Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
| © serjio74 / Фотобанк 123RF.com |
Конституционный Суд РФ проверил конституционность п. 2 ст. 797 ГК РФ и абз. 3 ч. 3 ст. 120 УЖТ РФ в связи с вопросом о том, управомочен ли собственник груза, перевозимого железнодорожным транспортом, предъявлять перевозчику претензии и иски, связанные с недостачей и повреждением (порчей) груза, если такой собственник в рамках отношений по перевозке не выступает ни в качестве грузоотправителя, ни грузополучателя (Постановление Конституционного Суда РФ от 16 декабря 2025 г. № 45-П).
В деле, послужившем поводом для обращения в КС РФ, заявитель – покупатель по договору поставки – дал поставщику распоряжение об отгрузке товара в адрес третьих лиц, при этом право собственности на товар по условиям договора перешло к покупателю в момент сдачи груза перевозчику. В ходе перевозки была выявлена недостача, в связи с чем заявитель обратился к перевозчику с претензией, а впоследствии предъявил иск. Однако арбитражные суды трех инстанций отказали во взыскании убытков, поскольку покупатель формально не являлся участником отношений по перевозке.
По результатам рассмотрения жалобы заявителя КС РФ признал оспариваемые нормы неконституционными в той мере, в какой они не закрепляют механизма защиты прав собственника груза при указанных обстоятельствах. Законодателю поручено внести в правовое регулирование необходимые изменения.
На период до принятия соответствующих поправок КС РФ постановил, что в рассматриваемой ситуации собственник груза вправе предъявлять перевозчику претензии и исковые требования, если это право передано собственнику грузоотправителем или грузополучателем. В случае отказа грузоотправителя от передачи таких правомочий – притом что сам он соответствующие требования к перевозчику в интересах собственника не предъявляет – последний по истечении срока исковой давности на их предъявление вправе требовать от грузоотправителя возмещения убытков, причиненных данным бездействием.