Микрофинансовые организации будут обязаны защищать права и интересы их клиентов
Как сообщается на официальном сайте Банка России, при заключении договора микрозайма микрофинансовые организации (МФО) должны будут соблюдать требования базового стандарта защиты прав и интересов физических и юридических лиц, то есть их клиентов. Базовый стандарт будет обязана разработать каждая саморегулируемая организация, объединяющая МФО. Требования к содержанию такого стандарта содержатся в проекте1 указания регулятора.
Клиентам МФО должен быть предоставлен минимальный объем информации о:
- полном или сокращенном фирменном наименовании МФО, номере записи о юридическом лице в государственном реестре таких организаций, членстве в саморегулируемой организации и о ее стандартах по защите прав и интересов получателей финансовых услуг;
- финансовых услугах и дополнительных услугах МФО, в том числе оказываемых за дополнительную плату;
- рисках клиента, связанных с исполнением договора и возможных финансовых потерях при использовании финансовой услуги;
- способах и адресатах направления обращений потребителя;
- способах защиты прав клиента, в том числе о возможности досудебного порядка урегулирования спора;
- условиях договоров и иных документов, касающихся финансовой услуги.
Наряду с этим указано, что исключено предоставление информации, которая может повлечь неоднозначное толкование свойств финансовой услуги, также не допускается искажение смысла информации. Сведения должны быть изложены доступным языком с использованием удобочитаемых шрифтов и форматов – в случае, если они изложены на бумажном носителе. При этом специальные термины, при их наличии, должны быть разъяснены.
Какая часть кредитной истории может быть предоставлена ее пользователю только с согласия заемщика? Узнайте из материала "Кредитная история заемщика" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!
Получить доступПоложение базового стандарта потребует от МФО еще и проведения оценки платежеспособности клиента, в том числе получения сведений об источниках его доходов и других денежных обязательствах. Также необходимо будет определить, сколько договоров с МФО сможет заключить заемщик в течение одного года, чтобы его платежеспособность считалась достаточной. При этом МФО придется учитывать, сколько раз в течение года клиент сможет продлить срок возврата займа – данное положение касается граждан, взявших краткосрочный заем – не более, чем на 30 дней (так называемый заем до зарплаты, как пояснил Банк России). Предполагается, что это позволит снизить вероятность ситуации, когда заемщик выплачивает один заем за счет вновь взятого другого и попадает в еще большую долговую зависимость.
Банк России также урегулировал правила взаимодействия МФО с клиентом. В частности, они обязаны своевременно информировать клиента о возникновении просроченной задолженности и о последствиях неисполнения обязательств. Также должен быть определен порядок и случаи фиксации переговоров, СМС-сообщений и иных видов взаимодействия, а также хранения соответствующей информации.
В МФО должны быть установлены требования к предельным срокам рассмотрения обращений, к регистрации входящих сообщений и ответов на них, а также к процедуре обжалования деятельности МФО. Последнее касается в том числе вопросов о материалах рекламного характера.