Новости и аналитика Аналитические статьи Кто заказывал такси на Дубровку?

Кто заказывал такси на Дубровку?

Кто заказывал такси на Дубровку?Сейчас особую популярность набирают сервисы по заказу такси. Речь идет не только о диспетчерских службах, которые осуществляют свою деятельность в качестве самостоятельных организаций, но и о так называемых интернет-агрегаторах заказов (например, "Яндекс.Такси", GetTaxi, Uber и т. д.). Агрегаторы позволяют сократить время ожидания машины, поскольку распределяют запросы между множеством водителей и таксомоторных компаний. Как правило, они предоставляют услуги через мобильные приложения. Пользователь заходит в приложение, вводит свой адрес, выбирает необходимые ему дополнительные услуги (перевозка животных, наличие детского кресла, Wi-Fi и т. д.), узнает примерную стоимость поездки и отправляет заказ. Затем заказ обрабатывается и поступает на специально установленные у водителей устройства. После того, как водитель принял заказ, клиент может узнать фото, имя, возраст водителя, оценку его работы другими клиентами и даже его увлечения. Но на этом преимущества онлайн-сервисов не заканчиваются: у многих из них действует выгодная тарифная сетка. Например, цена поездки из города в аэропорт при заказе через онлайн-агрегаторы, как правило, значительно дешевле, чем у традиционных такси.

Однако статус сервисов по заказу такси законодательно не закреплен. Поэтому остается непонятным, должны ли такие сервисы проверять наличие у водителей, сотрудничающих с ними, специальных разрешений, и несут ли они ответственность за качество перевозки. Напомним, деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси осуществляется при условии получения специального разрешения (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Такое разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. Для частных водителей это означает необходимость собрать пакет документов и подать заявку в госорган, заключить договоры с СТО (на прохождение ежедневных предрейсовых осмотров) и с медицинской организацией (на прохождение ежедневных медосмотров до и после рейса), покрасить машину в желтый цвет и т. д. Многие водители не желают тратить на это время и деньги, предпочитая работать нелегально, в том числе и через интернет-агрегаторы.

Кто же в таком случае несет ответственность за качество перевозки: водитель или специальный сервис по заказу такси? Узнаем мнения экспертов по этому поводу

 

Кто виноват?

Некоторые юристы склоняются к тому, что при заказе такси через интернет-агрегатор ответственность за качество перевозки несет именно он.

МНЕНИЕ

Алексей Гордейчик

Алексей Гордейчик, адвокат:

"Распространенные сейчас телефонные и интернет-сервисы по вызову такси фактически позиционируют себя как таксомоторные парки. Клиент обращается к ним не для поиска какого-либо абстрактного перевозчика, а с целью получить услугу, отвечающую требованиям безопасности.

Если квалифицировать характер правоотношений между сервисом по заказу такси и конкретным перевозчиком, то он наиболее схож с договором комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Действительно, в данном случае частные перевозчики поручают сервису за вознаграждение найти клиента и заключить с ним договор перевозки, а в некоторых случаях – даже произвести расчет. При этом по сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, даже если непосредственно сделку исполнял комитент.

Иными словами, именно на сервисы по рекламе и вызову такси законом возложена обязанность обеспечить получение клиентом услуг, отвечающим требованиям к безопасности и качеству".


МНЕНИЕ

Владимир Горелик

Владимир Горелик, председатель Московской коллегии адвокатов "Горелик и партнеры", заслуженный юрист РФ:

"Пользователь, который вызвал такси с помощью специального сервиса и вместо лицензированного перевозчика "уехал" непонятно на ком, может подать в суд иск на диспетчерскую службу за оказание услуги ненадлежащего качества в рамках Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей". При таком подходе к вопросу служба заказа такси с большой долей вероятности будет признана виновной, ведь клиент, вызвавший автомобиль, рассчитывал, что к нему приедет именно такси.

Добавлю, что лицензирование таксомоторной деятельности не заканчивается получением лицензии. Для таксопарков или ИП, имеющих лицензию на осуществление таксомоторной деятельности, предусмотрен очень жесткий порядок контроля: водители перед выходом на линии обязаны пройти медицинское освидетельствование, а автомобили – технический контроль. Существуют и путевые листы, которые водитель такси обязан представить инспектору Госавтоинспекции по его требованию (п. 2.1.1 ПДД).

Именно поэтому крупные сервисы по заказу такси обычно перед подключением к своей системе автомобиля проверяют наличие у его владельца лицензии".


Правда, существует и противоположная точка зрения по вопросу о том, кто должен отвечать перед клиентом за качество услуги. Так, адвокат Сурен Аванесян отмечает: "Фактически служба заказа такси является организацией, предоставляющей информационные услуги, и законодателем на нее не возложена обязанность проверять наличие какой-либо разрешительной документации. Вполне логично, что вся ответственность за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа лежит на владельцах транспортных средств".

Аналогичную позицию не так давно занял Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 ноября 2015 г. № 17АП-16920/2014-АК по делу № А60-35501/2014). Суд подчеркнул, что служба заказа такси не обязана проверять у водителей наличие разрешений, а перевозчик и диспетчер – это два разных хозяйствующих субъекта, каждый из которых занимается самостоятельной предпринимательской деятельностью и не несет ответственность за действия другого. Судьи добавили: сервис просто принимал заявки заказчиков, которые обращались по телефону за предоставлением услуг перевозки пассажиров и багажа легковым такси, формировал базу данных заявок, доступ к которой имели перевозчики, и извещал заказчиков о принятии заявки к исполнению. Суд расценил эту деятельность как диспетчерскую и указал, что она не может рассматриваться в качестве деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Младший юрист ООО "ЮФ "Лигал Студио" Алексей Елисеенко заметил, что указанное решение суда не является единичным: "В 2013 году ФАС Западно-Сибирского округа вынес постановление в отношении той же службы заказа такси (ООО "Инфосервис"), в котором указал, что она не осуществляет деятельность по перевозке пассажиров легковым такси, а предоставляет исключительно операторские услуги (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 июня 2013 г. № Ф04-2332/13 по делу № А27-16307/2012). Таким образом, в действиях диспетчерской службы нет никаких нарушений".

Директор ООО "Инфосервис" Максим Шушарин так прокомментировал повышенный интерес к их деятельности со стороны антимонопольного органа: "Власти усиленно пытаются переложить на службы заказа такси обязанности перевозчиков и контрольные функции органов государственной власти. Я уверен, что опыт нашей компании по судебному обжалованию подобных требований поможет другим диспетчерским службам в разных городах России доказать необоснованность аналогичных претензий к ним". А председатель коллегии адвокатов Kacentre Кирилл Максимов убежден, что указанное решение станет отправной точкой для принятия поправок в действующее законодательство в части определения правового положения и ответственности каждого из субъектов перевозок – при этом ответственности не только за отсутствие специального разрешения, но и за обеспечение безопасности пассажиров и качество оказываемых услуг.

 

Чего ждать?

В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится большое количество законопроектов, касающихся деятельности такси. При этом в текущем году окончательное решение депутаты вынесли в отношении только одного из них1, который предусматривает запрет перевозок пассажиров и багажа легковым такси без применения таксометра. 18 марта 2015 года депутаты приняли решение отклонить данный законопроект.

Другой документ – проект закона "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"2 – в сентябре прошел первое чтение. Им предлагается закрепить на законодательном уровне понятие "операторской службы" – службы, которая предоставляет перевозчикам доступ к информации о заказах. Помимо этого, законопроект определяет, что операторские службы несут ответственность только за достоверность сведений о заказе и качество информационной услуги, но не за качество самой перевозки.

 Документ предусматривает также ряд изменений, касающихся непосредственно перевозчиков, например, введение добровольной аккредитации субъектов рынка. По мнению авторов законопроекта, депутатов Госдумы Вячеслава Лысакова, Евгения Москвичева, Андрея Андреева и других, этот шаг позволит таксомоторным компаниям, которые гарантируют качественные перевозки, подтвердить свою добросовестность в глазах клиентов. "Мы заинтересованы в скорейшем принятии этого законопроекта и надеемся, что он, наконец, избавит службы заказа такси от необоснованных претензий и ложных обвинений", – высказался Максим Шушарин.

Исполнительный директор Ассоциации "Национальный совет такси" Наталья Лозинская предложила ввести обязательное страхование ответственности для этой категории предпринимателей: "Страховка способна защитить как пассажира в случае причинения ему ущерба в результате ДТП, так и водителя такси – например, если клиент не заплатил за поездку или повредил машину. Ее недостатком является лишь увеличение стоимости услуг такси". Этой же позиции придерживается адвокат, эксперт партии "Автомобильная Россия" Сергей Радько, отмечая, что подобная практика уже существует в Великобритании, Канаде, США и доказала свою эффективность по сравнению с прямым государственным регулированием. "А чтобы страховые организации не снижали выплаты страхователям под различными предлогами, необходимо предусмотреть санкции для страховщиков за нарушение законодательства в данной сфере", – добавляет он. По мнению исполнительного директора службы по заказу такси Take It Александр Оникиенко, законодатель должен ввести единые рекомендованные тарифы на услуги такси – это остановит как ценовой демпинг, так и рост цен. "Я также выступаю за изменение норм, регулирующих получение таксомоторной лицензии. Сейчас данный процесс слишком простой", – заявил эксперт.

 

*** 

Очевидно, что необходимость закрепить статус сервисов по заказу такси назрела давно. Однако пока законодатель этого не сделал, клиентам необходимо понимать – вызов такси через интернет-агрегаторы не гарантирует предоставление услуги надлежащего качества и возможность защитить свои права по иску именно к службе заказа.

Документы по теме:

Читайте также:

Правовое положение диспетчерских служб и интернет-сервисов заказа такси должно быть закреплено в законодательстве
В частности, предлагается установить для них ответственность за привлечение к перевозкам нелегальных таксистов.

Деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси могут урегулировать отдельным законом
Также предлагается установить ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым транспортным средством без соответствующего разрешения.

Легальное такси как способ самозанятости

Легальное такси как способ самозанятости
По состоянию на 27 августа 2014 года в Москве выдано 44 763 разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси. Количество же нелегальных таксистов по разным оценкам достигает около 20 000 человек. Как официально получить разрешение на таксомоторные перевозки и сколько можно заработать в такси, узнайте из нашей инфографики.

 

______________________________

1 С текстом законопроекта № 554077-6 "О внесении дополнения в статью 11.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 472515-6 "О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.