Новости и аналитика Горячие документы Федеральные Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", федеральных законов "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Президента Чеченской Республики, жалобой гражданки К.Г. Тубуровой и запросом Северо-Кавказского окружного военного суда"

Обзор документа

12 апреля 2006

gerb

Конституционный Суд РФ


Постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 2006 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", федеральных законов "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации", "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом Президента Чеченской Республики, жалобой гражданки К.Г. Тубуровой и запросом Северо-Кавказского окружного военного суда"

Обзор документа

Конституционным Судом проверена конституционность положений законодательства, регулирующих порядок рассмотрения уголовных дел об особо тяжких преступлениях против жизни, совершенных военнослужащими на территории Чеченской Республики, с участием присяжных заседателей.

Суд пришел к выводу, что норма Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации", которая устанавливает срок введения суда присяжных в Чеченской республике (с 1 января 2007 года), не противоречит Конституции РФ. Такое ограничение конституционного права на участие в отправлении правосудия в отношении граждан, проживающих в Чеченской республике, носит временный характер и обусловлено как обстоятельствами организационного и материально-технического характера, так и необходимостью создания условий, при которых могут быть обеспечены беспристрастность и объективность судебного разбирательства с участием присяжных заседателей. Дела об особо тяжких преступлениях против жизни, за которые предусмотрено наказание в виде смертной казни, подлежат рассмотрению иным составом суда, без участия присяжных заседателей, - при том, что действует запрет назначения осужденным исключительной меры наказания.

Кроме того, Конституционный Суд изложил свою позицию относительно возможности привлечения к рассмотрению дел о преступлениях, совершенных военнослужащими на территории Чеченской Республики, присяжных заседателей из других субъектов РФ. Указано, что действующим законодательством не предусмотрена возможность рассмотрения уголовных дел об особо тяжких преступлениях против жизни окружным военным судом с участием присяжных заседателей, в числе которых не представлены граждане, постоянно проживающие на территории того субъекта РФ, где совершено преступление.

Коллегия присяжных заседателей должна формироваться из граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ, где было совершено преступление, на основе общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели. При невозможности сформировать коллегию присяжных заседателей на такой основе соответствующие уголовные дела подлежат рассмотрению окружным военным судом в ином установленном законом составе, без участия присяжных заседателей, при том что назначение смертной казни не допускается. Однако, по мнению Конституционного Суда, у федерального законодателя при определении подсудности дел военным судам есть право установить иные правила составления списков кандидатов в присяжные заседатели.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Назад