Новости и аналитика Новости Размещает ли учреждение учетную политику на своем сайте при централизации учета?

Размещает ли учреждение учетную политику на своем сайте при централизации учета?

Размещает ли учреждение учетную политику на своем сайте при централизации учета?
© veleri / Фотобанк Фотодженика

С 2019 года Стандарт "Учетная политика..." обязывает учреждения и централизованные бухгалтерии публиковать на своем официальном сайте основные положения учетной политики и/или копии документов, входящих в ее состав. При централизации учета основные положения единой учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте централизованной бухгалтерии – это уже требование Стандарта "Концептуальные основы..." (Письмо Межрегионального бухгалтерского УФК от 16 августа 2022 г. № 92-01-01/3608).

И здесь возникает вопрос: должно ли учреждение, передавшее учетные функции централизованной бухгалтерии, размещать положения учетной политики, в том числе единой УП, на своем сайте? Проблема возникла не на пустом месте: нередко учреждения, обслуживаемые в ЦБ, полагают, что с передачей полномочий по ведению бухучета они освобождаются от всего, что связано с понятием "учет", в том числе и от необходимости составлять, утверждать и публиковать учетную политику.

Однако централизация учета вовсе не означает, что учреждение – субъект централизованного учета – не должно размещать основные положения учетной политики на своем официальном сайте. Внимательно читаем п. 9 Стандарта "Учетная политика...": основные положения учетной политики и/или копии документов учетной политики подлежат публичному раскрытию на официальном сайте субъекта учета (централизованной бухгалтерии). Такое построение нормы Стандарта – с применением скобок – определенные сомнения. Вместе с тем, даже при централизации учета учреждение, передавшее полномочия по ведению бюджетного / бухгалтерского учета, все равно остается субъектом учета.

Кроме того, документами единой учетной политики в обязательном порядке должен быть предусмотрен перечень вопросов, определенный п. 14 Стандарта "Концептуальные основы...". И данный перечень немного меньше, чем набор обязательных положений, которые должны быть определены документами учетной политики субъекта учета. За учреждением, передавшим полномочия по ведению учета в ЦБ, сохраняется обязанность определить порядок проведения инвентаризации, а также порядок организации и проведения внутреннего контроля – такие положения учетной политики утверждаются учреждением самостоятельно. Кстати, более подробно мы рассказывали об этом в специальном материале. Кроме того, не лишним будет утвердить внутренние правила документооборота для закрепления порядка взаимодействия структурных подразделений и/или сотрудников, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни внутри учреждения, а также распределения обязанностей ответственных лиц учреждения по взаимодействию с ЦБ с учетом утвержденного ЦБ графика документооборота.

Таким образом, документы учетной политики учреждения – субъекта централизованного учета состоят из двух частей: обязательной и индивидуальной. В обязательную часть включаются документы единой учетной политики, составленные и утвержденные ЦБ, в индивидуальную часть входят документы учетной политики, разработанные и утвержденные учреждением самостоятельно.

Подведем итог. В Стандартах нет прямого указания на отсутствие обязанности у учреждения – субъекта централизованного учета размещать положения учетной политики на своем сайте. А потому во избежание разногласий с контролирующими органами мы все же рекомендуем всем организациям бюджетной сферы наравне с ЦБ размещать положения учетной политики согласно п. 9 Стандарта "Учетная политика...", включая положения, определенные единой учетной политикой при централизации учета.

Например, на официальном сайте Минфина России, который тоже является субъектом централизованного учета, размещены Основные положения учетной политики Министерства финансов РФ для публичного раскрытия в соответствии со Стандартом "Учетная политика...", в которых содержатся в том числе нормы единой учетной политики, а также информация о передаче полномочий по ведению бюджетного учета с реквизитами Соглашения.

В случае, если документами единой учетной политики при централизации учета предусмотрен весь перечень, определенный п. 9 Стандарта "Учетная политика...", т. е. централизованная бухгалтерия кроме обязательных положений согласовала с учреждением и утвердила в числе прочего единые порядки проведения инвентаризации и осуществления внутреннего контроля, также рекомендуем размещать на официальном сайте учреждения основные положения учетной политики и/или копии таких документов.

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

Штрафы за нарушения в сфере ККТ: правила изменились

Штрафы за нарушения в сфере ККТ: правила изменились

В связи с принятием поправок в КоАП РФ, вступивших в силу 25 июля 2022 года, ФНС России разъяснила нюансы их применения в рамках контроля (надзора) за соблюдением законодательства о ККТ.

Смартфон нельзя превратить в ККТ с помощью сервиса "Мобильный кассир"

Смартфон нельзя превратить в ККТ с помощью сервиса "Мобильный кассир"

ФНС России подготовила соответствующие разъяснения.

Отказ покупателя от бумажного чека не всегда освобождает продавца от обязанности его выдать

Отказ покупателя от бумажного чека не всегда освобождает продавца от обязанности его выдать

Если до осуществления расчетов покупатель не представил адрес электронной почты или абонентский номер, на который нужно направить электронный чек, то продавец обязан выдать покупателю кассовый чек, даже если тот откажется от него.

ККТ, зарегистрированную для расчетов в Интернете, нельзя применять в торговом зале

ККТ, зарегистрированную для расчетов в Интернете, нельзя применять в торговом зале

Минфин России подготовил соответствующие разъяснения.