Денежная блокада

"ГОРЯЧАЯ" ТЕМА: БАНКОВСКИЕ ДЕЛА

Блокировка расчетных счетов в банке может сделать беспомощной даже самую преуспевающую фирму, ведь компания не сможет вовремя расплатиться со своими контрагентами. При этом деньги, которые поступают от покупателей, организация не вправе расходовать в соответствии со своими нуждами. Наша статья поможет разобраться в этой непростой ситуации.

роблемы, которые возникают при блокировке расчетного счета налоговой инспекцией, мы уже освещали на страницах нашего журнала (см. "Актуальную бухгалтерию" N 2, 2008, стр. 68). Однако тема эта не теряет своей актуальности. Для начала вспомним, в чем заключается столь неприятная для плательщиков процедура, и подробнее остановимся на некоторых ее важных моментах.

Итак, если плательщик проигнорировал требование налоговиков об уплате недоимки, пеней и штрафов, то руководитель инспекции вправе вынести решение о приостановлении операций на счетах должника. При этом в решении обязательно должна быть указана сумма, которую организация не может расходовать(*1). Еще большими проблемами грозит фирме непредставление налоговой декларации в течение 10 дней по истечении установленного для ее сдачи срока. При таком раскладе расчетный счет организации блокируется полностью, то есть замораживаются все денежные средства(*2).

Решение налоговиков о приостановлении или отмене приостановления операций по счетам передается представителю банка под расписку или направляется в электронном виде. При этом порядок(*3) направления в банк решения в электронном виде устанавливается Банком России по согласованию с контролирующими органами(*4).

Валютный счет – не исключение

Взыскание может производиться не только с расчетных (текущих) счетов, но и при недостаточности средств на рублевых – с валютных счетов(*5). При этом в отношении валютных счетов есть свои особенности. Так, например, взыскиваться должна сумма, эквивалентная платежу в рублях по курсу Банка России, установленному на дату продажи валюты. Руководитель налоговой инспекции одновременно с поручением на перечисление налога направляет банку также поручение на продажу валюты организации не позднее следующего дня. В решении налоговиков должен быть указан валютный эквивалент суммы в рублях, в пределах которой расходные операции приостанавливаются. Эквивалент определяется исходя из курса иностранной валюты по отношению к рублю на дату продажи валюты на основании поручения налоговиков(*6).

А вот приостановление операций по транзитным валютным счетам судьи считают неправомочным, так как эти счета не являются самостоятельным предметом договора и открываются банком только параллельно с текущими валютными счетами для учета операций покупки иностранной валюты и ее обратной продажи(*7).

Некоторые тонкости

Нужно отметить, что ни налоговая инспекция, ни плательщик не могут приостановить действие решения о блокировке расчетного счета. Минфин России считает, что Налоговый кодекс не предоставляет возможности налоговикам приостановить действие своего же решения(*8). Это означает, что до отмены решения разморозить счета не получится.

Налоговым кодексом установлена обязанность банка сообщать в инспекцию об остатках средств на счетах плательщика не позднее следующего дня после получения решения о приостановлении операций на этих счетах(*9). Однако нормативными актами не определено, на какой момент в сообщении указывается остаток: на начало операционного банковского дня, на конец дня или на момент принятия к исполнению решения налоговиков. От этого зависит, насколько долго в течение операционного дня плательщик сможет осуществлять свои расходные операции. Ведь с момента получения решения банком о приостановлении операций на счетах своего клиента до момента замораживания счета проходит определенное время, связанное с регистрацией решения, выполнением определенных технических процедур и т. д. На этот счет есть позиция Минфина России, который считает, что банк не имеет права самостоятельно устанавливать момент приостановления расходных операций плательщика(*10). Поэтому об остатках денежных средств он должен сообщить на момент получения решения налоговиков. Причем для решения, направленного в банк заказным почтовым отправлением, этот момент определен как дата и время, указанные в уведомлении о вручении, а для решения, врученного под расписку представителю банка, – дата и время, указанные в расписке(*11).

Может возникнуть ситуация, когда у фирмы образовалась недоимка в силу того, что операции на счетах приостановлены по решению налоговой инспекции или суда. При этом не все плательщики знают, что пени на сумму этой недоимки не начисляются(*12).

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 года N 21-П справедливо указано, что в абзаце 4 пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса законодатель создал конкуренцию конституционных обязанностей по выплате зарплаты и уплате налогов; это, в свою очередь, не исключало произвольное определение очередности указанных выплат. После признания данной нормы неконституционной рядом федеральных законов было установлено, что при недостаточности средств налогоплательщика после списания платежей первой и второй очередей выплаты заработной платы и уплата налогов производятся в порядке календарной очередности. Все это нашло отражение в письме Минфина России от 1 февраля 2007 года N 03-02-07/1-2, но в самом его конце сделан неожиданный вывод. Исходя из него, Минфин России предлагает при приостановлении операций по счетам в банке осуществлять только платежи первой и второй очередей. Надо полагать, что в третью очередь должно быть обеспечено взыскание налогов и сборов. Таким образом, письмо Минфина России (подзаконный нормативный акт) противоречит федеральным законам, поэтому не имеет юридической силы и не подлежит применению.

 

В порядке очереди

Необходимо помнить, что Гражданским кодексом предусмотрена определенная очередность списания денежных средств со счетов. Напомним суть этой нормы(*13). Итак, прежде всего будут списаны средства по исполнительным документам для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов. Во вторую очередь происходит списание средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

Затем должны быть оплачены документы, предусматривающие перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в ПФР, фонды соцстраха и обязательного медицинского страхования. И только потом могут списываться деньги на платежи в бюджет и внебюджетные фонды (не предусмотренные в третьей очереди). Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 декабря 1997 года N 21-П вышеназванные положения абзаца 4 пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса признаны не соответствующими статье 19 (часть 1) Конституции РФ. Поэтому в настоящее время уплата платежей в бюджет и перечисление средств на оплату труда должны производиться в порядке календарной очередности поступления необходимых для этого документов. Из этого следует, что если налоговики направили в банк плательщика инкассовое поручение уже после того, как фирма положила платежку на перечисление заработной платы, то контролерам придется подождать. Тем не менее в том же письме финансистов(*14), где нашли свое отражение вышеуказанные нормы, последний абзац звучит так: "...таким образом, в случае приостановления операций по счету налогоплательщика-организации банк не вправе осуществлять все расходные операции по данному счету, за исключением платежей, осуществляемых в соответствии с пунктом 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации в первую и вторую очередь". Как видим, этим выводом Минфин России противоречит сам себе.

В продолжение темы очередности платежей недавно Минфин России дал разъяснение о том, что страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не обладают характером налога или сбора. Этот вывод обоснован тем, что правоотношения в системе ОСС регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". При этом исполнение страхователем обязанности по уплате взносов, взыскание недоимки и пеней регламентируются статьей 22.1 указанного закона. Таким образом, банк не имеет права исполнять расчетные документы плательщика на списание страховых взносов, если операции на расчетном счете фирмы приостановлены решением инспекции(*15).

О возможных вариантах расчетов с заблокированного счета речь шла в июльском номере нашего журнала (см. "Актуальную бухгалтерию" N 7, 2008, стр. 69).

А что дальше?

Но даже после того, как банк спишет со счетов фирмы указанные в решении налоговиков суммы или организация с опозданием представит налоговую декларацию, проблемы плательщиков могут не закончиться. Все дело в том, что вернуться к обычному режиму работы, связанному с операциями по счетам, можно только после того, как банк получит от налоговиков решение об отмене приостановления операций по счету(*16). При этом получение решения о разблокировке счета может затянуться, так как согласно налоговому законодательству его нужно вручить представителю банка под расписку или направить в электронном виде. Организация, которая фактически является самой заинтересованной стороной в этой ситуации, может получить оригинал такого решения на руки только при наличии соответствующей доверенности от банка(*17).

 

Автор статьи:
Т.Н. Телушкина,
эксперт журнала

 

Экспертиза статьи:
М.А. Золотых,
служба Правового
консалтинга ГАРАНТ,
юрисконсульт

 


*1) письмо Минфина России от 26.02.2008 N 03-02-07/1-74

*2) п. 2 ст. 76 НК РФ

*3) порядок, утв. приказом ФНС России от 03.11.2004 N САЭ-3-24/21@

*4) п. 4 ст. 76 НК РФ

*5) п. 5 ст. 46 НК РФ

*6) письмо Минфина России от 28.03.2007 N 03-02-07/1-140

*7) Пост. ФАС УО от 14.11.2005 N Ф09-5045/05-С7, от 18.12.2006 N Ф09-11122/06-С7

*8) письмо Минфина России от 12.05.2006 N 03-02-07/1-121

*9) п. 5 ст. 76 НК РФ

*10) письмо Минфина России от 12.07.2007 N 03-02-07/1-325

*11) п. 2 порядка, утв. приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@

*12) п. 3 ст. 75 НК РФ

*13) п. 2 ст. 855 ГК РФ

*14) письмо Минфина России от 01.02.2007 N 03-02-07/1-29

*15) письмо Минфина России от 23.07.2008 N03-02-07/1-307

*16) п. 7 ст. 76 НК РФ

*17) письмо Минфина России от 16.01.2008 N 03-02-07/1-16


Журнал "Актуальная бухгалтерия" N 10/2008, Т.Н. Телушкина, эксперт журнала

Читать ГАРАНТ.РУ в и