Изменения в регулировании деятельности ООО

1 июля 2009 г. вступил в силу Федеральный закон N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30 декабря 2008 г. Этот Федеральный закон был призван ликвидировать ряд проблем, выявившихся за время применения положений части первой ГК РФ об обществах с ограниченной ответственностью и Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО). Кроме того, он внес ряд уточняющих положений и нововведений.

Так, в качестве меры, направленной на защиту прав кредиторов, установлен запрет на выход участников общества из ООО, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выход единственного участника общества из ООО. В целях защиты остающихся участников общества ограничено право участника на выход из ООО. Теперь это допускается, только если такая возможность предусмотрена в уставе.

Законодатель исключил учредительный договор из числа учредительных документов ООО, тем самым позволив вносить все изменения в устав общества большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом. Раньше же положения устава, дублирующиеся в учредительном договоре, можно было изменить только единогласно, поскольку учредительный договор, являясь многосторонней сделкой, требует для своего изменения волеизъявления всех лиц, являющихся его сторонами.

Исключение требования об отражении в уставе ООО сведений о размере и номинальной стоимости доли участника общества позволит не вносить каждый раз при изменении состава участников, размера принадлежащих им долей изменения в устав общества. Зато сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования, будут теперь содержаться в ЕГРЮЛ. Направление заявления о внесении в ЕГРЮЛ сведений, изменившихся в результате отчуждения доли или части доли в уставном капитале, теперь возложено на нотариусов, удостоверению которыми теперь в обязательном порядке подлежат сделки, направленные на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества (за рядом исключений, установленных самим Законом).

Несоблюдение нотариальной формы повлечет недействительность сделки. И именно с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале общества, доля или часть доли в уставном капитале общества будет теперь переходить к ее приобретателю, в случаях же, не требующих нотариального удостоверения, - с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.

Отмечу, что ст. 21 Закона об ООО, регулирующая переход доли или части доли участника общества в уставном капитале ООО, была значительно расширена, в ней не только появились требования к нотариальному удостоверению сделок, но, в частности, более детально стал регулироваться вопрос о реализации участниками общества преимущественного права на приобретение отчуждаемой иным участником доли (части доли) в уставном капитале ООО. Одним из нововведений в этой сфере стала возможность предусмотреть в уставе ООО заранее определенную цену, по которой участники ООО могут реализовать свое преимущественное право покупки доли или части доли, отчуждаемой иным участником общества.

Общества с ограниченной ответственностью получили возможность также реорганизоваться в хозяйственные товарищества. Раньше они могли быть реорганизованы только в акционерное общество или производственный кооператив.

Законодателем также внесены изменения, уточняющие процедуру оплату уставного капитала общества при его увеличении, уточнены и ряд норм, регулирующих совершение крупных сделок и сделок с заинтересованностью.

В связи с внесенными изменениями на ООО, созданные до 1 июля 2009 г., пунктом 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") была возложена обязанность по приведению своих уставов в соответствие с изменившимися редакциями части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона об ООО не позднее 1 января 2010 г.

Таким образом, с учетом того, что в силу п. 4 ст. 12 Закона об ООО изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, все ООО, созданные до 1 июля 2009 г., должны будут обратиться за государственной регистрацией изменений, внесенных в свои уставы.

Хотелось бы подчеркнуть, что сами общества никакой перерегистрации, как почему-то многие говорят в последнее время, не подлежат. Государственной регистрации подлежат исключительно изменения, внесенные в устав. Поэтому при подаче документов на государственную регистрацию следует руководствоваться положениями Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующими именно эту процедуру.

Отмечу, что Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" был также изменен с учетом поменявшегося законодательства об обществах с ограниченной ответственностью. Однако эти изменения затронули порядок внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале ООО. Каких-либо новшеств, имеющих значение для государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, в закон не внесено. Поэтому общества, которые ранее подавали документы на государственную регистрацию, не должны испытать каких-либо затруднений при регистрации. Как и прежде, необходимо подать заявление о государственной регистрации по форме Р13001, утвержденной постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439, решение о внесении изменений в устав, сами изменения и документ об уплате государственной пошлины.

Напомню, что заявителем может быть руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица. Подлинность его подписи на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Подписание неуполномоченным лицом заявления теперь прямо указано в качестве основания для отказа в государственной регистрации (пп. "д" п. 1 ст. 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 312-ФЗ, установив обязанность ООО привести свой устав в соответствие с изменившимися законодательными актами до 1 января 2010 года, не предусмотрел каких-либо последствий невыполнения такого требования. В связи с этим возник вопрос, повлечет ли невыполнение указанного требования какие-либо негативные последствия?

Пункт 2 ст. 61 ГК РФ предусматривает возможность ликвидации юридического лица по решению суда в случае осуществления деятельности этим лицом с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Полагаю, что по этому основанию могут быть ликвидированы те общества, которые не приведут свои уставы в соответствие с новой редакцией Гражданского кодекса РФ и Закона об ООО. Но в то же время, по моему мнению, реально по этому основанию могут быть ликвидированы те общества, которые фактически не стремятся внести необходимые изменения в свои уставы. Те же организации, которые не внесли изменения до 1 января 2010 года, но привели их в соответствие к моменту судебного разбирательства, я думаю, вряд ли могут быть ликвидированы (см. постановление ФАС Волго-Вятского округа от 7 июня 2007 г. N А79-5689/2006).

Однако, вероятно, обществам, которые хотят нормально работать, вряд ли стоит усложнять себе жизнь излишними судебными разбирательствами, поэтому будет разумнее внести изменения в установленный законом срок, тем более что рано или поздно это придется делать. В заключение хотелось бы отметить, что Федеральным законом от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены еще несколько изменений в Закон об ООО, некоторые из которых вступили в силу 22 июля 2009 г, в частности, была изменена ст. 21 Закона об ООО, регулирующая переход доли или части доли участника общества в уставном капитале общества. Поэтому при внесении изменений в устав обществам целесообразно учесть и эти изменения.

Часть же изменений вступит в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 205-ФЗ (текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 22 июля 2009 г. N 133). Это изменения касаются порядка обжалования решений органов управления обществом, крупных сделок и сделок с заинтересованностью, совершенных с нарушением требований закона, порядка опубликования сведений о реорганизации общества. На мой взгляд, они носят скорее организационный характер, поэтому я полагаю, что у ООО нет необходимости откладывать внесение изменений в устав общества до вступления в силу этих изменений.

Подробнее об изменениях в правовом статусе ООО