Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2007 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа"

Обзор документа

29 марта 2007

gerb

Конституционный Суд Российской Федерации


Постановление Конституционного Суда РФ от 21 марта 2007 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 6 и 15 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" в связи с жалобой граждан В.И. Лакеева, В.Г. Соловьева и В.Д. Уласа"

Обзор документа

Конституционный Суд РФ признал соответствующим Конституции РФ положение п. 6 ч. 5 ст. 6 ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", согласно которому на референдум не могут выноситься вопросы о принятии и об изменении федерального бюджета.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда РФ, данное положение устанавливает запрет на вынесение на референдум вопросов об исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ. Однако, по своему конституционно-правовому смыслу данное законоположение, не допуская вынесение на референдум вопросов, связанных с бюджетными обязательствами РФ, не ограничивает возможность вынесения на референдум вопросов, ответы на которые могут повлечь изменение расходных обязательств РФ, учитываемых при формировании расходов федерального бюджета и принятии расходных обязательств, за пределами срока действия федерального закона о федеральном бюджете.
Также признана не противоречащей Конституции РФ ч. 7 ст. 6 ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", согласно которой вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Конституционно-правовой смысл указанного положения предполагает, что формулировка вопроса, выносимого на референдум, должна позволять воспринять его как единое целое, с тем чтобы участвующий в референдуме гражданин не был вынужден голосовать одновременно за несколько не связанных между собой вопросов, соединенных в одном предложении. Один и тот же вопрос не должен относиться к разным уровням законодательства, обусловленным его иерархией и федеративным устройством РФ. В вопросе не должны сочетаться составленное в общих выражениях предложение и вопрос принципиального характера. Формулировка вопроса должны быть таковой, чтобы правовые последствия принятого решения были определенными по своему содержанию и возлагаемым на соответствующие федеральные органы государственной власти полномочиям.
Помимо этого, Конституционный Суд РФ признал не противоречащим Конституции РФ положение вышеуказанного ФКЗ, закрепляющее полномочие ЦИК РФ осуществлять предварительную проверку соответствия вопроса (вопросов) референдума перечисленным выше требованиям. Такая проверка на стадии реализации инициативы проведения референдума - необходимый элемент механизма защиты прав граждан на участие в референдуме и незыблемости закрепленных непосредственно Конституцией РФ.
В то же время федеральному законодателю указано на необходимость урегулирования в федеральном конституционном законе соответствующих полномочий по судебному конституционному контролю за разрешением споров, возникающих из признания ЦИК РФ вопросов референдума РФ не отвечающими указанным требованиям. Данная необходимость обусловлена тем, что соответствующие споры, являющиеся конституционными по своей природе, разрешаются без участия учрежденного Конституцией РФ специализированного судебного органа конституционного контроля.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад