Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Новости

ВС РФ не принял жалобу муниципалитета на действующие правила списания неустоек

Судебная практика
 ВС РФ не принял жалобу муниципалитета на действующие правила списания неустоек
© xartdesign / Фотобанк 123RF.com

Администрация муниципального образования обратилась в Верховный Суд РФ с исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1 – 3, подпунктов "а", "г", "д" п. 4 Изменений, которые вносятся в постановление Правительства РФ от 4 июля 2018 г. № 783 (далее – Изменения, Постановление № 783), утвержденных постановлением Правительства РФ от 10 марта 2022 г. № 340, согласно которым, в частности, отменены "временные" рамки действия Правил списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом (далее – Правила), утвержденных Постановлением № 783 (Определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 30 октября 2025 г. № АПЛ25-288).

По мнению истца, оспариваемые нормы Изменений в том числе противоречат ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, нарушают права и охраняемые законом интересы истца ввиду снижения поступлений в доходную часть местного бюджета; позволяют контрагентам злоупотреблять своими правами, так как на истца возлагается безусловная обязанность по списанию неустойки по контрактам, заключенным в 2022 и последующих годах.

Решением ВС РФ от 28 мая 2025 г. № АКПИ25-181 в удовлетворении административного искового заявления администрации было отказано. Не согласившись с таким решением, истец подал апелляционную жалобу.

Вместе с тем Апелляционная коллегия ВС РФ оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого решения суда не нашла. В частности, судьи отметили, что ч. 9.1 ст 34 Закона № 44-ФЗ, которая введена в действие в 2022 году, то есть за пределами указанных в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ периодов, делегировала Правительству РФ полномочие по регулированию соответствующих отношений без указания на конкретные периоды. При этом Изменения учитывают баланс частных и публичных интересов участников контракта, направлены на защиту национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, а также на защиту прав исполнителей контрактов от необоснованного взыскания заказчиком сумм неустоек при наличии объективных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению контракта.

Напомним, что в соответствии с подп. "а" и "б" п. 3 Правил списание (в том числе и в 2025 году) начисленных и неуплаченных сумм неустоек, если обязательства по контракту исполнены в полном объеме, осуществляется заказчиком в следующем порядке:

  • если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек не превышает 5% цены контракта, заказчик осуществляет списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (подп. "а" п. 3 Правил);
  • если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик осуществляет списание 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек при условии уплаты 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек. Уплата 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек должна подтверждаться информацией администратора доходов бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда РФ) о зачислении уплаченных контрагентом сумм неустоек в бюджет (бюджет государственного внебюджетного фонда РФ) или информацией о зачислении средств, уплаченных контрагентом на счет заказчика, не относящегося к числу государственных (муниципальных) заказчиков (подп. "б" п. 3, подп. "б" п. 5, п. 6 Правил).
Читать ГАРАНТ.РУ в Новости и Дзен

Документы по теме:

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Читайте также:

Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное