Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Новости

Прокурор не смог заставить муниципалитет открыть общественную баню

Судебная практика
 Прокурору не удалось заставить муниципалитет открыть общественную баню
© alkir / Фотобанк 123RF.com

Межрайонный прокурор, получивший жалобу местных жителей о том, что в районе нет ни одной общественной бани, решился на крайние меры (Кассационное определение СК по административным делам Восьмого КСОЮ от 20 августа 2025 г. по делу № 8а-13759/2025), (Кассационное определение СК по административным делам Шестого КСОЮ от 13 августа 2025 г. по делу № 8а-13443/2025):

  • вынес местной администрации представление об устранении нарушений путем создания условий для обеспечения жителей услугами бань,
  • предъявил администрации в интересах неопределенного круга лиц иск о признании незаконным ее бездействия по непринятию мер по организации предоставления населению бытовых услуг в виде бань, и о возложении таковой обязанности на ответчика.

Однако суды трех инстанций требования прокурора не поддержали:

  • по мнению административного истца, именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по созданию условий для бытового обслуживания населения;
  • при этом социально незащищенные категории местного населения не имеют денег на посещение коммерческих саун, а с другой стороны, центральное водоснабжение практически напрочь отсутствует в частном жилом фонде и в ряде многоквартирных домов. Таким образом, ответчику следует более активно заниматься деятельностью "на данном направлении";
  • между тем, по данным административного ответчика, более половины жилых площадей города подключены к централизованному горячему водоснабжению, отоплению и канализации, общая численность населения города не достигает и 30 000 человек. И опыт функционирования муниципальной бани показывает, что ее услуги мало востребованы – в 2019-2021 годы она обслуживала всего 10-15 человек в смену, а в 2022 году ее закрыли в связи с низкой посещаемостью;
  • помещение муниципальной бани предложено к приватизации, но желающих забрать ее в собственность или хотя бы аренду почему-то не находится;
  • кроме того, на территории города есть несколько коммерческих бань, и в рамках муниципального-частного партнерства для лиц людей преклонного возраста, малообеспеченных ветеранов и пенсионеров проводились акции – скидки на банные услуги в размере 50%, однако воспользовались скидками: 2017 году 97 человек, в 2018 году – 101 человек, в 2019 году – 0 человек, в 2020 году – 0 человек, в 2023 году – 15 человек, в 2024 году – 4 человека;
  • по вопросу работы общественной бани в 2024 году поступило всего 1 обращение;
  • при указанных обстоятельствах не имеется доказательств, что сложившийся в городе "банный" порядок влечет нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья, санитарно-эпидемиологическое благополучие, права на благоприятные и безопасные условия проживания и жизнедеятельности;
  • в соответствии с ГОСТ 32670-2014 услуги бань и душевых отнесены к бытовым услугам. Согласно пункту 4.4 ГОСТ 32670-2014 по характеру объединения потребителей услуги бань и душевых подразделяют для: общего пользования; индивидуального пользования; группового пользования (потребитель определяет круг лиц, группу потребителей, желающих воспользоваться услугами банного отделения банно-оздоровительного комплекса или номеров бани в течение заказанного им времени);
  • оказание же услуг бань общего пользования к числу полномочий органов местного самоуправления городского округа законом не отнесено;
  • не может свидетельствовать о наличии оспариваемого бездействия ссылка истца на "СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", утв. приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр, поскольку в силу пункта 1.1 данный свод правил распространяется на проектирование новых и развитие существующих городских и сельских населенных пунктов и иных территорий муниципальных образований на территории РФ и содержит основные требования к их планировке и застройке. Однако каких либо решений, предусматривающих организацию на территории города бани общего пользования, принятых уполномоченными на территориальное планирование органами, и не реализованных административным ответчиком, не имеется.

Такое же решение вынес суд и в другом, аналогичном, деле, только административными истцами там выступали непосредственно жители поселка, требующие обеспечить условия для бытового обслуживания сельчан необходимым количеством банных мест и непосредственно обеспечить их таковыми:

  • численность населения поселка – менее 4 тыс человек, на территории преобладает частный сектор, большинство населения после проведения газа в поселок подвели в дома воду, канализацию, установили душевые кабины, электроводонагреватели, у большинства имеются свои бани. Ближайшие общественные бани находятся в соседнем городе на расстоянии 15 км от поселка, а доехать туда можно на муниципальных автобусах, которые хотят ежедневно каждые полчаса;
  • таким образом, доказательства потребности населения поселка в организации общественной бани нет, а уж тем более нет доказательств неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, влекущей необходимость предоставления услуг общественной бани, а также того, что отсутствие бани нарушает права административных истцов на санитарно-эпидемиологическое благополучие, благоприятные и безопасные условия проживания. Препятствия для получения услуг общественной бани в соседнем городе у административных истцов отсутствуют, при том, что истцы не лишены права обращения у ответчику для организации доставки в указанный город для посещения бани.
Читать ГАРАНТ.РУ в Новости и Дзен

Документы по теме:

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Читайте также:

Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное