержки) органами и (или) организациями в части, касающейся
государственных и муниципальных услуг, осуществляются в соответствии с
административными регламентами, разработанными поставщиками
государственных и муниципальных услуг в соответствии со статьей 13
Федерального закона "Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг".
     5. Для назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки)
в электронном виде органами и (или) организациями в информационных
системах, используемых в соответствии с пунктом 3 настоящего документа
(далее - информационные системы), осуществляются:
     а) прием заявлений о назначении и предоставлении мер социальной
защиты (поддержки) (далее - заявление) и документов (копий документов,
сведений), а также обработка заявлений и документов (копий документов,
сведений), поступивших от граждан;
     б) подтверждение права заявителя на получение мер социальной защиты
(поддержки);
     в) формирование запросов и получение сведений с использованием
единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
     г) принятие решения о назначении и предоставлении мер социальной
защиты (поддержки), об отказе в назначении мер социальной защиты
(поддержки), решения о выплате мер социальной защиты (поддержки),
перерасчет размера (при необходимости) мер социальной защиты (поддержки),
а также предоставление недополученной суммы;
     д) упреждающая (проактивная) подготовка проекта заявления на
основании сведений, содержащихся в информационных системах;
     е) назначение и предоставление мер социальной защиты (поддержки), в
том числе в беззаявительном порядке или упреждающем (проактивном) режиме
на основании сведений, содержащихся в информационных системах;
     ж) принятие решения о прекращении или продлении предоставления мер
социальной защиты (поддержки), приостановке предоставления и
возобновлении предоставления мер социальной защиты (поддержки);
     з) формирование расчетно-платежных документов;
     и) обработка сведений от кредитных и доставочных организаций;
     к) формирование отчетности;
     л) хранение электронных документов, а также реестровых записей,
подписанных в информационных системах.
     6. Назначение и предоставление мер социальной защиты (поддержки)
осуществляется одним из следующих способов:
     а) на основании заявления;
     б) в беззаявительном порядке (в случае если такой порядок установлен
нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными
правовыми актами субъектов Российской Федерации) с использованием
сведений о реквизитах банковских счетов граждан для предоставления мер
социальной защиты (поддержки).
     7. Заявление подается одним из следующих способов:
     а) в электронном виде посредством федеральной государственной
информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных
услуг (функций)" (далее - единый портал) или посредством регионального
портала государственных и муниципальных услуг (далее - региональный
портал) в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами
субъекта Российской Федерации. Заявление, поданное посредством единого
портала или регионального портала, подписывается простой электронной
подписью, ключ которой получен в соответствии с Правилами использования
простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных
услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
25 января 2013 г. N 33 "Об использовании простой электронной подписи при
оказании государственных и муниципальных услуг", если возможность ее
использования установлена нормативным правовым актом, регулирующим
порядок предоставления мер социальной защиты (поддержки), усиленной
неквалифицированной электронной подписью, сертификат ключа проверки
которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей
информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в
электронной форме, в установленном Правительством Российской Федерации
порядке, или усиленной квалифицированной электронной подписью;
     б) лично:
     через многофункциональный центр предоставления государственных и
муниципальных услуг при наличии заключенного соглашения о взаимодействии
между органами и (или) организациями и многофункциональным центром,
уполномоченным на заключение указанных соглашений на основании
Федерального закона "Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг";
     в орган и (или) организацию в случаях, установленных
законодательством Российской Федерации и (или) законодательством
субъектов Российской Федерации.
     8. При подаче заявления посредством единого портала обеспечивается
автоматическое его заполнение сведениями, содержащимися в федеральной
государственной информационной системе "Единая система идентификации и
аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей
информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в
электронной форме", а также в интегрированных с единым порталом витринах
данных органов и (или) организаций.
     9. Запрос и получение органами и (или) организациями документов и
сведений, необходимых для принятия решений о предоставлении мер
социальной защиты (поддержки), осуществляется в порядке межведомственного
информационного взаимодействия, в том числе с использованием единой
системы межведомственного электронного взаимодействия, за исключением
документов, предусмотренных перечнем, установленным Правительством
Российской Федерации с учетом положений частей 1, 6 и 61 статьи 7
Федерального закона "Об организации предоставления государственных и
муниципальных услуг".
     Документы и сведения, необходимые для принятия решения о назначении
и предоставлении мер социальной защиты (поддержки), могут быть
представлены заявителем в соответствии с утвержденными соответствующими
нормативными правовыми актами, регулирующими порядок назначения и
предоставления мер социальной защиты (поддержки), перечнями таких
документов (копий документов, сведений) (в зависимости от сложившейся
конкретной жизненной ситуации).
     10. Формирование органами и (или) организациями запросов и получение
документов и сведений, необходимых для принятия решения о назначении и
предоставлении мер социальной защиты (поддержки) в электронном виде с
использованием единой системы межведомственного электронного
взаимодействия, обеспечиваются в автоматизированном порядке.
     11. На этапе подачи заявления на едином портале или на региональном
портале в случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами
субъекта Российской Федерации, обеспечивается информирование заявителя о
перечне документов (копий документов, сведений), которые ему необходимо
лично представить в орган и (или) организацию.
     При осуществлении органами и (или) организациями процессов
назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) в
электронном виде в информационных системах обеспечивается автоматическая
(за счет программно-аппаратных средств) подготовка решений о назначении и
предоставлении или об отказе в назначении и предоставлении мер социальной
защиты (поддержки), за исключением случаев, предусматривающих
необходимость рассмотрения представленных заявителем документов (копий
документов, сведений), если в соответствии с законодательством Российской
Федерации или нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации для принятия решений о назначении и предоставлении мер
социальной защиты (поддержки) или об отказе в назначении и предоставлении
мер социальной защиты (поддержки) требуется участие специалиста органа и
(или) организации.
     12. Решение о назначении и предоставлении либо об отказе в
назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки) принимается
органами и (или) организациями не позднее 2-го рабочего дня со дня
получения всех необходимых для принятия соответствующего решения
документов (копий документов, сведений), за исключением случаев,
установленных федеральными законами, при этом:
     а) регистрация заявления органами и (или) организациями
осуществляется не позднее одного рабочего дня со дня поступления
заявления в орган и (или) организацию;
     б) направление органами и (или) организациями межведомственных
запросов на получение необходимых для назначения и предоставления мер
социальной защиты (поддержки) документов и сведений осуществляется в
течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления в органе и (или)
организации и (или) в день получения от органов и (или) организаций, в
распоряжении которых имеются документы и сведения, необходимые для
назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки), сведений,
в отношении которых направлялся межведомственный запрос (в случае если
направление органами и (или) организациями межведомственного запроса
невозможно без наличия в их распоряжении соответствующих документов и
сведений);
     в) срок предоставления органами и (или) организациями документов и
сведений (если они имеются в их распоряжении), необходимых для назначения
и предоставления мер социальной защиты (поддержки), в рамках ответа на
межведомственные электронные запросы (с использованием единой системы
межведомственного электронного взаимодействия) не должен превышать 48
часов с момента направления соответствующих запросов органами и (или)
организациями;
     г) срок предоставления органами и (или) организациями документов и
сведений (если они имеются в их распоряжении), необходимых для назначения
и предоставления мер социальной защиты (поддержки), в рамках ответа на
межведомственные запросы (без использования единой системы
межведомственного электронного взаимодействия) не должен превышать 5
рабочих дней со дня получения такого межведомственного запроса;
     д) органами и (или) организациями в день регистрации заявления
осуществляется направление заявителю информации о перечне документов
(копий документов, сведений), которые ему необходимо представить лично (в
зависимости от сложившейся конкретной жизненной ситуации) в течение 5
рабочих дней со дня получения заявителем указанной информации;
     е) органами и (или) организациями в день установления факта наличия
в заявлении недостоверной и (или) неполной информации осуществляется
направление заявителю информации о необходимости доработки заявления в
течение 5 рабочих дней со дня получения заявителем указанной информации;
     ж) процессы назначения и предоставления мер социальной защиты
(поддержки) могут быть приостановлены до момента представления заявителем
доработанного заявления, полного комплекта документов (копий документов,
сведений), необходимых для принятия органами и (или) организациями
решений о назначении и предоставлении или об отказе в назначении и
предоставлении мер социальной защиты (поддержки), но не более чем на 5
рабочих дней, если иные сроки не предусмотрены федеральными законами.
     13. Назначение и предоставление мер социальной защиты (поддержки)
фиксируются подписанием соответствующего решения в электронном виде
усиленной квалифицированной электронной подписью на единой цифровой
платформе или усиленной квалифицированной электронной подписью в
информационной системе органа и (или) организации (усиленной
квалифицированной электронной подписью должностного лица в информационной
системе органа и (или) организации).
     14. Принятие органами и (или) организациями решений о назначении и
предоставлении мер социальной защиты (поддержки) и их учет осуществляются
в виде юридически значимых записей в информационных системах.
     15. В случае если органами и (или) организациями принятие решений о
назначении и предоставлении мер социальной защиты (поддержки)
осуществляется без использования единой цифровой платформы, органы и
(или) организации обеспечивают автоматическую передачу таких решений на
единую цифровую платформу.
     16. Выплатные дела, документы о выплате и доставке денежных средств
по предоставленной мере социальной защиты (поддержки), а также дела об
отказе в назначении мер социальной защиты (поддержки) хранятся в
электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации
об архивном деле.
     17. При осуществлении органами и (или) организациями процессов
назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки) гражданину
посредством единого портала или посредством регионального портала в
случае, если это предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта
Российской Федерации, в день осуществления соответствующего процесса
обеспечивается направление информации:
     а) о ходе рассмотрения заявления, включая информацию о приостановке
и возобновлении рассмотрения заявления, результате рассмотрения заявления
и принятом органами и (или) организациями решении о назначении и
предоставлении или об отказе в назначении и предоставлении мер социальной
защиты (поддержки) с указанием аргументированной причины такого отказа,
включая положения нормативных правовых актов, регламентирующих порядок
назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки);
     б) о необходимости доработки заявления в случае установления факта
наличия в заявлении недостоверной и (или) неполной информации;
     в) о перечислении денежных средств с указанием банковского счета
гражданина, на который осуществлено перечисление, или о невозможности
зачисления денежных средств с указанием действий для изменения реквизитов
банковского счета.
     18. При направлении посредством единого портала или посредством
регионального портала в случае, если это предусмотрено нормативными
правовыми актами субъекта Российской Федерации, гражданину информации в
отношении назначения и предоставления мер социальной защиты (поддержки)
органы и (или) организации обязаны:
     а) уведомлять получателей мер социальной защиты (поддержки) в случае
изменения условий назначения и предоставления меры социальной защиты
(поддержки), установленной нормативным правовым актом, регулирующим
порядок назначения и предоставления меры социальной защиты (поддержки);
     б) в случае если мера социальной защиты (поддержки) назначается на
конкретный период, уведомлять получателей мер социальной защиты
(поддержки) за месяц до истечения срока предоставления меры социальной
защиты (поддержки) о приближающемся окончании срока ее предоставления, а
также об условиях, необходимых для продления назначенной меры социальной
защиты (поддержки).
     19. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации
или нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации,
информация, предусмотренная пунктами 17 и 18 настоящего документа, может
быть направлена гражданину в письменном виде.

Обзор документа

Установлены основные требования к назначению и предоставлению мер социальной защиты (поддержки).
Правительство утвердило единые требования к назначению и предоставлению мер соцзащиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках соцобслуживания и государственной социальной помощи, иных соцгарантий и выплат.
В частности, указанные процессы осуществляются в электронном виде посредством Единой цифровой платформы в социальной сфере или информсистем госорганов и (или) организаций. Это происходит на основании заявления или в беззаявительном порядке (если такой порядок установлен НПА) с использованием сведений о реквизитах соответствующих банковских счетов граждан. Заявление можно подать через Единый портал или МФЦ, а также в госорган (организацию).
Решение о назначении и предоставлении мер соцзащиты (поддержки) либо об отказе в этом принимается госорганами и (или) организациями не позднее 2-го рабочего дня со дня получения необходимых документов, за исключением некоторых случаев. Назначение и предоставление таких мер фиксируются подписанием УКЭП соответствующего решения на единой цифровой платформе или в информсистеме.
Постановление вступает в силу с 1 января 2025 г.
Назад