Новости и аналитика Новости Российские рестораторы возражают против возможного повышения штрафов за нарушение санитарных норм

Российские рестораторы возражают против возможного повышения штрафов за нарушение санитарных норм

Налоговая служба отходит от тотального контроля в пользу избирательных проверок

Предприятия общественного питания на сегодняшний день находятся в крайне нестабильном положении. Несмотря на то, что недавние санкции отразились на ресторанном бизнесе не так сильно, как многие того опасались, успокаиваться рано. В середине сентября Госдума планирует рассмотреть законопроект1, который предусматривает повышение штрафов за несоблюдение санитарных требований. Напомним, что сегодня за нарушение санитарно-эпидемиологических требований штраф для ИП составляет от 2 до 3 тыс. руб, а для организации – от 20 до 30 тыс. руб. Предлагается изменить суммы: для ИП установить штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб, а для организации – от 30 до 50 тыс. руб.

Не дожидаясь принятия этого законопроекта, Роспотребнадзор проводит все более жесткую политику по отношению к предприятиям питания. Недавно была приостановлена на 90 дней деятельность нескольких ресторанов сети быстрого питания "Макдоналдс". Как рассказал на пресс-конференции "Национальной службы новостей" президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухаров, поводом к приостановке деятельности послужило несоответствие размеров помещений санитарным нормам. "В нашем законодательстве нет четкого закрепления размеров помещения, чтобы посещаемость заведения составляла, например, 100 человек в день", – пояснил он. Действительно, СанПиН 2.3.6.1079-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья" не устанавливают какого-либо четкого требования к метражу предприятия питания, закрепляя только, что площадь помещения должна соответствовать мощности организации и обеспечивать соблюдение санитарных правил и норм (п. 5.2 разд. V СанПиН 2.3.6.1079-01). А для организаций быстрого питания, использующих преимущественно полуфабрикаты высокой степени готовности (а "Макдоналдс" относится к таким организациям) допустима и однозальная планировка, с выделением отдельных рабочих зон (п. 5.4 разд. V СанПиН 2.3.6.1079-01). Площадь такого помещения также не установлена.

Несмотря на то, что повышение штрафов еще только будет обсуждаться Госдумой, а плановые проверки организаций питания могут проходить не чаще одного раза в три года (ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), Роспотребнадзор и сейчас имеет довольно широкие возможности усложнить жизнь рестораторов – например, проводить внеплановые проверки по выявленным нарушениям и жалобам потребителя, а в результате таких проверок по любому выявленному нарушению приостановить деятельность предприятия питания на срок до 90 дней. Как отметил Игорь Бухаров, такая большая сеть как "Макдоналдс" относительно безболезненно переживет приостановку деятельности отдельного ресторана или даже нескольких на 90 дней, а если закрыть на этот же срок любое другое несетевое предприятие – оно сразу станет банкротом. Конечно, есть возможность обжаловать решение Роспотребнадзора в судебном порядке. Так, "Макдоналдс" 5 сентября подал заявление в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а 8 сентября – в Арбитражный суд г. Москвы. Но последовать его примеру отдельно взятый ресторан, скорее всего, не сможет – не потянет судебных издержек. "Роспотребнадзор имеет все рычаги давления, зачем в такой ситуации нужно повышение штрафов?", – недоумевает Игорь Бухаров.

По уверениям Игоря Бухарова, фактических оснований для изменения штрафов у государства нет – санитарное благополучие населения только повышается. "По настоящему серьезные проблемы до сих пор не решены, например, ситуация с организацией питания в школах, детских садах, лагерях и больницах", - отметил он. Если у обычного потребителя всегда есть выбор – поесть в этом кафе или в том ресторане – который может зависеть от множества субъективных факторов: от запаха до интерьера, то школьники или пациенты такого выбора лишены. Организацией питания в школе, детском саду, лагере, больнице и тому подобных государственных или муниципальных учреждениях занимается предприятие общественного питания, контракт с которым заключается по результатам конкурса с ограниченным участием (Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1089 "Об условиях проведения процедуры конкурса с ограниченным участием при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Победителем конкурса признается та организация, которая предложит лучшие условия исполнения контракта на тех условиях, которые установил заказчик (ст. 53 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). Как правило, решающим условием для победы является цена, более выгодная по сравнению с другими участниками конкурса. "Меньшую цену в этом случае сможет предложить только та организация, которая сэкономит на качестве продуктов, на количестве персонала. А потом у нас возникают отравления в тех же лагерях", – посетовал Игорь Бухаров. Также вызывает сомнения эффективность контроля за такими предприятиями питания. За организацию питания в больницах отвечает Минздрав России, в образовательных учреждениях – Роспотребнадзор. Как отметил Игорь Бухаров, в советское время практически все организации питания подчинялись одному органу.

Однако, пристальное внимание уделяется все так же кафе и ресторанам. Несмотря на уже упомянутое ограничение плановых проверок — не чаще одного раза в три года и только по плану проверок, согласованному с органами прокуратуры, и то, что внеплановые проверки возможны только по ограниченному перечню оснований (ст. 9, ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), на практике проверки проходят гораздо чаще. "По любой жалобе потребителя Роспотребнадзор может прийти бесконечное количество раз. И нам эту жалобу никто не показывает", – сокрушается Игорь Бухаров.

Ситуация усугубляется тем, что в России сейчас активно развивается "потребительский терроризм". Зародилось это явление в США – в том же "Макдоналдс" на стаканчиках с кофе или чаем есть надпись "Осторожно, горячо!", которая появилась после того, как в начале 90-х годов одна пожилая американка пролила на себя горячий кофе и отсудила кругленькую сумму.

ЦИТАТА

Мария Орлова, юрист Федерации рестораторов и отельеров России:

"Бывают ситуации, когда предприятие получает письмо от общества защиты прав потребителей о том, что во время плановой проверки этим обществом были выявлены определенные нарушения. Там же сказано, что сотрудники этого предприятия питания должны пройти платное обучение в обществе защиты прав потребителей, в противном случае о нарушениях сообщат в Роспотребнадзор" .

В России "потребительский терроризм" идет немного по другому пути. Первый вариант поведения "потребителя-террориста" – требовать возмещения за случайно или умышленно поврежденный товар у продавца или изготовителя. В случае с предприятиями питания к этому можно отнести подбрасывание различных насекомых в блюда с целью вытребовать бесплатный обед или большую скидку. Второй вариант – когда так называемые "жалобщики" или сутяжники ставят перед собой цель максимально осложнить жизнь и деятельность неугодной организации, не преследуя какой-либо материальной выгоды. Именно они забрасывают контролирующие органы жалобами по любому поводу. В случае с предприятиями питания все осложняется еще и тем, что Роспотребнадзор не имеет права проигнорировать жалобу и обязан провести проверку по каждому случаю. Игорь Бухаров, чтобы прекратить череду однотипных жалоб на одну и ту же организацию, предлагает потребителям обращаться в суд. "Пускай суд разъяснит, кто прав. И это будет окончательным решением", – указывает он. Граждане могут обратиться в общества защиты прав потребителей, но и они иногда действуют в режиме "потребительского терроризма". "Эти общества почему-то считают, что должны ходить и проверять организации питания как государственные органы, хотя таких полномочий у них нет", – недоумевает Мария Орлова, юрист Федерации рестораторов и отельеров России. Все возможные варианты действий обществ по защите прав потребителей прописаны в ст. 45 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I "О защите прав потребителей", в которой действительно закреплена возможность проверять соблюдение прав потребителей и составлять акты о выявленных нарушениях, которые потом направляются в Роспотребнадзор. Разъяснения по поводу полномочий обществ по защите прав потребителей также содержатся в Письме Роспотребнадзора от 29 июня 2005 г. № 0100/4938-05-32 "О полномочиях общественных объединений потребителей". Выносить какие-либо предписания или требовать уплатить штраф представители такого общества не имеют права. Более того, ни один нормативный акт не обязывает организации содействовать обществам по защите прав потребителей, представлять им какие-то документы, информацию, выделять место для составления их актов и т. д. В случаях злоупотребления обществом защиты прав потребителей своими правами, предприятие питания имеет право обратиться в прокуратуру.

Постоянные проверки не могут не отразиться на бизнесе. На время проверки организация приостанавливает работу, теряет посетителей, а, следовательно, – выручку. Так как такие проверки проводятся без уведомления, в кафе или ресторане могут пропасть уже приготовленные блюда или скоропортящиеся продукты. Даже если проверка не выявит нарушений, потеря в деньгах остается существенной. А если такие проверки по жалобам проводятся несколько раз в месяц? Но никаких способов борьбы с "потребительским терроризмом" у организаций нет. Единственное, что они могут сделать – по договоренности со страховой компанией включить случаи убытков в связи с необоснованными жалобами и проверками в договор страхования предпринимательских рисков.

 ***

По итогам пресс-конференции участники подтвердили намерение донести свое мнение до Госдумы, как через профильные комитеты, так и общественные организации. По мнению Игоря Бухарова, повышение штрафов ничем не оправдано, а наполняемость казны следует поддерживать через налоги. На сегодняшний день государством в целом и Роспотребнадзором в частности сформирована довольна эффективная система контроля за предприятиями общественного питания, существенно повлиять на которую увеличение штрафов не сможет.

  

 

 Документы по теме:  Новости по теме:

 

 

Инфографика:

Алгоритм действий потребителя при нарушении его прав
15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. В 2014 году этот день будет посвящен защите прав пользователей мобильной связи. По сведениям Роспотребнадзора, за 2013 год число жалоб потребителей на услуги мобильной связи выросло на 70%. Что делать, если вы приобрели некачественный товар или вам были оказаны услуги ненадлежащего качества, к кому обратиться за разъяснением своих прав или помощью, если продавец или оператор связи добровольно отказывается возмещать ущерб, узнайте из нашей инфографики.

 

______________________________

1 С текстом законопроекта № 466530-6 "О внесении изменений в статью 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях(об усилении административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения)" и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы