Новости и аналитика Горячие документы / Мониторинг законодательства Федеральные Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. N 1082 "О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования"

Обзор документа

13 сентября 2017

gerb

Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. N 1082 "О федеральной государственной информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей среды и природопользования"

     В целях обеспечения реализации права каждого на благоприятную
окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии,
совершенствования механизмов рассмотрения федеральными органами
исполнительной власти результатов общественного контроля в области охраны
окружающей среды (общественного экологического контроля) Правительство
Российской Федерации постановляет:
     1. Установить, что Министерство природных ресурсов и экологии
Российской Федерации:
     осуществляет финансирование работ по созданию, развитию и
эксплуатации федеральной государственной информационной системы
общественного контроля в области охраны окружающей среды и
природопользования за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных
в федеральном бюджете на соответствующий год на руководство и управление
в сфере установленных функций;
     является оператором и государственным заказчиком создания, развития
и эксплуатации федеральной государственной информационной системы
общественного контроля в области охраны окружающей среды и
природопользования;
     осуществляет координацию деятельности федеральных органов
исполнительной власти по использованию федеральной государственной
информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей
среды и природопользования.
     2. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной
информационной системе общественного контроля в области охраны окружающей
среды и природопользования.
     3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской
Федерации создать и обеспечить функционирование региональных
государственных информационных систем, информационные ресурсы которых
предназначены для последующей интеграции с информационными ресурсами
федеральной государственной информационной системы общественного контроля
в области охраны окружающей среды и природопользования.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                         Д. Медведев

                                                               УТВЕРЖДЕНО
                                             постановлением Правительства
                                                     Российской Федерации
                                             от 8 сентября 2017 г. N 1082

                                Положение
   о федеральной государственной информационной системе общественного
     контроля в области охраны окружающей среды и природопользования

     1. Настоящее Положение определяет цель создания, назначение,
структуру и порядок функционирования федеральной государственной
информационной системы общественного контроля в области охраны окружающей
среды и природопользования (далее - информационная система общественного
контроля).
     2. Информационная система общественного контроля представляет собой
федеральную государственную информационную систему, обеспечивающую сбор и
обработку обращений граждан, общественных объединений и иных
некоммерческих организаций, содержащих сведения, указывающие на наличие
нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны
окружающей среды и природопользования, посредством использования
информационно-телекоммуникационных технологий, в том числе
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно
- пользователи, информационные сообщения), предоставление федеральными
органами исполнительной власти пользователям сообщений в электронном виде
о результатах рассмотрения информационных сообщений, а также
формирование, обработку и предоставление сведений
информационно-аналитического характера и статистических сведений в
области охраны окружающей среды и природопользования.
     3. Информационная система общественного контроля создается в целях:
     а) обеспечения реализации права каждого на благоприятную окружающую
среду и предотвращения нарушения законодательства Российской Федерации в
области охраны окружающей среды и природопользования, на получение
информации о мерах по охране окружающей среды;
     б) установления механизмов рассмотрения Министерством природных
ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору
в области природопользования, иными федеральными органами исполнительной
власти, использующими информационную систему общественного контроля
(далее - уполномоченные федеральные органы исполнительной власти),
результатов общественного контроля в области охраны окружающей среды
(общественного экологического контроля);
     в) повышения эффективности государственного управления в области
охраны окружающей среды, в том числе деятельности органов
государственного контроля (надзора) в указанной сфере.
     4. Информационная система общественного контроля предназначена для
решения следующих задач:
     а) обеспечение информационного взаимодействия пользователей
с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по вопросам
охраны окружающей среды и природопользования;
     б) выявление нарушений законодательства Российской Федерации
в области охраны окружающей среды и природопользования для принятия
предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению
и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
     в) консолидация информационных ресурсов в области охраны окружающей
среды и природопользования.
     5. Функциями информационной системы общественного контроля являются:
     а) сбор, систематизация (учет) и анализ информационных сообщений с
возможностью приложения к ним фотосъемки и видеосъемки, указания
географических координат источников негативного воздействия на окружающую
среду и описания предполагаемых фактов нарушения законодательства
Российской Федерации в области охраны окружающей среды и
природопользования, сведений публичных кадастровых карт, ведение которых
осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О кадастровой
деятельности" и Федеральным законом "О государственной регистрации
недвижимости";
     б) оперативный обмен между уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти сведениями, указывающими на наличие нарушения
законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и
природопользования, для принятия предусмотренных законодательством
Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий
выявленных правонарушений;
     в) информирование пользователей о выявленных нарушениях в области
охраны окружающей среды и природопользования, принятых предусмотренных
законодательством Российской Федерации мерах по пресечению и (или)
устранению последствий выявленных нарушений;
     г) формирование, обработка и предоставление сведений
информационно-аналитического характера и статистических сведений в
области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе
сведений о правонарушениях в области охраны окружающей среды и
природопользования, принятых мерах по пресечению и (или) устранению таких
правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах
реагирования.
     6. Принципами, на основе которых формируется и функционирует
информационная система общественного контроля, являются:
     а) соблюдение права каждого на благоприятную окружающую среду и
права на достоверную информацию о ее состоянии;
     б) соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни,
личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права
организаций на защиту их деловой репутации;
     в) открытость, доступность, достоверность и своевременность
предоставления информации о деятельности федеральных органов
исполнительной власти, осуществляемой посредством информационной системы
общественного контроля;
     г) безвозмездность доступа к информационным ресурсам информационной
системы общественного контроля;
     д) обеспечение информационной безопасности информационной системы
общественного контроля.
     7. Информационная система общественного контроля имеет следующую
структуру:
     а) портал информационной системы общественного контроля,
предназначенный для доступа к информационным ресурсам информационной
системы общественного контроля посредством
информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
     б) подсистема доступа пользователей, предназначенная для доступа
к информационным ресурсам информационной системы общественного контроля
пользователей посредством ее электронных сервисов с целью направления
информационных сообщений;
     в) подсистема обработки информационных сообщений, предназначенная
для доступа к информационным ресурсам информационной системы
общественного контроля уполномоченных федеральных органов исполнительной
власти и должностных лиц указанных органов посредством ее электронных
сервисов, в том числе личных кабинетов, с целью обработки и рассмотрения
информационных сообщений, осуществления иных полномочий в соответствии с
настоящим Положением;
     г) подсистема хранения данных, предназначенная для размещения,
хранения и обеспечения доступа к информационным сообщениям, приложенным к
ним материалам, иной информации информационной системы общественного
контроля;
     д) подсистема администрирования, предназначенная для управления
информационной системой общественного контроля и обеспечения
информационной безопасности;
     е) подсистема информационного взаимодействия, предназначенная для
обеспечения интеграции информационной системы общественного контроля с
другими государственными информационными системами.
     8. В состав подсистем, указанных в пункте 7 настоящего Положения,
входят электронные сервисы, определяемые оператором информационной
системы общественного контроля.
     9. Подключение государственных информационных систем
к информационной системе общественного контроля и взаимодействие
операторов государственных информационных систем с оператором
информационной системы общественного контроля осуществляются
в соответствии с техническими требованиями, утверждаемыми оператором
информационной системы общественного контроля. Взаимодействие
информационной системы общественного контроля с операторами
государственных информационных систем, используемых для предоставления
государственных услуг и исполнения государственных функций,
осуществляется с использованием инфраструктуры, обеспечивающей
информационно-технологическое взаимодействие информационных систем,
используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и
исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме.
     Доступ пользователей к информационным ресурсам информационной
системы общественного контроля обеспечивается посредством использования
единой системы идентификации и аутентификации.
     Информационная система общественного контроля должна соответствовать
техническим требованиям к взаимодействию информационных систем в единой
системе межведомственного электронного взаимодействия.
     10. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации:
     а) вправе передавать функции оператора информационной системы
общественного контроля юридическим лицам в соответствии
с законодательством Российской Федерации;
     б) утверждает регламент размещения в информационной системе
общественного контроля информационных сообщений и их обработки;
     в) обеспечивает методологическую поддержку функционирования
информационной системы общественного контроля;
     г) ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад
о работе информационной системы общественного контроля, содержащий
сведения о нарушениях законодательства Российской Федерации в области
охраны окружающей среды и природопользования, выявленных в том числе с
использованием информационной системы общественного контроля, принятых
мерах по пресечению и (или) устранению последствий таких правонарушений,
привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах реагирования.
     11. Оператор информационной системы общественного контроля:
     а) обеспечивает функционирование информационной системы
общественного контроля в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения в
круглосуточном режиме;
     б) утверждает технические требования к подключению государственных
информационных систем к информационной системе общественного контроля
в соответствии с пунктом 9 настоящего Положения;
     в) определяет методы гармонизации информации, унификации сбора,
контроля и обработки данных, а также регламенты информационного обмена
данными между информационными ресурсами информационной системы
общественного контроля и информационными ресурсами иных государственных
информационных систем;
     г) осуществляет регистрацию и доступ пользователей к информационным
ресурсам информационной системы общественного контроля, определение
полномочий пользователей информационной системы общественного контроля, а
также операторов государственных информационных систем в соответствии с
пунктом 9 настоящего Положения;
     д) посредством применения сертифицированных согласно требованиям
безопасности информации средств защиты информации, а также проверки
информационной системы общественного контроля на соответствие требованиям
защиты информации обеспечивает защиту информации, содержащейся в
информационной системе общественного контроля, от несанкционированного
доступа, ее искажения и (или) блокирования;
     е) взаимодействует с операторами государственных информационных
систем;
     ж) осуществляет прием и обработку информационных сообщений;
     з) осуществляет посредством информационной системы общественного
контроля направление в уполномоченные федеральные органы исполнительной
власти информационных сообщений и сведений, указывающих на наличие
нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны
окружающей среды и природопользования и иных правонарушений, полученных в
результате обработки информационных сообщений;
     и) обеспечивает информирование пользователей о выявленных
правонарушениях в области охраны окружающей среды и природопользования,
принятых мерах по пресечению и (или) устранению последствий таких
правонарушений, привлечению виновных лиц к ответственности, иных мерах
реагирования;
     к) осуществляет иные функции, предусмотренные регламентом размещения
в информационной системе общественного контроля информационных сообщений
и их обработки.
     12. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
в пределах своих полномочий на основе информационных сообщений:
     а) осуществляет выявление нарушений законодательства Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования,
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по
пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
     б) осуществляет регистрацию иных обращений, относящихся к области
охраны окружающей среды и природопользования, и результатов их
рассмотрения посредством информационной системы общественного контроля;
     в) осуществляет иные функции, предусмотренные регламентом размещения
в информационной системе общественного контроля информационных сообщений
и их обработки, в том числе обобщает и представляет в Министерство
природных ресурсов и экологии Российской Федерации предложения по
совершенствованию функционирования информационной системы общественного
контроля.
     13. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти
в соответствии со сферами ведения в пределах своих полномочий на основе
информационных сообщений, полученных посредством информационной системы
общественного контроля:
     а) осуществляют выявление нарушений законодательства Российской
Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования,
принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по
пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений;
     б) осуществляют регистрацию иных обращений, относящихся к области
охраны окружающей среды и природопользования, и результатов их
рассмотрения посредством информационной системы общественного контроля;
     в) формируют и представляют в Министерство природных ресурсов и
экологии Российской Федерации предложения по совершенствованию
функционирования информационной системы общественного контроля, включая
предложения по составу сведений и аналитической обработке информации,
содержащейся в информационных ресурсах информационной системы
общественного контроля;
     г) обеспечивают интеграцию находящихся в их ведении государственных
и региональных информационных систем с информационной системой
общественного контроля;
     д) осуществляют иные функции, предусмотренные регламентом размещения
в информационной системе общественного контроля информационных сообщений
и их обработки.
     14. Пользователи:
     а) осуществляют доступ к информации, содержащейся в информационных
ресурсах информационной системы общественного контроля, посредством
прохождения авторизации в единой системе идентификации и аутентификации;
     б) направляют посредством информационной системы общественного
контроля информационные сообщения с возможностью приложения к ним
фотосъемки и видеосъемки, указания географических координат источников
негативного воздействия на окружающую среду и описания предполагаемых
фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны
окружающей среды и природопользования;
     в) получают информацию о рассмотрении информационных сообщений,
результатах рассмотрения, в том числе о выявлении и пресечении нарушений
законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и
природопользования, принятия предусмотренных законодательством Российской
Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных
нарушений, иных правонарушений, причинения и (или) угрозы причинения
вреда окружающей среде, другую информацию, содержащуюся в информационных
ресурсах информационной системы общественного контроля, а также иную
информацию, распространяемую в форме открытых данных.
     15. Информационное сообщение рассматривается в соответствии
с положениями Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений
граждан Российской Федерации" о рассмотрении обращений в форме
электронного документа после регистрации информационного сообщения
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти посредством
информационной системы общественного контроля.
     16. Информационное сообщение, содержащее вопросы, решение которых не
входит в компетенцию уполномоченного федерального органа исполнительной
власти, получившего посредством информационной системы общественного
контроля указанное информационное сообщение, направляется таким органом в
орган государственной власти, в компетенцию которого входит решение
поставленных в информационном сообщении вопросов, в том числе посредством
информационной системы общественного контроля.
     В случае отсутствия у уполномоченного федерального органа
исполнительной власти сведений об органе государственной власти, в
компетенцию которого входит решение поставленных в информационном
сообщении вопросов, уполномоченный федеральный орган исполнительной
власти сообщает об этом посредством информационной системы общественного
контроля пользователю, направившему такое сообщение, в течение 3 рабочих
дней со дня установления данного факта.
     17. Ответ о результатах рассмотрения информационного сообщения
подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью
руководителя государственного органа, должностным лицом либо
уполномоченным на то лицом и направляется пользователю.

Обзор документа

О нарушениях в сфере охраны окружающей среды граждане могут сообщать через госинформсистему "Наша природа".
В целях рассмотрения обращений граждан, общественных объединений и других некоммерческих организаций о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования создана система общественного контроля "Наша природа" (www.priroda-ok.ru). За ней закреплен статус федеральной госинформсистемы. Оператором и госзаказчиком системы является Минприроды России.
С 2014 г. система работает в тестовом режиме. Проходит апробацию в девяти пилотных субъектах Федерации, в частности, в зоне Байкала.
Доступ пользователей к системе общественного контроля осуществляется посредством использования единой системы идентификации и аутентификации.
Как пояснили разработчики документа, пользователи посредством системы могут информировать органы госвласти о несанкционированных свалках, фактах загрязнения водных объектов, незаконной вырубке лесов и других правонарушениях в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Сообщения можно подтверждать фото- и видеоматериалами с указанием точного местоположения нарушений или их координат. Разработаны мобильные приложения системы.
Пользователи системы будут информироваться о выявленных нарушениях и принятых мерах.
Регионам рекомендовано создать и обеспечить функционирование своих госинформсистем для последующей интеграции с указанной системой.
Назад