Новости и аналитика Новости Финансовый контроль – 2020: возвращаясь к вопросу о "коронавирусном" моратории на проверки

Финансовый контроль – 2020: возвращаясь к вопросу о "коронавирусном" моратории на проверки

Финансовый контроль – 2020: возвращаясь к вопросу о "коронавирусном" моратории на проверки
bakhtiarzein/ Depositphotos.com

В связи с пандемией коронавируса Правительство РФ Постановлением № 438 установило запрет, а в ряде случаев – ограничение для проверок юридических лиц и ИП с 1 апреля до конца текущего года. Распространяется ли введенный мораторий на деятельность органов внешнего и внутреннего финансового контроля. Однако этот вопрос до конца так и не был урегулирован, поэтому возвращаемся к нему снова...

В своих нынешних разъяснениях Минфин России подчеркивает (письмо Минфина России от 25 июня 2020 г. № 02-09-06/54822), что Постановление № 438 не предусматривает исключений для контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, осуществляемого органами государственного/ муниципального финансового контроля – ограничение касается всех. То есть из положений Постановления № 438 и письма Минфина России явственно следует запрет на осуществление государственного и муниципального финконтроля, проводимого в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Тем временем Минфин подготовил проект изменений в Постановление № 438 с предложением исключить ограничение на осуществление контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере в отношении юридических лиц – участников бюджетного процесса, а также государственных/ муниципальных бюджетных, автономных учреждений. С точки зрения ведомства, проведение проверок необходимо для обеспечения эффективного и правомерного расходования бюджетных средств в сложившихся условиях.

Однако из разъяснений неясно, распространяется ли проверочный мораторий на проверки органов ведомственного финансового контроля, внутреннего финаудита, а также на мероприятия внутреннего финконтроля, осуществляемые учреждениями в отношении себя.


Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться


Терминологический анализ нормативных правовых актов, регулирующих указанные виды контроля и аудита, показывает следующее:

Мероприятие

Чем регулируется

Запрет на проведение контрольных мероприятий

Обоснование

Ведомственный контроль – контроль ГРБС, учредителя

п. 5.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ; ч. 3.23 ст. 2 Закона № 174-ФЗ

Нет запрета

Как и внутренний государственный/ муниципальный контроль, осуществляется органами исполнительной власти (органами местных администраций), однако, во-первых, эти органы являются НЕ органами финансового контроля, а органами-учредителями учреждений, и, во-вторых, ведомственный контроль осуществляется лишь в отношении учреждений подведомственных конкретному органу-учредителю

Ведомственный контроль в сфере закупок

ст. 100 Закона № 44-ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 10 февраля 014 № 89

Нет запрета

Данный вид проверок хотя и осуществляется государственными и муниципальными органами в сфере контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок, однако не является государственным (муниципальным) контролем, поскольку осуществляется в отношении лишь подведомственных заказчиков

Внутренний финансовый аудит

ст. 160.2-1 БК РФ, Федеральные стандарты внутреннего финаудита

Нет запрета

Не является контролем или надзором. Это деятельность по формированию информации о результатах оценки исполнения бюджетных полномочий ГРБС, ПБС, заключения о достоверности бюджетной отчетности, предложений о повышении качества финансового менеджмента, заключения о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента

Внутренний контроль в организациях бюджетной сферы

ч. 1 ст. 19 Закона № 402-ФЗ

Нет запрета

Данный вид контроля не является государственным и осуществляется учреждениями самостоятельно: совершаются факты хозяйственной жизни – обязательно осуществление их контроля

Внутренний контроль в организациях в сфере закупок

ст. 101 Закона № 44-ФЗ

Нет запрета

Данный вид контроля не является государственным, осуществляется самим заказчиком в отношении исполнения контрагентом заключенного контракта: заключен контракт – заказчик обязан осуществлять контроль

 

Как видим, на все указанные виды контроля и аудита введенный мораторий не распространяется, а значит, все проверки и внутренние контрольные процедуры должны безусловно выполняться.

Документы по теме:

Читайте также:

Внесены поправки в коды бюджетной классификации

Внесены поправки в коды бюджетной классификации

Изменения внесены как в доходную, так и в расходную часть.

Федеральные автономные и бюджетные учреждения медицины, образования и науки получат субсидии в рамках господдержки

Федеральные автономные и бюджетные учреждения медицины, образования и науки получат субсидии в рамках господдержки

Предоставленные субсидии должны быть направлены на оплату труда, уплату налогов и сборов, страховых взносов, оплату коммунальных услуг и другие расходы.