Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
| © VisualGeneration / Фотобанк Фотодженика |
Один из основных контролируемых в 2024 году показателей медицинского учреждения, участвующего в выполнении программы госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи гражданам, - расходы на оплату труда медицинских работников. Об этом мы писали ранее (см. раздел "Особо контролируемые расходы за счет средств ОМС 2024 года")(Письмо Минздрава России и Минтруда России от 29 марта 2024 № 16-3/И/1-5816, 14-1/10/П-2380).
В Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2024 год предложено активизировать работу по совершенствованию систем оплаты труда медицинских работников и обеспечить долю выплаты по окладам в структуре заработной платы не ниже 55% без учета компенсационных выплат за работу в особых климатических условиях. Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2023 г. № 2353 "О Программе госгарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год" был рекомендован норматив окладной части в структуре заработной платы медработников - не ниже 50% без учета компенсационных выплат. Уровень заработной платы медицинских работников при этом должен сохраниться не ниже уровня заработной платы предшествующего года с учетом ее повышения в установленном законодательством порядке, то есть на 9,8%.
А теперь совместным письмом Минздрав России и Минтруд России довели до исполнительных органов субъектов РФ Методические рекомендации по упорядочению системы оплаты труда медицинских работников государственной системы здравоохранения субъектов РФ.
Рекомендуем медицинским учреждениям обратить внимание на следующие важные моменты:
В фонд заработной платы следует включать все выплаты, относящиеся в соответствии с законодательством к заработной плате и предусмотренные системой оплаты труда, в том числе выплаты по окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
При этом доля окладной части в структуре заработной платы должна составлять не менее 50% без учета компенсационных выплат и выплат по среднему заработку.
Оценка доли выплат по окладам в структуре фонда заработной платы проводится по всем категориям медицинских работников в каждой медицинской организации.
Оценка осуществляется по основному трудовому договору, заключенному с работником, то есть без учета внутреннего совместительства и внешних совместителей.
При работе на условиях неполного рабочего времени в расчете фонда заработной платы должен учитываться размер фактических выплат в соответствии с произведенной оплатой труда работника пропорционально отработанному времени.
Работнику должна быть гарантирована заработная плата в размере не ниже минимального размера оплаты труда / минимальной заработной платы в субъекте РФ. При установлении размера минимального оклада не учитываются:
Изменение / новое установление окладов должно осуществляться:
Если после пересчета размер оклада медицинского работника окажется ниже фактически установленного в трудовом договоре и штатном расписании, то изменение размера оклада не производится.
В связи с изменением размеров окладов рекомендуется пересмотреть доплаты и надбавки компенсационного характера, к которым относятся:
Доплата за совмещение профессии должна определяться трудовым договором, в котором указывается содержание и / или объем выполняемой дополнительной работы.
Стимулирующие выплаты рассчитываются в пределах общего фонда заработной платы (с учетом объема средств, направляемых на окладную часть заработной платы и компенсационные выплаты) в соответствии с перечнем критериев, дающих основание для осуществления таких выплат. При изменении условий оплаты труда предлагается рассмотреть возможность пересмотра перечня стимулирующих выплат и условий их назначения.
Рекомендуется устанавливать формат выплаты как фиксированный платеж, заменив, при возможности, установленные ранее выплаты в процентном отношении от оклада (должностного оклада).
| Анализ состава фонда заработной платы (ФЗП) медицинского учреждения |
| где |
| ФЗП общий - фонд заработной платы, определенный Планом ФХД (или бюджетной сметой) по всем источникам финансирования, используемым при оплате труда работников медицинских организаций (средства ОМС, бюджетные средства, приносящая доход деятельность, иные источники, предусмотренные законодательством РФ). |
| ЗП оклад - средства, планируемые для выплаты окладной части заработной платы работникам, установленный норматив - не менее 50% ФЗП планового. |
| ЗП компенс - планируемая сумма компенсационных выплат. Перечень видов компенсационных выплат определен п. 5. |
| ЗП совм - планируемая годовая сумма доплата за совмещение профессий. |
| Окладная часть, компенсационные выплаты, доплата за совмещение - обязательные платежи, расходы по которым должны покрываться ФЗП плановым. |
| ЗП стим - стимулирующие выплаты, производимые за счет свободного остатка ФЗП планового после расчетов с работниками по обязательным платежам. |
Размер оклада, условия и размеры компенсационных и стимулирующих выплат включаются в трудовой договор.
В целях соблюдения рационального использования средств на оплату труда предлагается проанализировать штатное расписание:
а) в отношении медицинских работников, участвующих непосредственно в оказании медицинской помощи, в том числе руководителей структурных подразделений, на соответствие плановой численности нормативам, установленным Положениями об организации и Порядками оказания медицинской помощи;
б) в отношении работников, не участвующих напрямую в оказании медицинской помощи, на соответствие должностей и плановой численности, выносимых в штатное расписание:
Более подробная подборка нормативных актов, регулирующих расчеты штатного расписания, – в специальном материале.
Каждому медицинскому учреждению следует проводить анализ фактической нагрузки на 1 медицинского работника (за сутки и/или за месяц), включая:
Больше новостей из области учета, финансов и аудита бюджетной сферы здесь. Напомним, что если вы интересуетесь данной сферой, то можете установить в верхнем левом углу Интернет –версии системы в качестве главной "Страницу бухгалтера и экономиста бюджетной сферы".
Документы по теме:
Читайте также:
Когда бригаде скорой помощи нужно платить зарплату из разных источников?
Послание Президента – 2024: ключевые поручения
Какие дни оплачиваются при прохождении военных сборов