Новости и аналитика Аналитические статьи Как получить право на осуществление третейского разбирательства?

Как получить право на осуществление третейского разбирательства?

Как получить право на осуществление третейского разбирательства?1 сентября начнется финальная стадия реформы института третейского разбирательства – вступают в силу Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации" (далее – закон об арбитраже), заменяющий действующий пока Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации", и внесенные в ряд законодательных актов в связи с его принятием поправки (Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 409-ФЗ). По новым правилам третейское разбирательство будут осуществлять арбитражные учреждения, созданные при НКО, причем только при условии предоставления соответствующим организациям Правительством РФ права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения.

Недавно были приняты и необходимые для реализации закона об арбитраже подзаконные акты: 

  • Положение о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства (утв. приказом Минюста России от 13 июля 2016 г. № 165; далее – Положение о Совете); вступает в силу с 1 сентября. Напомним, на основании рекомендации этого Совета правительство будет принимать решение о предоставлении или непредоставлении НКО права на создание арбитражного учреждения (ч. 4 ст. 44 закона об арбитраже);
  • Правила предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (утв. постановлением Правительства РФ от 25 июня 2016 г. № 577); вступают в силу 1 ноября текущего года.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

О том, каким требованиям должны соответствовать НКО и создаваемые при них арбитражные учреждения для получения права на администрирования арбитража, читайте в материале: "Новая форма третейских судов".

Рассмотрим, каким будет состав Совета, который фактически будет решать вопрос о возможности создания арбитражного учреждения при конкретном НКО, и какова процедура принятия такого решения.

 

Совет по совершенствованию третейского разбирательства

Согласно Положению о Совете список лиц, которым предлагается войти в его состав, определяется Минюстом России – именно при этом министерстве будет создан Совет – на основании консультаций с представителями органов власти, общероссийских объединений предпринимателей, торгово-промышленных палат, юридического, научного и предпринимательского сообщества. 

С судебной практикой по делам
об отмене решений третейских судов государственными судами можно ознакомиться в интернет-версии
системы ГАРАНТ
. Получите
бесплатный доступ на 3 дня!
Получить доступ

В результате в состав Совета, в котором может быть от 20 до 40 человек, войдут лица, замещающие государственные должности, и госслужащие – они могут составлять до 1/3 всего состава – и по два представителя от общероссийских объединений предпринимателей и торгово-промышленных палат (всего четыре человека). Остальные места займут юристы, ученые и предприниматели, но не любые – как минимум половина из них должны иметь ученые степени по юридическим наукам (п. 13 Положения о Совете). Каждые три года состав Совета должен будет обновляться не менее чем на треть. 

Не смогут стать членами Совета учредители (участники), работники и лица, входящие в органы управления тех коммерческих организаций, при которых на момент вступления в силу закона об арбитраже существовали постоянно действующие третейские суды, а также уполномоченные лица постоянно действующих арбитражных учреждений (абз. 2-5 п. 12 Положения о Совете). 

Стоит отметить, что мнение Совета будет играть решающую роль при принятии решения как о возможности создания арбитражного учреждения при конкретном НКО, так и о необходимости прекращении его деятельности. Согласно закону в случае совершения арбитражным учреждением неоднократных грубых нарушений законодательства, повлекших значительный ущерб правам и законным интересам сторон арбитража и иных лиц, Минюст России вправе выдать соответствующей НКО предписание о принятии ею решения о прекращении деятельности арбитражного учреждения (ч. 3 ст. 48 закона об арбитраже). Необходимо ли вынесение такого предписания, министерство будет решать, основываясь на данной Советом рекомендации (подп. 7 п. 5 Положения о Совете). 

Помимо подготовки указанных рекомендаций правительству, Совет будет рассматривать проекты нормативных актов, касающихся третейского разбирательства, участвовать в мониторинге правоприменения в этой сфере, содействовать Минюсту России в рассмотрении обращений НКО, при которых созданы арбитражные учреждения, и самих арбитражных учреждений и т. д. (п. 5 Положения о Совете).

 

Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения: порядок и сроки предоставления

НКО, планирующему создать постоянно действующее арбитражное учреждение, необходимо будет направить в Минюст России, помимо заявления о предоставлении соответствующего права, целый ряд документов (полный перечень содержится в приказе Минюста России от 13 июля 2016 г. № 165). В частности: свежую – полученную не ранее пяти рабочих дней до подачи заявления – выписку из ЕГРЮЛ, решение уполномоченного органа НКО о создании при организации постоянно действующего арбитражного учреждения и утвержденные правила этого учреждения. К слову, впоследствии правила постоянно действующего арбитражного учреждения нужно будет задепонировать в Минюсте России – это обязательное условие допуска к администрированию споров (ч. 14 ст. 44 закона об арбитраже). Порядок их депонирования уже утвержден и вступает в силу тоже с 1 сентября текущего года (Положение о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения). 

Также в министерство направляется рекомендованный список арбитров, письменные согласия граждан на включение в этот список, биографические справки со сведениями об их образовании и профессиональной деятельности, а также документы, подтверждающие наличие у соответствующего числа лиц ученой степени и необходимого опыта разрешения гражданско-правовых споров (то есть соблюдение требований ч. 3 ст. 47 закона об арбитраже). 

Кроме того, должна быть представлена информация, позволяющая оценить репутацию НКО (требование о надлежащей репутации закреплено в п. 4 ч. 8 ст. 44 закона об арбитраже). Уточняется, что речь идет о документах, содержащих сведения об учредителях или участниках НКО, финансовых, экономических и иных показателях деятельности организации, реализуемых ею проектах и проведенных мероприятиях, оказываемой государственной поддержке. 

В случае, если НКО, при которой до 1 сентября текущего года был создан третейский суд, обращается с заявлением о создании учреждения-правопреемника, она должна представить, помимо прочих документов, сведения о количестве рассмотренных учреждением-правопредшественником дел и числе вынесенных им решений, которые суд отметил или отказал по ним в выдаче исполнительного листа.

Иностранные арбитражные учреждения, которые хотят осуществлять третейское разбирательство в России, должны будут представить заявление, справку с описанием своей истории и деятельности, выписку из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны или иной официальный документ, подтверждающий юридический статус учреждения или организации, при которой оно создано, правила арбитража корпоративных споров (если организация планирует осуществлять арбитраж корпоративных споров). Документы подаются либо на государственном языке соответствующей страны с заверенным надлежащим образом переводом на русский, либо на русском языке.

В течение 10 рабочих дней с момента получения документов Совет должен будет провести их первичную проверку (п. 32 Положения о Совете). Если он установит, что документы представлены не в полном объеме или неправильно оформлены, рассмотрение приостанавливается на 25 рабочих дней. Неустранение заявителем в указанный срок оснований для приостановления влечет за собой отказ в дальнейшем рассмотрении документов. Также основанием для отказа в рассмотрении документов и их возврата заявителю является выявление в представленных документах недостоверных сведений. 

Если же оснований для отказа в рассмотрении или приостановления рассмотрения документов нет, Совет в течение трех месяцев с момента их получения рассматривает документы и проводит заседание, на котором решается вопрос о том, соответствует ли заявитель и создаваемое при нем арбитражное учреждение требованиям закона об арбитраже (п. 31 Положения о Совете). Для уточнения содержащихся в документах сведений на заседание может быть приглашен представитель НКО. 

В течение 10 рабочих дней с даты проведения заседания готовится основанная на его результатах рекомендация Правительству РФ о предоставлении или об отказе в предоставлении заявителю права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения (п. 30 Положения о Совете). 

Не позднее чем через 15 рабочих дней с момента принятия указанной рекомендации Минюст России должен будет подготовить проект соответствующего распоряжения правительства (п. 3 Правил предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения; далее – Правила). Вместе с протоколом заседания Совета и вынесенной им рекомендацией, представленными НКО документами и пояснительной запиской, в которой обосновывается принятое решение о предоставлении права или об отказе в его предоставлении, проект распоряжения направляется непосредственно в кабинет министров. Принятие соответствующего распоряжения правительства происходит по стандартным правилам (постановление Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260). 

Таким образом, роль кабинета министров фактически сводится к формальному утверждению подготовленного Минюстом России документа. Однако по решению заместителя Председателя Правительства РФ проект распоряжения и весь пакет документов может быть возвращен для повторного рассмотрения Советом (п. 8 Правил). Оно проходит по тем же правилам, что и первичное рассмотрение документов, но уже в двухмесячный срок.

 

***

Можно предположить, что в этом году вряд ли начнет действовать множество новых арбитражных учреждений, поскольку предоставлять им право на администрирование арбитража Правительство РФ будет только с 1 ноября, а на рассмотрение конкретного обращения НКО дается до трех месяцев. Так что пока третейское разбирательство будут осуществлять действующее третейские суды. Однако необходимо помнить, что и они должны будут получить правительственное разрешение на осуществление третейского разбирательства – в срок до 1 ноября 2017 года (ч. 13 ст. 52 закона об арбитраже).

Документы по теме:

Читайте также:

Решение аффилированного третейского суда: исполнять или оспаривать?

Решение аффилированного третейского суда: исполнять или оспаривать?
Президиум ВС РФ пояснил, почему он не согласился с ВАС РФ по вопросу о выдаче исполнительного листа на решение третейского суда, финансируемого одной из сторон спора.