Новости и аналитика Аналитические статьи Отдых без "приключений", или Как изменения в законодательстве помогут снизить риски для туристов в новом году

Отдых без "приключений", или Как изменения в законодательстве помогут снизить риски для туристов в новом году

Отдых без "приключений", или Как изменения в законодательстве помогут снизить риски для туристов в новом годуЗарубежный отдых клиентов многих туристических компаний в 2014-2015 годах оказался безвозвратно испорченным или вовсе не состоялся в связи с чередой неприятных для туристической отрасли событий, произошедших в тот период. Так, из-за резкого роста курса иностранных валют во второй половине 2014 года, прокатилась волна банкротств российских туроператоров, в том числе разорились или приостановили деятельность и некоторые крупные игроки рынка. Тогда, по данным Ростуризма, из заграничной поездки самостоятельно в Россию не смогли вернуться более 40 тыс. человек, и более 150 тыс. граждан не удалось поехать в запланированный и оплаченный отпуск. И в большинстве случаев застрахованной ответственности туроператоров на всех не хватало, отмечают в Минкультуры России – сумма убытков, заявленная российским страховщиками в связи с банкротствами турфирм летом 2014 года, превысила 4 млрд руб.

А в конце 2015 года отечественные туристы внезапно лишились двух самых популярных направлений выездного отдыха – курортов Турции и Египта (Указ Президента РФ от 8 ноября 2015 г. № 553 "Об отдельных мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий", Указ Президента РФ от 28 ноября 2015 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"). И снова тысячи клиентов турфирм, уже оплативших отдых, оказались перед непростым выбором – поменять место проведения отпуска практически перед самым вылетом, причем, нередко, с внушительной доплатой, отложить поездку до момента, когда ограничения на продажи туров в эти страны будут сняты, либо вовсе отказаться от договора с туроператором, понеся при этом ощутимые убытки. Отметим, что к настоящему моменту ограничения на чартерные перевозки и рекомендации по ограничению продаж путевок сняты только в отношении Турецкой Республики (п. 1, подп. "а" п. 2 Указа Президента РФ от 30 июня 2016 г. № 314 "О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 ноября 2015 г. № 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики"), между тем ограничения в туристической сфере в отношении Арабской Республики Египет сохраняются до сих пор.

Все это, а также продолжающиеся в стране уже несколько лет экономические трудности, ожидаемо привело к спаду активности, в первую очередь, выездного туризма и, в том числе, подорвало доверие граждан к туристическим компаниям. К примеру, по данным Ростуризма, в 2015 году, по сравнению с показателями 2014 года, число выездных туристских поездок снизилось на 8,5 млн. А в первом полугодии 2016 года число зарубежных поездок, по сравнению с аналогичным периодом 2015 года, сократилось еще почти на 2 млн.

В начале текущего года Президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" (далее – Закон № 49-ФЗ), который был призван усилить ответственность туроператоров перед своими клиентами и тем самым снизить риски покупателей туристских услуг.

Рассмотрим, за счет каких мер государство рассчитывает стабилизировать туристский рынок.
 

Новые требования к договору о реализации туристского продукта

Начиная с нового года договоры о реализации туристского продукта пополнятся новыми обязательными условиями. В первую очередь эти изменения помогут решить две основные проблемы, с которыми сталкиваются туристы, выехавшие на отдых за рубеж – отсутствие обратных авиабилетов и неоплаченное по вине туристических компаний проживание в отелях.

Несет ли турфирма ответственность за неточности, содержащиеся в гостиничных рекламных проспектах и каталогах? Узнайте из материала "Информация, которая должна быть предоставлена при заключении договора о реализации туристского продукта" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получить полный
доступ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ

Так, компании-туроператоры будут обязаны прописывать в договорах условия выдачи своим клиентам проездных документов до пункта назначения и обратно. При этом в Федеральном законе от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее – закон о туризме) появится обязанность организаторов турпоездок выдавать билеты на руки клиенту не позднее чем за одни сутки до начала путешествия (абз. 8 подп. "б" п. 11 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Отметим, что такая обязанность возложена на туристические компании и сейчас, однако она касается исключительно реализации зарубежных туров (абз. 2 п. 19 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452). Между тем закрепление условий перевозки непосредственно в договоре, вне зависимости от места проведения отдыха, станет серьезной гарантией прав туристов и позволит им эффективнее отстаивать свои интересы в суде, если возникнет такая необходимость.

Также непосредственно в договоре будут прописываться условия выдачи туристу ваучера – документа о бронировании места в гостинице (абз. 9 подп. "б" п. 11 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Неисполнение этого пункта туроператором в срок может послужить основанием для расторжения договора и возмещения понесенных клиентом убытков.

Одновременно в законе о туризме появится оговорка о том, что реализация отдельно услуг по перевозке и услуг по размещению на одно и то же лицо и на один и тот же период, приравнивается к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта (абз. 3 подп. "г" п. 11 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Таким образом некоторые организаторы отдыха лишатся лазейки, позволяющей им ранее продавать де-факто туристские услуги без оформления соответствующего договора.

Помимо прочего расширится и перечень информации, которую туроператоры или турагенты должны обязательно сообщать туристам. Так, турфирма обязана будут рассказать клиенту о возможности добровольно застраховать риски, связанные с совершением путешествия и не покрываемые финансовым обеспечением ответственности туроператора (абз. 2 подп. "г" п. 11 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).

Кроме того, будущие туристы получат возможность при заключении договора с туристической компанией свериться с типовыми формами договоров о реализации туристского продукта. Составлять и утверждать типовые документы будет Ростуризм (подп. "а" п. 11 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
 

Договор с турагентом

Новые существенные условия появятся и в договорах о реализации туристского продукта агентами. К примеру, договор будет считаться незаключенным, если в нем не указана информация о том, что агент является исполнителем по договору и несет полную ответственность в отношении своих обязанностей, если в договоре не предусмотрена его обязанность передать деньги, полученные от клиента, туроператору. Посредники также должны будут отдельно прописывать в договоре свое обязательство уведомить туроператора о заключении договора и согласовать с ним условия будущего путешествия. Кроме того, турагент обязан будет предоставить туристу копию выданной туроператором от своего имени доверенности (абз. 7-10, абз. 12 п. 12 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
 

Электронные путевки

Уже начиная с 2018 года, граждане получат возможность заключать договоры с турфирмами дистанционно, непосредственно на сайте продавцов туристических услуг. При этом возможность заключить договор традиционным образом – на бумаге, сохранится. На основании электронного договора будет формироваться специальный документ – электронная путевка, в которой будут отражены основные данные о туристе и информация о путешествии. Все электронные путевки будут храниться в специально для этого созданной единой информационной системе электронных путевок, порядок создания и функционирования которой определит правительство. Доступ к этой системе получат туроператоры, они же будут выдавать, при необходимости, выписки из нее (абз. 10, абз. 13-14, абз. 16 п. 13 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Как отмечают разработчики закона, в кризисной ситуации такая база данных позволит оперативно получить информацию о путешественниках и оказывать им экстренную помощь.

Нужна электронная подпись?
Удостоверяющий центр ГАРАНТ поможет подобрать и приобрести сертификат электронной подписи и для юридического, и для физического лица.
Подробнее

Между тем для заключения электронного договора туристу необходимо будет направить в адрес туркомпании электронную заявку, поэтому гражданам, желающим заключить договор с турфирмой дистанционно, нужно будет позаботиться о приобретении личной электронной подписи. Электронный договор о реализации туристского продукта, будет считается заключенным с момента оплаты услуг, являющейся одновременно подтверждением согласия клиента с предложенными условиями (абз. 11-12 п. 13 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
 

Новые гарантии для туристов

В 2017 году рядом новых положений дополнятся условия осуществления своей деятельности туроператорами. По словам разработчиков закона введение дополнительных мер обеспечения деятельности туроператоров, в том числе финансовых, позволит усилить защиту интересов потребителей туристских услуг и повысить качество предоставляемых услуг. Рассмотрим, как изменятся требования к туркоипаниям.
 

Фонды персональной ответственности

В частности, вводится требование о наличии у туроператоров в сфере выездного туризма фондов персональной ответственности. Средства этих фондов будут размещаться на отдельных банковских счетах и расходоваться Ассоциацией "Турпомощь" на возмещение ущерба, причиненного туристам, если денежных средств страховщика или гаранта для выплаты страхового возмещения или уплаты денежной суммы по банковской гарантии оказалось недостаточно. Объединение туроператоров в сфере выездного туризма также будет вести учет взносов туроператоров. При этом средства из этих фондов не могут быть израсходованы на иные цели (абз. 6 п. 15, абз. 3, абз. 14 п. 19 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).

Формироваться фонды персональной ответственности будут за счет ежегодного взноса туроператоров в размере одного процента от общей цены проданного туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год. Между тем если туроператор сформирует фонд сразу – внесет не менее 7% общей выручки, поступившей по договорам о выездном туризме за предыдущий год, то в этом случае он будет освобожден от необходимости вносить финансовое обеспечение своей ответственности, а перечисление взносов в фонд прекращается (абз. 5, абз. 7 п. 19 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Напомним, в настоящее время туроператоры обязаны обеспечивать исполнение своих обязанностей перед клиентами путем заключения договоров страхования ответственности, либо приобретая банковскую гарантию (ч. 1 ст. 17.1 закона о туризме).
 

Резервный фонд

На смену действующему сейчас компенсационному фонду, формируемому туроператорами, организующими отдых за рубежом, придет резервный фонд. При этом размеры обязательных взносов в этот фонд будут поставлены в зависимость от количества туристов и общей цены турпродукта туроператора. Отметим, что сейчас компенсационный фонд формируется за счет ежегодных взносов туркомпаний в размере от 100 тыс. руб. до 0,1% от объема годовой выручки от международного туризма (ч. 2 ст. 11.4 закона о туризме). Так, сумма уплачиваемых ежегодных взносов будет варьироваться от 50 тыс. руб. – для операторов, заключивших за год не более 10 тыс. договоров на общую сумму не более 40 млн руб. до 500 тыс. руб. – для туроператоров, у которых показатель количества туристов в сфере выездного туризма за год составляет более чем 500 тыс. туристов (абз. 2-7 подп. "б" п. 17 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
 

Обеспечение ответственности

Одновременно станут более строгими требования к размеру финансового обеспечения ответственности туроператоров. В частности, будет введена новация, согласно которой туроператоры, решившие заняться выездным туризмом, должны иметь финансовое обеспечение ответственности в размере, не менее чем 50 млн руб. При этом минимальный размер финансового обеспечения деятельности операторов в сфере выездного туризма увеличится с нынешних 30 млн до 50 млн руб., вне зависимости от размера годовой выручки (абз. 4-5, абз. 7 п. 22 ст. 1 Закона № 49-ФЗ). Однако для небольших туроператоров, размеры финансового обеспечения ответственности снижены с 30 млн до 10 млн руб (абз. 6 п. 22 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).

В то же время туроператоры получат право относить затраты, связанные с уплатой взносов в фонды и финансовым обеспечением ответственности, на себестоимость туристского продукта (абз. 2 подп. "е" п. 17, абз. 15 п .19, абз. 4 подп. "л" п. 21 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).
 

…и организационно-финансовой дисциплины

Помимо повышения экономических гарантий, авторы Закона № 49-ФЗ озаботились и вопросами организационной дисциплины в туристических компаниях и предусмотрели в связи с этим некоторые ограничения в отношении должностных лиц туроператоров. В частности, начиная с нового года, руководители туроператора, его заместители, главный бухгалтер, и иные должностные лица, на которых возлагаются обязанности ведения бухгалтерского учета, должны будут отвечать определенным требованиям. Так, эти должности не смогут занять лица, которые:

  • имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления;
  • совершили в течение одного года более трех административных правонарушений в сфере туристской деятельности;
  • были дисквалифицированы;
  • ранее исполняли аналогичные функции, в турфирмах, исключенных из реестра в связи с нарушением законодательства о туристической деятельности и т. д. (абз. 5-9 п. 6 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).

Кроме этого в отношении туроператоров будут определены, в частности, требования к их финансовой устойчивости и платежеспособности, а также нормативному соотношению собственных средств и принятых обязательств. Эти требования будут конкретизированы в будущем. Также будет установлена обязанность туроператоров проводить обязательный ежегодный аудит, если они заработали на выездном туризме более 400 млн руб. в прошедшем году (абз. 3-4, абз. 7 п. 23 ст. 1 Закона № 49-ФЗ).

Одновременно будет установлен запрет на осуществление туроператорской деятельности юридическими лицами, не соответствующих требованиям закона о туризме, сведения о которых отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров. Причем за нарушение этого требования турфирмам и их должностным лица будет грозить серьезная ответственности. К примеру, штраф от 50 тыс. до 100 тыс. руб. либо дисквалификация от полугода до одного года будут предусмотрены для руководителей, и штраф от 5 млн до 10 млн руб. – для юрлиц. Соответствующие поправки в КоАП заработают также с 1 января будущего года. (абз. 17 п. 6 ст. 1, абз. 3-4 п. 2 ст. 2 Закона № 49-ФЗ).

Поправки в законодательство о туризме включают и новые основания для исключения сведений о турфирмах из федерального реестра туроператоров. К примеру, лишиться реестровой записи турфирма может в связи с выявлением уполномоченным органам недостоверных сведений о должностных лицах туроператора, нарушением существенных условий договора перевозки, непредставлением годовой бухгалтерской отчетности и т. д. Причем и здесь не обошлось без усиления административной ответственности. Так, за непредставление или представление недостоверных сведений о туроператоре для внесения изменений в реестр туроператоров, виновные должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а юрлица – на сумму от 500 тыс. руб. до 1 млн руб. (абз. 57-58, абз. 62 п. 7 ст. 1, абз. 5-6 п. 2 ст. 2 Закона № 49-ФЗ).

***

Глубокая переработка механизмов обеспечения гарантий прав туристов, в особенности тех из них, которые выезжают за рубеж, очевидно, окажет определенное дисциплинирующее воздействие на туристический бизнес. Это же относится и к пересмотренным законодателем подходам к созданию финансовой "подушки безопасности" для помощи туристам в кризисной ситуации.

Между тем новые, связанные с дополнительными затратами требования могут стать непосильной ношей для многих представителей туриндустрии и это может стать фактором снижения конкуренции на рынке туристских услуг и повышения стоимости туристского продукта.  

Документы по теме:

Читайте также:

Законопроект о повышении безопасности и улучшении качества отдыха детей необходимо существенно доработать

Законопроект о повышении безопасности детского отдыха необходимо существенно доработать

Большинство предусмотренных проектом требований, по мнению экспертов, могут выполнить только действующие круглогодично стационарные лагеря.

Предлагается предусмотреть привилегии для плательщиков курортного сбора

Предлагается предусмотреть привилегии для плательщиков курортного сбора

Также его могут поставить в зависимость от минимальной зарплаты.