ОМСУ не должен отвечать за неисполнение полномочий из-за нехватки финансирования
![]() |
| © sweettomato / Фотобанк 123RF.com |
В середине лета Конституционный Суд РФ Постановлением № 29-П разъяснил особенности применения ч. 5 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которой нужно прекращать производство по делу об административном правонарушении (АП), связанном с неисполнением государственных полномочий, переданных ОМСУ, если причиной нарушения послужило выделение субвенций в размере, недостаточном для осуществления соответствующих полномочий (Постановление Конституционного Суда РФ от 17 июля 2025 г. № 29-П).
Напомним, что Конституционный Суд РФ разъяснил, что данная норма:
- применяется независимо от того, сообщал ли ОМСУ в органы госвласти о недостаточности выделенных субвенций и просил ли он о выделении более щедрых субвенций в большем размере;
- достаточность выделенной субвенции оценивается с учетом всех необходимых для исполнения полномочия расходов, включая расходы на исполнение исполнительных документов;
- с другой стороны, если ОМСУ вводил органы госвласти в заблуждение, не доводил до них актуальную и полную информацию о необходимом финансировании, и нехватка размера субсидий обусловлена именно этим, прекратить дело на основании ч. 5 ст. 24.5 КоАП РФ нельзя,
- а главное, прекращение дела об АП не прекращает ни обязанности ОМСУ исполнить требование исполнительных документов, ни обязанности государства обеспечить ОМСУ финансовые средства, необходимые для осуществления переданных полномочий.
Менее чем за 2 месяца суды сослались на это Постановление № 29-П более 150 раз, причем большинство упоминаний связано с плачевным уровнем обеспечения бесплатным жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
