Новости и аналитика Новости Цели и задачи Минфина России: что ждет госучреждения уже в 2023 году?
Выбор редакции

Цели и задачи Минфина России: что ждет госучреждения уже в 2023 году?

Цели и задачи Минфина России: что ждет госучреждения уже в 2023 году?
© AndrewLozovyi / Фотобанк Фотодженика

Одна из основных целей – справедливое распределение национального дохода через повышение эффективности управления бюджетными расходами. Достижение этой цели предполагает как повышение стратегической эффективности бюджетных расходов, так и обеспечение их операционной эффективности. Что это означает?

Для повышения стратегической эффективности предполагается дальнейшее усовершенствование нормативно-правовой базы, в частности, установление единой методики оценки эффективности госпрограмм, а также координация федеральных и региональных госпрограмм. При этом у субъектов РФ должно появиться больше самостоятельности в выборе инструментов для достижения поставленных целей.

А вот бюджетным и автономным учреждениям нужно быть готовыми к тому, что пристальное внимание к их финансово-хозяйственной деятельности со стороны органов-учредителей не ослабнет, а только усилится, поскольку одним из инструментов повышения операционной эффективности бюджетных расходов, помимо обзора таких расходов, выбраны централизация полномочий ведения бухучета и формирования отчетности, а также распространение бюджетного мониторинга на участников системы казначейских платежей.

Бюджетный мониторинг направлен на своевременное предупреждение и предотвращение финансовых нарушений участников системы казначейских платежей. Сейчас он проводится Федеральным казначейством исключительно в отношении участников казначейского сопровождения. Возможно, в ближайшее время правила бюджетного мониторинга изменятся, и в "поле зрения" Казначейства России попадут и остальные участники системы казначейских платежей.

А вот что касается централизации бухгалтерского учета, то она внедряется на протяжении последних лет и передача полномочий по ведению учета специально создаваемым ЦБ – не единственное ее проявление. Дело в том, что первостепенное значение в целях повышения эффективности бюджетных расходов имеет функциональная централизация учетных данных. Первый ее этап – это переход на формирование электронных документов в целях ведения бухгалтерского учета. Еще в 2021 году, специалисты Минфина указали на то, что переход на ЭДО осуществляется в рамках реализации ведомственного проекта "Электронный СМАРТ–контроль (контроллинг) и учет государственных финансов для управленческих решений". Задачами данного проекта в том числе являются:

  • создание к 2027 году единой электронной системы формирования данных (далее – СФАД) учета и отчетности государственных финансов бюджетов бюджетной системы РФ;
  • создание к 2027 году единой электронной СФАД-среды автоматизированного контроллинга, анализа и учета государственных финансов для государственных (муниципальных) органов и организаций бюджетной сферы в целях повышения эффективности и качества управленческих решений.

Соответственно, если сейчас ваше учреждение не в полной мере готово к переходу на формирование электронных документов из-за отсутствия технической возможности, такой переход все равно неизбежен и не стоит его откладывать в "долгий ящик". Оформление первичных учетных документов на бумажном носителе, пусть и по формам, предусмотренным Приказом № 61н, в ближайшее время не избавит вас от претензий. И в первую очередь со стороны органа-учредителя, который при принятии решения о предоставлении подведомственному учреждению субсидий должен будет ориентироваться на данные, аккумулированные в информационных системах (Публичная декларация целей и задач Минфина России на 2023 год, утв. 17 апреля 2023 г.).

Документы по теме:

Бюджетный кодекс Российской Федерации

Читайте также:

С 5 мая 2023 года утрачивают силу перечни КБК, применявшиеся в 2022 году

С 5 мая 2023 года утрачивают силу перечни КБК, применявшиеся в 2022 году

Напомним: при составлении и исполнении бюджетов всех уровней на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов применяются перечни КБК, утвержденные приказом Минфина России от 17 мая 2022 г. № 75н.

Внесены изменения в КБК на 2023 год

Внесены изменения в КБК на 2023 год

В частности, закрепляются особенности отражения расходов госорганизаций ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей.

А вы утвердили регламент работы с дебиторской задолженностью?

А вы утвердили регламент работы с дебиторской задолженностью?

Несмотря на то что предельный срок для этого уже истек, Минфин России настоятельно рекомендует дополнить порядки осуществления полномочий администраторов доходов, утвержденные на уровне каждого публично-правового образования в соответствии с нормами Бюджетного кодекса РФ, требованием о наличии соответствующих регламентов.

Инвентаризация: зачем нужна и почему так важна?

Инвентаризация: зачем нужна и почему так важна?

Напомним, случаи обязательного проведения инвентаризации определены п. 81 Стандарта "Концептуальные основы ..." и, что примечательно, среди них инвентаризация в целях подтверждения достоверности показателей бухгалтерской  / бюджетной отчетности прямо не упоминается.