Как передать объект

Проблемы и разногласия с Росимуществом – дело частое. Вот и к нам в редакцию поступают письма с просьбой ответить на вопросы такого рода: может ли учреждение передавать объекты другой организации и на каком основании. Ответить нам помогут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Суховерхова А. Н., Пименов В. В.

Приведем несколько строк из одного такого письма: "Может ли федеральное учреждение, подведомственно ФМБА России (главный распорядитель бюджетных средств), передать списанный автомобиль организации (муниципальной или федеральной), подведомственной другому ГРБС, если имеются акт списания, приказ о назначении руководителя передающей организации, согласие вышестоящей организации, согласие принимающей стороны и согласие ее вышестоящей организации, копии учредительных документов принимающей стороны, инвентарная карточка учета основного средства, копия ПТС, а разрешение на списание автомобиля от территориального органа Росимущества не получено?".

Ответ будет таким. Если принято решение о передаче объектов нефинансовых активов, их не следует списывать с баланса. Списание следует производить в связи с передачей другому учреждению. При этом учреждение должно располагать разрешением органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом, или его письменным заключением об отсутствии необходимости в получении такого разрешения.

Дело в том, чтоучреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества (ст. 298 ГК РФ). Следовательно, учреждения имеют право осуществлять какие-либо действия с имуществом только на основании решения органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом. При этом в рассматриваемой ситуации собственником имущества является Российская Федерация.

В отношении имущества федеральных государственных учреждений полномочия собственника определяет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (п. 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432).

Однако Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения его функций, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным ФМБА России (п. 5.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 206).

Следует учитывать, что полномочия по закреплению (изъятию) и списанию какого-либо имущества федеральных государственных учреждений федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ за ФМБА России не закреплялись. Таким образом, данные функции в рассматриваемой ситуации возложены исключительно на Росимущество России. В то же время оно принимает решение по закреплению (изъятию) и списанию имущества при наличии письменного согласия организации-балансодержателя и федерального органа власти, в ведении которого она находится. Данная позиция подтверждается также и судебной практикой (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 октября 2007 г. по делу № А33-19553/2006-Ф02-7579/2007).

Таким образом, органом, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом, является Росимущество. Кроме того, на него и его территориальные органы возложены функции по учету федерального имущества и ведению реестра федерального имущества (п. 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447). В то же время ведение реестра федерального имущества является только одной из функций Росимущества, а его полномочия по представлению интересов собственника, определяемые гражданским законодательством, не прекращаются в зависимости от каких-либо параметров имущества (в том числе стоимостных), его состояния и отражения в учете.

Отметим, что действующие в настоящее время нормативные документы прямо не дают ответ на вопрос о том, следует ли согласовывать с Росимуществом только операции с теми объектами, которые зарегистрированы в Реестре федерального имущества, или же согласованию будут подлежать все операции по отчуждению материальных средств. В этой ситуации следует исходить, прежде всего, из положений гражданского законодательства, в соответствии с которым учреждение в любом случае не наделено правом собственности на данный объект.

Таким образом, во избежание разногласий с контролирующими органами, для передачи ранее списанного основного средства учреждению, подведомственному иному главному распорядителю бюджетных средств, организация должна располагать разрешением уполномоченного органа или его письменным заключением об отсутствии необходимости в получении такого разрешения.

Списание объекта

Порядок отражения в бюджетному учете операций по списанию основных средств устанавливает Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее – Инструкция № 148н), а также ведомственные приказы и инструкции. Как правило, ведомственные нормативные акты в зависимости от стоимости основного средства наделяют правами на его списание руководителей различного уровня.

Заметим, истечение нормативного срока полезного использования основных средств, не является основанием для списания, если они по своему техническому состоянию или после ремонта могут быть использованы для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению. Основанием для получения разрешения на списание объекта основных средств прежде всего может служить техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации, правилам государственных органов, осуществляющих надзорные функции, а также нецелесообразность их дальнейшего использования.

Списание основных средств производится на основании заключения специальной комиссии, назначенной приказом руководителя. Порядок ее работы также может быть прописан в учетной политике или в отдельном приказе руководителя.

В ходе работы комиссия оформляет Акты о списании основных средств (п. 22 Инструкции № 148н). Для обоснования принятия решения о списании основных средств к актам о списании могут, например, прилагаться следующие документы:

  • копии инвентарных карточек учета основных средств;
  • отчеты об оценке рыночной стоимости имущества;
  • заключения о техническом состоянии, выданные организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
  • копии технических паспортов;
  • выписки из реестров имущества (федерального, субъекта РФ, муниципального);
  • копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба (при списании основного средства вследствие аварии);
  • справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия (при списании основных средств, пришедших в негодность в результате стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации);
  • документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов государства и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).

При отсутствии возражений со стороны главного распорядителя бюджетных средств акт о списании основного средства с прилагаемыми документами, обосновывающими списание, представляются для согласования в орган по управлению имуществом (конкретный перечень представляемых документов определяется соответствующим административным регламентом Росимущества).

Разборка, демонтаж, передача другому учреждению транспортного средства до утверждения акта и согласования списания (передачи) основного средства не допустимы.

После утверждения Актов о списании основных средств комиссия учреждения проводит следующие мероприятия:

  • снимает списываемую единицу основных средств с учета в государственных надзорных органах;
  • контролирует проведение разборки и демонтажа объекта;
  • осуществляет контроль за изъятием из списываемых основных средств пригодных к использованию материальных ценностей (в том числе драгоценных металлов и камней, цветных металлов), определяет их количество и вес;
  • контролирует сдачу на склад материальных ценностей, полученных в результате разборки (демонтажа) основного средства и пригодных к дальнейшему использованию.

Таким образом, при списании с баланса объекта основного средства в распоряжении бюджетного учреждения остаются материальные ценности, которые также являются федеральным имуществом и подлежащим соответствующему учету.

Бюджетный учет

Списанные с баланса основные средства до передачи, согласно распоряжению уполномоченного органа, могут учитываться на соответствующем забалансовом счете, введенном для обеспечения управленческого учета (п. 263 Инструкции № 148н). Передачу данных объектов целесообразно оформить Актом о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001).

Если же из документов, представленных в бухгалтерию, следует, что основные средства не списываются с учета как пришедшие в негодность, а подлежат списанию с баланса в связи с последующей передачей, то в учете должны быть оформлены бухгалтерские записи, отражающие безвозмездную передачу объектов основных средств в соответствии с положениями пункта 22 Инструкции № 148н. В этом случае передачу нефинансовых активов осуществляют по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (п. 13 Инструкции № 148н). При этом делают такие записи:

Дебет 0 401 01 241

"Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"

Кредит 0 101 00 000*

"Основные средства"

– отражена безвозмездная передача объектов основных средств (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям). 

Также необходимо будет сделать такие записи:

Дебет 0 104 00 000

[1]

"Амортизация"

Кредит 0 401 01 241

"Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям"

– отражено списание амортизации. 

При фактическом выбытии имущества (списании) его необходимо исключить из реестра федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 г. "О совершенствовании учета федерального имущества". Документы представляются в Росимущество Росси в соответствии с порядком, установленным органом исполнительной власти.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова А. Н., Пименов В. В.

Статья опубликована в журнале
"Бюджетный учет" № 12 декабрь 2009 года.

 


 [1] В 23-26 разрядах номера счета указывают соответствующие коды аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления.

Читать ГАРАНТ.РУ в и