Веселие на Руси

Веселие на РусиК сожалению, разумное отношение к спиртному в большой степени остается личным делом каждого человека. Только сам он может взять себя в руки и определить, какие отношения с алкоголем наиболее приемлемы лично для него. Ни одно государство не может на индивидуальном уровне решать проблемы каждого отдельного гражданина. Исключение теоретически могут составлять строго тоталитарные режимы, которые попросту устраняют индивидуальность личности и "стригут всех под одну гребенку". Хотя на практике и таким режимам не удается справиться со всеми нюансами частной жизни каждого человека. 

Как результат, государственное регулирование оборота спиртного испокон веков остается довольно примитивным. Фактически оно колеблется между двумя полюсами: с одной стороны, доходы от продажи спиртных напитков много значат для бюджета; с другой стороны, чрезмерное употребление алкоголя приводит к росту социальной напряженности и падению экономических показателей. 

Изначально на Руси было принято употреблять легкие спиртные напитки, такие как брага, пиво и медовуха. До образования мощного централизованного государства продажа готовых продуктов питания не была распространена, и алкоголь не являлся исключением. Практически каждое семейство имело свое хозяйство. Семья пекла для своих нужд хлеб, забивала животных на мясо, и алкогольные напитки готовила тоже самостоятельно. Чтобы позволить себе спиртное, нужно было иметь некоторые излишки зерна, меда или овощей. Понятно, что бедная семья, которая страдала от недоедания, излишками не располагала. Из-за этого алкоголизм становился фактически невозможным: став алкоголиком, человек быстро беднел и больше не мог добыть спиртного. Нищему могли подать объедки, но не алкоголь. Он мог рассчитывать на чарку разве что во время больших пиршеств, которые по особым случаям устраивались за счет князя или общины. 

Однако уже тогда существовали питейные заведения, называемые корчмами. Там можно было не только выпить, но и поесть, а иногда и переночевать. По сути корчма была предназначена для того, чтобы заменить дом людям, которые в обеденное или ночное время по какой-то причине оказались вдали от него. Летописи свидетельствуют, что именно с корчемного дела в России началась история акцизных сборов: владельцы заведений уплачивали князьям так называемую "бражную пошлину" или "медовую дань". 

По легенде, решая в X веке вопрос о смене государственной религии, князь Владимир Красное Солнышко отклонил предложение обратиться в ислам, заявив: "Веселие на Руси питие есть". Дело в том, что христианство, в отличие от ислама, строгих запретов на употребление спиртного не налагает. Конечно, вряд ли именно это стало решающим фактором для князя. Тем не менее, сейчас эта версия очень популярна. 

С принятием христианства на Руси наряду с традиционными напитками стало распространяться виноградное вино, употребляемое при причастии. Однако оно не сильно отличалось от пива или браги по крепости и по культуре употребления. А вот в XV веке была освоена технология изготовления спирта из хлебного сырья. Разбавленный спирт называли "хлебным вином" или водкой (поэтому стоит учитывать, что слово "вино" в пословицах и народных песнях чаще всего обозначает именно водку). Этот напиток был уже гораздо более крепким, нежели привычные "мед-пиво". Впрочем, сравнительно долгое время водка оставалась непопулярной. 

В 1474 году великий князь Иван III ввел государственную монополию на производство и продажу спиртного. Это позволило увеличить доходы казны, которая тогда сильно страдала в связи с многочисленными междоусобными войнами и реформами (ведь именно при Иване III завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы). При сыне Ивана III, Василии III, государственная монополия на спиртное сохранялась. Однако в 1533 году, когда Василий III умер, наследнику престола Ивану IV (Грозному) было всего три года. Воспользовавшись его малолетством, бояре, которым госмонополия была не выгодна, вернули старый порядок продажи спиртного. 

Сам Иван Грозный после вступления на трон в 1547 году разделил Русь на земщину, подчиненную боярам, и опричнину, в которой властвовал сам. Он запретил пить водку всем, кроме своих воинов-опричников. Для них в Москве было открыто заведение под названием "кабак". В отличие от корчмы, там не предлагали отобедать, а продавали только спиртное. В 1550-х годах Иван Грозный изменил свою политику, предписав открывать кабаки по всей стране и пускать туда всех желающих. При этом была фактически возвращена госмонополия на продажу спиртного: открывать заведения могли только приближенные царя, а с частными корчмами власть активно боролась. Поначалу эта борьба была негласной и косвенной, но уже в 1598 году при Борисе Годунове госмонополия на реализацию алкоголя была утверждена официально. 

Изначально кабаки казались прогрессивными с точки зрения экономической целесообразности для их владельцев. Там не надо было готовить еду и держать места для ночлега. К тому же водка, в отличие от легких спиртных напитков, потреблялась в меньших объемах и давала более выраженный эффект. Вскоре у многих посетителей кабаков появились признаки привыкания: они были готовы добыть деньги какими угодно способами, лишь бы удовлетворить тягу к выпивке. Как результат, казна успешно пополнялась. 

Однако уже к середине XVII века стали очевидны негативные стороны такого подхода. Люди обеднели, многие из них перестали работать или плохо выполняли свою работу. Кабаки часто наливали водку в долг, в результате завсегдатаи фактически попадали в кабалу. Они приходили, выплачивали часть долга, но не могли не "отпраздновать" это событие – и в итоге уходили с еще большей задолженностью. 

При царе Алексее Михайловиче Романове в России начались "кабацкие бунты": пьяницы требовали простить долги, трезвенники – урезонить пьяниц. В результате в 1652 году царь созвал Земский собор и поднял вопрос о реформировании алкогольной сферы. Решено было ограничить число кабаков, запретить продавать алкоголь во время православных постов, повысить цену водки и запретить торговлю спиртным в долг. Впрочем, строго эти правила соблюдались лишь в течение первых нескольких лет. Затем начали допускаться разного рода послабления, на которые власть закрывала глаза, чтобы не уменьшать доходы казны. 

А вот при Петре I, вступившем на престол в 1689 году, распитие спиртного стало открыто поощряться. Во-первых, он проводил масштабные реформы, на которые требовалось много денег. Во-вторых, Петр I считал трезвость атрибутом старого патриархального быта, с которым он боролся, внедряя западные традиции. В допетровские времена чрезмерное усердие в возлияниях считалось постыдным. Теперь же такое поведение воспринимали едва ли не как повод для гордости. Также при Петре I во всей России, кроме Малороссии, вместо слова "корчма" стали использовать слово "трактир". Точное происхождение этого термина неизвестно: его возводят то к польскому, то к немецкому, то к французскому, то к итальянскому языкам. 

Екатерина II в 1765 году ввела новую систему торговли водкой. Теперь купец, желавший продавать крепкий алкоголь, должен был заплатить государству откуп за монопольное право торговать на определенной территории. Таким образом, власти были избавлены от забот, связанных с торговлей, и получали деньги еще до того, как водка была продана. Частные пивоварни при этом были разрешены, однако их владельцам приходилось платить слишком большие налоги. Как результат, они не выдерживали конкуренции с водочными откупщиками. 

Эта система продержалась почти 100 лет, однако затем снова перестала устраивать власть имущих. Они сочли, что откупщики-монополисты стали слишком богатыми, а казна – слишком бедной. В 1863 году император Александр III отменил монополию откупщиков на выделенных им территориях и позволил торговать водкой всем, кто уплатит в казну акцизы. При этом в XIX веке в России начал развиваться ресторанный бизнес. Изначально рестораны открывались при гостиницах, как бы продолжая традиции корчемного и трактирного дела. Затем они превратились в самостоятельные заведения. 

Если бы речь шла о любом другом товаре, то последствия замены откупов на акцизы можно было бы назвать прекрасными: цена водки резко упала, количество точек продажи увеличилось. Многим предпринимателям удалось обогатиться, одновременно увеличились доходы казны. Однако водка – не совсем обычный товар. Ее доступность обернулась тяжелыми социальными последствиями: алкоголизм приобрел характер эпидемии. В 1885 году власти были вынуждены разрешить крестьянам принимать на сходах решение о закрытии сельских лавок, торгующих спиртным. А в 1894 году была восстановлена государственная монополия на торговлю водкой, причем ее начали продавать только навынос. Предполагалось, что люди будут меньше пить, так как дома или на улице для этого нет условий. Однако в итоге ситуация лишь усугубилась: россияне быстро приучились пить и дома, и на улице без соблюдения каких-либо приличий. 

В 1914 году началась Первая мировая война. Император Николай II, осознав реальную опасность повального пьянства в столь сложной ситуации, ввел в стране "сухой закон". Продавать крепкие напитки запрещалось везде, кроме ресторанов (которые были слишком дороги для простых людей). Однако уже в 1915-1916 годах выяснилось, что россияне освоили технологию самогоноварения. Кроме того, из-за промышленной революции им стали доступны разнообразные технические суррогаты алкоголя. В результате ситуация еще больше ухудшилась: люди стали умирать из-за некачественного спиртного. 

После революции 1917 года "сухой закон" был подтвержден: было принято постановление СНК СССР от 19 декабря 1919 года "О воспрещении на территории страны изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ". Что же касается самогоноварения, то оно в те годы воспринималось как очень серьезное преступление. Дело в том, что стране не хватало продуктов. Перегонять продукты в самогон, когда люди умирали от голода, было крайне неразумно. Таких подпольных торговцев серьезно наказывали. Тем не менее, искоренить пьянство не удавалось. 

Тогда новая власть разрешила легальную торговлю сначала слабым вином, а в 1925 году – и водкой. В целом порядок в стране был восстановлен, и власти снова начали относиться к спиртному прежде всего как к источнику дохода. Госмонополия на производство и продажу при советской власти действовала не только в отношении спиртного, но и в отношении вообще всех товаров. 

В годы Великой Отечественной войны уровень алкоголизма снизился под воздействием военной дисциплины, в условиях которой жила вся страна. Хотя бойцам иногда выдавали "фронтовые сто граммов" для поддержания боевого духа, напиться до бесчувствия или уйти в запой в те годы было сложновато. Пьяному человеку грозило не только наказание командования, но и смерть от рук врага. 

А вот в послевоенные годы пьянство снова начало распространяться. Поскольку власти вынуждены были восстанавливать экономику и не могли отказаться от водочных доходов, серьезных мер по ограничению распития спиртного не предпринималось. Как результат, алкоголиков стало слишком много. Главный психиатр-нарколог Минздрава России Евгений Брюн в 2009 году заявил: "После Великой Отечественной войны в нашей стране миллионы людей отмечали победу алкоголем, в связи с чем число наших граждан, злоупотребляющих спиртным, до сих пор продолжает расти". Таким образом, сейчас официально считается, что послевоенные годы стали едва ли не началом "русского алкоголизма". 

Впрочем, стоит отметить, что большинству людей приходилось все же не праздновать победу, а "заливать горе". Практически в каждой семье кто-нибудь погиб, многие люди остались калеками. Большое количество женщин военного поколения из-за дефицита мужчин так никогда и не вышли замуж либо вышли замуж за нелюбимых (атмосфера в таких семьях складывалась непростая). При этом за время войны официальная идеология приучила людей к мысли о том, что спирт является так называемым адаптогеном, то есть лекарством, помогающим перенести тяжелую ситуацию. Вот люди и продолжили принимать "фронтовые сто граммов" уже в своих личных "боях". Только командование их уже не контролировало. 

В 1958 году в СССР началась антиалкогольная кампания, были введены некоторые ограничения продажи спиртного. В 1964 году в Казахской ССР был открыт первый в стране лечебно-трудовой профилакторий (ЛТП), в котором осуществлялось принудительное лечение алкоголиков. В 1974 году был издан указ Президиума Верховного Совета СССР "О принудительном лечении и трудовом перевоспитании хронических алкоголиков", в соответствие с которым ЛТП начали открывать по всей стране. Решение о помещении гражданина в профилакторий принималось судом, срок лечения обычно составлял один-два года. Одновременно с открытием ЛТП были приняты решения о повышении цен на спиртные напитки, о сокращении производства крепких напитков, об ограничении времени торговли крепкими напитками периодом с 11.00 до 19.00. 

Тем не менее, добиться улучшения ситуации не удалось. В стране было уже слишком много людей, страдающих алкоголизмом в медицинском смысле. Они готовы были преодолеть все трудности, чтобы достать выпивку. Эти граждане делились опытом со своим окружением, и способы покупки алкоголя в любое время и в любых количествах становились известны даже тем людям, которые пока не очень этим интересовались. ЛТП воспринимались не как кузница здоровых людей, а как место временного "отдыха" для алкоголиков. После отбытия срока в профилактории большинство из них возвращались к прежнему образу жизни. 

Как результат, в 1985 году пришедший к власти генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев принял решение о радикальной борьбе с данной проблемой. Были изданы Постановление ЦК КПСС от 7 мая 1985 г. "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма", Постановление Совмина СССР от 7 мая 1985 г. № 410 "О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения" и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1985 г. "Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения". 

В соответствии с этими документами производство алкоголя было резко сокращено, а большинство ликеро-водочных магазинов подлежало закрытию. В оставшихся магазинах торговать алкоголем можно было только с 14.00 до 19.00. При этом цены на спиртные напитки резко выросли. Ужесточилось наказание для граждан, появляющихся в нетрезвом виде в общественных местах или на работе: их могли уволить или исключить из партии. Началась пропаганда "безалкогольных свадеб", упоминания о распитии спиртного вырезались цензурой из литературных произведений, из фильмов также удаляли "пьяные" сцены. При этом пропаганда была направлена не только против крепких напитков, но и против пива и вина. Было уничтожено дорогостоящее оборудование по производству пива, вырублено большое количество виноградников. Это решение подверглось масштабной критике, его считают крупной ошибкой горбачевской кампании. В декабре 1986 года в Ялте покончил с собой профессор Яков Голодрига, возглавлявший отдел селекции винограда института "Магарач". Перед суицидом он безуспешно пытался спасти виноградники от вырубки. 

Тем не менее, уровень алкоголизма в стране действительно снизился. Об этом свидетельствовала медицинская и криминальная статистика. Но одновременно бюджет понес серьезные потери, что стало одной из причин начавшегося в 1987 году экономического кризиса. Оказалось, что потеря доходов от продажи алкоголя слишком чувствительна для страны. Кроме того, ухудшились отношения со странами, которые ранее экспортировали алкоголь в СССР. Как результат, все введенные запреты постепенно перестали соблюдаться (хотя формально они не отменялись вплоть до распада страны. 

После крушения СССР в 1991 году экономика страны была радикально перестроена: от государственно-плановой системы Россия перешла к рыночным отношениям. Бизнесмены начали завозить в страну большое количество дешевого спирта, из которого делали водку или даже продавали в розницу в чистом виде. При этом еще не сошел на нет расцвет самогоноварения, вызванный антиалкогольной кампанией. В первые годы существования Российской Федерации власти вынуждены были решать огромное количество проблем, и у них не хватало сил на разумное регулирование алкогольной сферы. Также свою роль играло психологическое состояние общества: кто-то был шокирован крушением страны и пил с горя, кто-то радовался открывшимся возможностями и стремился это отпраздновать. То и другое вело к одному итогу: количество алкоголиков резко возросло. При этом была ликвидирована система ЛТП – принудительное лечение теперь признавалось нарушением прав человека (постановление Верховного совета РФ от 21 июля 1993 г. № 5474-I "О порядке введения в действие закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы"). 

В середине 1990-х годов был принят Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее – Закон № 171-ФЗ). Этим законом и НК РФ, принятым в 1998 году, алкогольные напитки были отнесены к числу подакцизных товаров. Введенные тогда правила действуют и сегодня: любой бизнесмен может производить и продавать спиртные напитки, если будет платить акцизы и при производстве крепкого алкоголя получит лицензию. Чтобы держать потребление спиртного в рамках, государство регулярно вводит различные дополнительные условия и ограничения для этого бизнеса. 

Эти ограничения регулярно изменяются, Закон № 171-ФЗ подвергается многочисленным исправлениям: на сегодняшний день насчитывается 21 редакция документа, включая актуальную. Дело в том, что помимо ценности для бюджета алкогольная сфера отличается еще одной особенностью: она имеет очень большой популистский потенциал. Политики, требующие ужесточить правила продажи спиртного, вызывают одобрение трезвенников. Политики, требующие смягчения правил, пользуются успехом у любителей выпить и у бизнесменов, торгующих спиртным. Продажа спиртного – тема, не оставляющая равнодушным фактически никого в России. 

Стоит отметить, что с начала 2000-х годов Россия начала в каком-то смысле возвращаться к истокам в плане структуры потребляемого алкоголя. Водка и другие крепкие напитки теряют популярность, уступая место пиву, вину и слабоалкогольным коктейлям. На продажу таких напитков изначально налагалось гораздо меньше ограничений. Кроме того, после финансового кризиса 1998 года подорожал спирт, используемый для изготовления водки. Одновременно происходила популяризация пива путем рекламы. Оно преподносилось как молодежный напиток, подходящий для активного и веселого времяпрепровождения (в отличие от водки, ассоциирующейся с грустью и разрухой). 

Оптимисты полагают, что переход на легкие напитки помогает снизить уровень алкоголизма. Однако пессимисты утверждают, что сложившаяся ныне ситуация совсем не похожа на благостную картину древнеславянского быта. В древние времена пиво, мед и брага были атрибутом праздничного пира, а в будние дни спиртного никто не пил. Сейчас же пиво и коктейли для многих людей превратились в повседневные напитки. В праздники эти люди переходят на крепкий алкоголь либо выпивают гораздо большее количество того же пива. Кроме того, современные слабоалкогольные напитки по факту бывают довольно крепкими, в отличие от своих древних аналогов. 

Так какие же требования к производству и продаже спиртного Закон № 171-ФЗ предъявляет в настоящее время? Производить и продавать алкоголь могут только юридические лица. Исключение сделано лишь для розничной торговли пивом, сидром и медовухой – ею могут заниматься и индивидуальные предприниматели. Производить алкоголь крепостью более 15 градусов (кроме водки) могут только предприятия с уставным капиталом не менее 10 млн руб., а для выдачи разрешения на производство водки этот показатель увеличивается до 80 млн руб. 

Правительство РФ устанавливает минимальные цены на алкогольные напитки крепостью выше 28 градусов. Согласно приказу Росалкогольрегулирования от 28 января 2014 г. № 9, сейчас минимальная розничная цена водки составляет 194-279 руб. в зависимости от крепости (в диапазоне от 38 до 56 градусов), а других крепких напитков – 144-308 руб. (в диапазоне от 28 до 61 градуса).

Алкоголь нельзя продавать в детских, образовательных, медицинских и спортивных организациях, а также на прилегающих к ним территориях. Кроме того, запрещена продажа спиртного в учреждениях культуры (за некоторыми исключениями), на транспорте, на автозаправках, в местах массового скопления граждан, на военных объектах. При этом купить алкоголь могут только совершеннолетние граждане. Нельзя продавать алкоголь в киосках и других нестационарных объектах торговли. На всей территории страны установлен запрет на продажу спиртного с 23.00 до 08.00, причем региональные власти могут увеличивать этот период в пределах субъекта РФ (например, в Московской области алкоголь в последние несколько лет нельзя было продавать с 21.00 до 11.00; впрочем, в 2015 году местные власти собираются перейти к общефедеральному режиму). 

Очень многие законодательные инициативы, направленные на регулирование алкогольного рынка, отсеиваются на стадии проектов. Тем не менее, все же интересно проследить, какие предложения, касающиеся оборота алкогольной продукции, поступили в виде законопроектов в Госдуму или просто были озвучены в последнее время. Может быть, какие-то из них будут одобрены и начнут действовать уже в новом 2015 году. 

В сентябре 2014 года в Госдуму был внесен законопроект1, запрещающий продажу слабоалкогольных энергетических напитков. Это новый вид напитков стал популярен в России в последние годы. Безалкогольные энергетики оказывают стимулирующее воздействие и по своему эффекту схожи с обычным кофе или крепким чаем. Если же в напиток добавлен алкоголь, то действие стимулирующих веществ и этилового спирта необычным образом суммируется. С одной стороны, человек чувствует опьянение. С другой стороны, даже после очень большой дозы он не расслабляется и не засыпает, а проявляет готовность продолжить распитие или – при наличии соответствующих наклонностей – совершать асоциальные поступки. В некоторых субъектах РФ продажа таких напитков уже запрещена региональными законами, теперь же предлагается прекратить ее во всей стране. Законопроект еще не рассмотрен в первом чтении. 

Также в сентябре Общественная палата РФ предложила ужесточить ответственность бизнесменов за продажу алкоголя несовершеннолетним. Сегодня, согласно ст. 14.1 КоАП РФ, частное лицо, продавшее спиртное ребенку, должно уплатить штраф в размере 30-50 тыс. руб. Должностное лицо (то есть продавец в магазине) в случае совершения аналогичного проступка карается штрафом в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. Если же будет доказано, что продажа была санкционирована магазином как юридическим лицом, то его оштрафуют на 300-500 тыс. руб. В случае повторного нарушения, допущенного в течение 180 дней, возбуждается уголовное дело по ст. 151.1 УК РФ ("Розничная продажа несовершеннолетним алкогольной продукции"). Продавцу в таком случае грозит штраф в размере до 80 тыс. руб., исправительные работы на срок до одного года, а также лишение права заниматься определенными видами деятельности на срок до трех лет. 

В Общественной палате РФ считают эти штрафы недостаточными. По мнению членов палаты, магазин, который второй раз уличен в продаже алкоголя детям, необходимо лишать лицензии на продажу спиртного. 

Другая инициатива, выдвинутая ОП РФ в сентябре, – запрет использования военной символики на бутылках спиртного. В палате считают, что размещение портретов ветеранов и георгиевских ленточек на бутылках водки или пива является кощунственным. Членов палаты возмущают не только попытки связать Великую Отечественную войну и алкоголь, но и тот факт, что после распития бутылки вместе со всеми символами выбрасываются в мусор. 

В октябре в Госдуму внесли еще один законопроект2, касающийся продажи алкоголя детям. Авторы документа предложили установить минимальную границу уголовного наказания в виде штрафа за неоднократное нарушение данного запрета. Сейчас ст. 151.1 УК РФ предусматривает только максимальную планку: 80 тыс. руб. По мнению авторов законопроекта, минимальная граница должна составить 50 тыс. руб. Они указывают, что сегодня человека, на которого возбуждено уголовное дело за повторную продажу алкоголя ребенку, могут оштрафовать на меньшую сумму, нежели в первый раз при привлечении к административной ответственности. Впрочем, стоит отметить, что проект не устраняет правовую коллизию целиком: административные штрафы за это деяние по-прежнему остаются в среднем, с учетом всех квалифицированных составов, гораздо более высокими, нежели уголовные. 

Первое чтение этого законопроекта пока не состоялось. Зато в декабре Госдума приняла в третьем чтении другой закон3, вносящий в УК РФ то же самое изменение. 

Также в октябре премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Правительству РФ проработать вопрос запрета безрецептурного отпуска спиртосодержащих лекарств. Дело в том, что некоторые граждане, страдающие алкоголизмом, предпочитают вместо настоящих спиртных напитков покупать более дешевые аптечные настойки. Результаты нашего опроса показывают, что 79% респондентов выступают против этого решения. По мнению опрошенных, важнее обеспечить обычным людям свободный доступ к необходимым лекарствам, нежели заботиться о здоровье алкоголиков. 

Стоит отметить, что в последние годы был серьезно ужесточен порядок отпуска лекарств, содержащих ингредиенты для приготовления наркотиков. Некоторые безрецептурные препараты стали рецептурными, а контроль отпуска рецептурных медикаментов стал более жестким – в результате многие провизоры наотрез отказываются продать рецептурное лекарство без рецепта, тогда как раньше некоторые из них могли поддаться на уговоры покупателя. И это тоже вызвало недовольство простых граждан, никогда и не думавших об изготовлении наркотиков. Им приходится идти к врачу, чтобы получить рецепт на давно привычные лекарства. Россияне опасаются, что то же самое произойдет с препаратами на основе спирта. 

Вскоре после поручения Медведева в Госдуму поступил законопроект4, запрещающий безрецептурную продажу спиртосодержащих лекарств (в том числе ветеринарных). Однако главной новеллой проекта являлось не это, а требование лицензирования производства и продажи пива. Сейчас лицензируется только производство и продажа крепких напитков, а для производства пива нужно лишь подтвердить соответствие цехов санитарным нормам (хотя некоторые бизнесмены в просторечии называют сбор этих документов "получением лицензии"). Впрочем, законопроект вскоре был возвращен авторам из-за недоработки: они не получили отзыв на документ в Правительстве РФ. Напомним, заключение кабмина обязательно, если законопроект влияет на наполнение или расходы федерального бюджета (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). 

Но уже в конце октября в Госдуму внесли законопроект5, который не только вводит лицензирование производства и продажи пива, но и запрещает продавать его в розничной полимерной таре (в народе называемой "баклажками"). Утверждается, что при использовании этой популярной тары в напиток попадает дибутилфталат, вредный для здоровья. Законопроект пока не рассмотрен в первом чтении. 

Также в конце октября Росалкогольрегулирование объявило о начале разработки законопроекта, устанавливающего ответственность для бизнесменов, не уведомивших власти о начале производства или импорта алкоголя. Сейчас требование о таком уведомлении содержится в законодательстве (п. 3 Положения о представлении уведомлений о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции), но наказания за его несоблюдение не предусмотрено. В Росалкогольрегулировании считают, что бизнесменов, допустивших подобное нарушение, надо наказывать в административном порядке (конкретный вид и размеры наказания пока не определены). 

В начале ноября в Госдуму внесли законопроект6, запрещающий продавать алкогольную и табачную продукцию на кассах. Согласно документу, если площадь магазина составляет более 50 квадратных метров, то витрины с этими товарами должны быть расположены не ближе чем в пяти метрах от кассы. Авторы законопроекта поясняют, что покупатель не имеет возможности пройти мимо кассы, а если он видит там алкоголь и табак, то у него появляется дополнительный стимул к покупке этих товаров. Первое чтение законопроекта пока не состоялось. 

Одновременно в Госдуму был внесен другой законопроект7, наоборот, смягчающий требования к производителям алкоголя. Сейчас в рекламе спиртных напитков нельзя использовать образы людей и животных (ст. 21 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 "О рекламе"). Авторы инициативы предлагают разрешить использовать в рекламе те образы, которые являются составной частью зарегистрированных товарных знаков. Дело в том, что бизнесмены, на чьих товарных знаках присутствуют люди или животные, оказываются в неравном положении по сравнению с конкурентами. Фактически их лишают возможности демонстрировать в рекламе собственный знак отличия. Документ пока не рассмотрели в первом чтении. 

В середине ноября в Госдуму поступил законопроект8, в котором предлагается запретить демонстрацию алкоголя на витринах. Стоит отметить, что ранее такой запрет уже был введен в отношении табачной продукции (Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака"). Во время опроса на нашем сайте 70% респондентов заявили, что не хотели бы применения подобных мер и в отношении алкоголя. 

В конце ноября в Госдуму был внесен законопроект9, запрещающий стимулирование продажи алкогольной продукции. Согласно документу, на алкоголь нельзя будет устанавливать скидки, его нельзя будет дарить во время рекламных акций, а при продаже спиртного нельзя будет устраивать лотереи и акции. Также производителям алкоголя запретят использовать свои фирменные наименования и товарные знаки при благотворительной деятельности. Во время показа фильмов и передач, в которых демонстрируется потребление алкоголя, в обязательном порядке будет запускаться социальная реклама о вреде спиртного. 

В начале декабря в Госдуму поступил законопроект10, запрещающий производителям спиртного размещать на предприятии оборудование, которое не принадлежит им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Аренда такого оборудования уже находится под запретом, но некоторые бизнесмены просто не объясняют проверяющим, каким образом у них на предприятии появилась "чужая" аппаратура. Дело в том, что у чиновников возникают трудности с изъятием такого оборудования при обнаружении нарушений на производстве. Как результат, уличенный в нарушении законодательства бизнесмен продолжает выпускать алкоголь.

Практически одновременно на рассмотрение внесли законопроект11, увеличивающий штрафы за нарушения при продаже спиртного, допущенные физическими и должностными лицами. Сумму штрафа предлагается поднять с 2-5 тыс. руб. до 50-200 тыс. руб. Это позволило бы не только уменьшить количество самогонщиков, но и повлиять на некоторых недобросовестных бизнесменов. Сейчас владельцы магазинов часто договариваются с продавцами, чтобы те в случае обнаружения нарушений брали всю вину на себя. Продавец заявляет, что нарушал закон без ведома работодателя, его штрафуют на небольшую сумму, а владелец магазина затем возвращает ему деньги. Наказание получается гораздо более мягким, чем при привлечении к ответственности юридического лица (сумма штрафа для них составляет 200-300 тыс. руб). 

Также в декабре было издано постановление правительства, обязывающее производителей винных напитков получать отдельные акцизные марки на напитки с использованием или без использования дополнительного спирта (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1302). Нередко недобросовестные производители делают винные напитки из испорченного виноградного сырья, не подходящего для изготовления настоящего вина. В них добавляют воду, ароматизаторы и красители. Иногда в таком напитке содержится лишь виноградный этанол, выработавшийся естественным путем, а иногда в него добавляют спирт. Считается, что напитки с дополнительным спиртом менее качественны, а значит, потребитель имеет право отличать их от "естественных". Стоит отметить, что в отличие от предыдущих описанных инициатив это – не проект, а уже утвержденный документ. 

Кроме того, в декабре в Госдуму внесли законопроект12, который дополняет УК РФ отдельной статьей, посвященной производству и продаже алкогольной продукции, не отвечающей требованиям безопасности. Максимальное наказание по этой статье составит восемь лет лишения свободы. Сегодня продавцов и производителей суррогатного алкоголя наказывают в общем порядке по ст. 238 УК РФ ("Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности"). Им грозит до двух лет колонии при отсутствии отягчающих обстоятельств, до шести лет – в случае причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека и до десяти лет – в случае гибели двух и более людей. 

А Общественная палата РФ в декабре предложила ввести принудительное лечение для граждан, совершивших административные правонарушения в состоянии алкогольного опьянения. В палате создана специальная группа для разработки соответствующего законопроекта. Предполагается, что документ будет готов к 1 апреля 2015 года. 

Наконец, в конце декабря в Госдуму был внесен законопроект13, упрощающий процесс освидетельствования нетрезвых водителей. По мнению авторов проекта, сейчас при этой процедуре приходится составлять слишком много документов. При этом сотрудники Госавтоинспекции тратят свое рабочее время, а нарушитель в ходе оформления бумаг остается без надзора. Исключить предлагается, в частности, протокол об отстранении от управления машиной и протокол о задержании транспортного средства. 

Остается заключить, что алкогольная сфера – действительно одна из самых популярных в законотворчестве. Некоторые инициативы, безусловно, полезны, а другие могут показаться популистскими. Так или иначе, какие бы условия покупки алкоголя не создавались в государстве, в конечном счете только от самого человека зависит, пить или не пить, а если пить – то что, когда и сколько. Предстоящие новогодние праздники не являются исключением.

Источник: ГАРАНТ.РУ

Читать ГАРАНТ.РУ в и
Документы по теме:

Новости по теме:
Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции"

 

 

_________________________

1 С текстом законопроекта № 602024-6 "О внесении изменений в статьи 2 и 26 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
2 С текстом законопроекта № 613308-6 "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
3 С текстом законопроекта № 447678-6 "О внесении изменений в статью 151.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (в части усиления уголовно-правового воздействия на лиц, осуществляющих розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции)", на основании которого принят указанный закон, можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
4 С текстом законопроекта № 624461-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
5 С текстом законопроекта № 630940-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
6 С текстом законопроекта № 641259-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
7 С текстом законопроекта № 641058-6 "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О рекламе" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
8 С текстом законопроекта № 641259-6 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" и статью 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
9 С текстом законопроекта № 661864-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты в целях запрета стимулирования продажи и потребления алкогольной продукции" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
10 С текстом законопроекта № 671475-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части недопущения незаконного производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
11 С текстом законопроекта № 676596-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции" и материалами к нему можно ознакомиться на сайте Госдумы.
12 С текстом законопроекта № 673464-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части ужесточения наказания за производство, хранение или перевозку в целях сбыта либо сбыт алкогольной и спиртосодержащей продукции, не отвечающей требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.
13 С текстом законопроекта № 682125-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.