Новости и аналитика Аналитические статьи В ожидании второго этапа реформы ККТ: что изменилось для бизнеса?

В ожидании второго этапа реформы ККТ: что изменилось для бизнеса?

В ожидании второго этапа реформы ККТ: что изменилось для бизнеса?
tai11 / Depositphotos.com

Приближается "дедлайн" для некоторых ИП, применяющих ПСН, а также для организаций и ИП, являющихся плательщиками ЕНВД, которые занимаются определенными видами деятельности – торговлей и оказанием услуг общественного питания. С 1 июля 2018 года они должны перейти на онлайн-кассы (ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее – Закон № 290-ФЗ).

Реформа ККТ находится на промежуточном этапе и полностью завершится, согласно действующему законодательству, только в 2019 году. Однако уже сегодня представители госорганов и общественных организаций положительно оценивают ее ход, правда, не все предприниматели с ними согласны.

Накануне Дня российского предпринимательства, который отмечается 26 мая, портал ГАРАНТ.РУ сопоставил наблюдения представителей профессионального сообщества, которыми они делились до начала реформы, и выводы, которые они сделали сейчас. Общая картина получилась скорее оптимистичной, но неоднозначной – как это часто бывает, бизнесмены далеко не во всех оценках солидарны с госорганами.

 

Сохранились ли дефицит и высокие цены на ККТ?

Об этих проблемах много говорили в преддверии реформы. Так, специалисты приводили данные, по которым фискальных накопителей произведено почти в 10 раз меньше, чем кассовых аппаратов, а задержки в поставках таких устройств доходили до трех месяцев. Однако, как рассказал заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России Александр Сорокин в ходе пресс-завтрака, состоявшегося на этой неделе, сегодня дефицита оборудования на рынке нет, на что указывают два фактора. Во-первых, от предпринимателей не поступает соответствующей информации. На это обратил внимание и представитель налоговой службы, и заместитель Исполнительного директора "ОПОРЫ России" Иван Ефременков – ни в одну из организаций жалобы от предпринимателей в последнее время не приходили.

Вы уже подключили онлайн-кассу в соответствии с 54-ФЗ? Заключите договор на обработку фискальных данных с ОФД Электронный Экспресс в составе ИПО ГАРАНТ.

Оставить заявку

А во-вторых, отсутствие дефицита подтверждают официальные данные. Александр Сорокин рассказал, что в специальные реестры уже включено 3,9 млн экземпляров ККТ и 3,01 млн фискальных накопителей. При этом сегодня зарегистрировано 1,7 млн ККТ – предприниматели уже их купили и используют в своей деятельности. Соответственно, если вычесть из общего числа произведенных и включенных в реестр фискальных накопителей те, которые уже зарегистрированы, получится около 1,3 свободных экземпляров, которые можно купить и установить. А готовых к продаже ККТ по той же логике еще больше – порядка 2,2 млн. "Даже если будет ажиотаж, то по цифрам получается, что у нас дефицита не будет", – подчеркнул эксперт.

Ажиотаж, как показал опыт первого этапа реформы, может быть связан с приближением даты обязательной установки ККТ – как правило, предприниматели ждут до последнего и исполняют эту обязанность в последний момент. Представитель ФНС России порекомендовал бизнесменам так не делать и озаботиться приобретением онлайн-касс уже сейчас, если они обязаны использовать их с 1 июля этого года. Он пояснил, что прежде чем перейти на новый порядок, нужно определиться с функционалом касс, количеством данных, которые должны отображаться в чеке, и выбрать экземпляр в зависимости от сложности бизнеса. Эксперт посоветовал даже схематично описать модель бизнеса продавцу онлайн-касс и уточнить у него, какой экземпляр подойдет больше. То есть при выборе ККТ лучше отдавать предпочтение функционалу, а не привлекательно низкой цене.

И к слову о ценах – участники рынка ККТ сообщают об их снижении. До начала реформы из-за дефицита фискальных накопителей бизнесменам приходилось покупать устройства по объявлениям у частных лиц, и цены варьировались от 30 тыс. до 50 тыс. руб. Сегодня на рынке можно найти кассы, стоимость которых соответствует налоговому вычету, предусмотренному для ИП, то есть не превышает 18 тыс. руб. (п. 1.1 ст. 346.51 Налогового кодекса). Правда, чтобы получить этот вычет, нужно успеть зарегистрировать кассу до 1 июля 2018 года, если ИП обязан перейти на онлайн-ККТ с этой даты. Опоздание даже на один день лишает предпринимателя этого права. Александр Сорокин также отметил, что если сумма уплаченных предпринимателем налогов была меньше, чем размер вычета, то его можно перенести на следующий период.

Нужна электронная подпись? Удостоверяющий центр ГАРАНТ поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.

Подробнее

А еще онлайн-кассу можно взять в аренду, например, за 1,3 тыс. руб. в месяц. Правда, необходимо учесть, что к расходам на онлайн-кассы еще относятся оплата Интернета, тариф ОФД, а также расходы на создание квалифицированной электронной подписи – она нужна, если предприниматель желает зарегистрировать кассу онлайн, через личный кабинет на сайте ФНС России (nalog.ru).

Эксперты констатируют, что за период чуть более одного года сформировался рынок ККТ нового порядка, с большим количеством участников и, соответственно, предложений. Например, сегодня действует 41 производитель ККТ, а на этапе до реформы речь шла лишь о трех.

 

Сроки реформы и санкции за неприменение онлайн-касс

"Дедлайн" 1 июля этого года наступит, в частности, для плательщиков ЕНВД, которые осуществляют розничную торговлю через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м либо услуги общественного питания через объекты той же площади, торговлю через объекты стационарной сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети, либо оказывают услуги общественного питания через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей (ч. 7 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, подп. 6-9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). А также перейти на онлайн-кассы должны те, кто применяет патенты, их перечень достаточно обширен.

Однако стоит учесть, что сроки реализации реформы были перенесены для некоторых предпринимателей на 1 июля 2019 года. Так, если обладатели патентов или плательщики ЕНВД занимаются общепитом или торговлей без привлечения наемных работников, устанавливать онлайн-кассу в обязательном порядке им нужно только с 1 июля 2019 года (п. 2, п. 4 ч. 7.1 ст. 7 Закона № 290-ФЗ). То же касается большого числа предпринимателей, выполняющих работы и оказывающих услуги населению, например, бытовые, ветеринарные, автотранспортные и целый ряд других (ч. 7.1 ст. 7 Закона № 290-ФЗ).

Напомним, до начала первого этапа эксперты беспокоились, что предприниматели не успеют подключить онлайн-кассы. Однако в настоящее время, как представляется, у бизнесменов достаточно времени для того, чтобы разобраться с тем, в какой этап они попадают, и начать пользоваться кассами нового образца. В частности, Иван Ефременков отметил, что трехэтапный переход позволяет предпринимателям более гладко пройти реформу.

При этом, как уже отмечалось ранее, налоговики сместили акцент в работе с пользователями с контрольного направления на разъяснительный. Это подтвердил и Александр Сорокин, отметив, что сейчас все усилия налоговиков направлены на информирование бизнеса, они никого не наказывают, а возникающие вопросы решают на уровне налоговых инспекций. Интересно то, что предпринимателя не могут наказать просто за факт неустановки онлайн-кассы в положенный срок, например, в случае, если он сделал это 2 июля 2018 года, а не 1 июля. Представитель ФНС России пояснил – налоговикам нужно иметь информацию о факте расчета, который был произведен без кассы, вот тогда налогоплательщика могут привлечь к ответственности.

Но вместе с тем предприниматель, не установивший кассу нового образца в срок, попадает в зону риска. Во-первых, на него может пожаловаться в налоговую активный и сознательный гражданин, которого обслужили без онлайн-кассы, а во-вторых, выявить неиспользование онлайн-ККТ способна проверка, организованная ФНС России. Правда, как обратил внимание Александр Сорокин, количество проверок ограничено ресурсами ФНС России. Также сегодня в тренде риск-ориентированный подход, который предполагает сокращение числа проверок. Поэтому, считает эксперт, вероятнее, что о факте неиспользования онлайн-ККТ налоговая узнает от потребителя.

Напомним при этом, что неприменение ККТ, либо применение ККТ, которая не соответствует установленным законом требованиям, либо ненаправление при применении ККТ кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме покупателю сегодня наказуемы в соответствии с КоАП РФ (ч. 2, ч. 4, ч. 6 ст. 14.5 КоАП РФ). Так, например, штрафы за неприменение ККТ зависят от суммы расчета, но для должностных лиц они предусмотрены в размере не менее 10 тыс. руб., а для организаций – не менее 30 тыс. руб.

 

Реакция малого и среднего бизнеса на реформу

Всего участниками второго этапа кассовой реформы, по данным Аналитического центра НАФИ, станут около 948 тыс. представителей малого и среднего бизнеса. Это порядка 15% от общего числа организаций и ИП, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным на 10 мая 2018 года, всего таких представителей МСБ 6,2 млн (ofd.nalog.ru/statistics.html?level=2&fo=&ssrf=).

В апреле текущего года эксперты НАФИ провели репрезентативный всероссийский опрос, в котором приняло участие 700 руководящих сотрудников предприятий микро-, малого и среднего бизнеса в восьми федеральных округах России. Бизнесмены-респонденты рассказали о своем отношении к кассовой реформе. В частности, как сообщил директор по исследованиям Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов, 51% опрошенных в целом относятся к ней скорее отрицательно, и только 26% – скорее положительно.

При этом 40% участников опроса не используют кассовую технику вовсе, 36% применяют онлайн-кассы, 17% доверяют только ККТ старого образца, а 6% работают и со старыми, и с новыми кассами. Разнятся также и планы по участию в реформе ККТ. Так, каждая пятая компания (23%) планирует купить и установить онлайн-кассу в течение мая, еще треть собираются сделать это не позднее 1 июля. Но 32% компаний при этом не планируют приобретать онлайн-кассу вовсе. Те, которые все же собираются исполнить свою обязанность, при выборе ориентируются на цену новой ККТ (36%), простоту эксплуатации (22%) и техническую надежность (18%), хотя многие пока не определились с критериями (38%).

Знают о реформе подавляющее большинство предпринимателей – 85%. Из них 22% узнали о нововведениях в Интернете, 18% получили информацию от бухгалтера, а 15% – от ФНС России непосредственно. Однако о налоговом вычете знают далеко не все – 51% ИП впервые услышали о нем в ходе опроса. Правда, нельзя сказать, что эта перспектива воодушевляет большинство налогоплательщиков – 55% ИП полагают, что он не покроет расходов на приобретение онлайн-касс.

Что интересно, но уже скорее для потребителей, более половины респондентов не планируют повышать цены в связи с реформой (52%). Лишь 6% опрошенных собираются сделать это.

Возможно, преимущественно негативное отношение предпринимателей обусловлено не столько реформой ККТ, сколько ситуацией в сфере предпринимательства в целом. Тимур Аймалетдинов рассказал, что сегодня российский бизнес находится в непростом положении, и во многом это определяет отношения с ФНС России – самой актуальной для себя проблемой предприниматели считают крайне высокие налоги. Поэтому, по его словам, в настоящее время российский бизнес чувствует напряженность, что негативно влияет и на деловой климат. По этой причине компании и ИП восприняли онлайн-кассы негативнее, чем могли бы в иной ситуации.

Также не исключено, что реакция связана с проблемами при использовании новых касс. Например, общественники относят к ним неопределенность правовых статусов дополнительных реквизитов кассового чека, а также отсутствие реальных способов корректировки технических ошибок и ошибок исполнителя, выявленных после закрытия смены, и ряд других.

 

Преимущества нововведения

Неизменным и на подготовительном этапе, и в ожидании второго остается отношение ФНС России к реформе – налоговики видят в ней массу преимуществ. Так, Александр Сорокин отметил, что благодаря использованию онлайн-касс в десятки раз сократилось число проверок со стороны налоговых органов.

Кроме того, использование ККТ нового порядка позволяет перевести значительную часть работы в онлайн-режим. Например, зарегистрировать кассу можно на сайте ФНС России – по словам эксперта, примерно 89% всего парка онлайн-ККТ было зарегистрировано через этот сервис (kkt-online.nalog.ru). А потребители могут проверить кассовый чек через специальное приложение налоговой службы.

Год назад, до начала реформы налоговики также подчеркивали, что новая технология позволит добросовестным владельцам онлайн-ККТ в режиме реального времени следить за своими оборотами, показателями и лучше контролировать свой бизнес. Сегодня отдельные эксперты добавляют, что получая адреса электронной почты покупателей для направления им электронных чеков, предприниматели могут вести базу своих клиентов и разрабатывать для них, к примеру, специальные предложения и акции.

***

Таким образом, официальные данные показывают, что в ходе реформы произошли положительные изменения: выросло количество производителей, фискальных накопителей, собственно экземпляров ККТ, а налоговые органы пока ведут разъяснительную работу и не торопятся наказывать предпринимателей. Несмотря на то, что условия для бизнеса несколько изменились, его представители пока преимущественно негативно относятся к реформе, так как она в любом случае требует от них финансовых затрат и усилий, направленных на понимание особенностей нового законодательства, а также технических тонкостей, связанных с использованием касс нового образца.

Документы по теме: