Участники процесса

Разделы:

Испытуемые:

Испытуемые могут допускаться к сдаче ЕГЭ как в обязательном порядке, так и добровольно.

Обязательная итоговая аттестация предусмотрена для учащихся, завершающих освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ среднего общего образования, не имеющих академической задолженности и в полном объеме выполнивших учебный план или индивидуальный учебный план.

На добровольной основе к сдаче ЕГЭ допускаются на различных условиях (п. 3, п. 8, п. 10 - 11 Приказа Министерства образования и науки РФ от 26 декабря 2013 г. № 1400 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования"):

  • обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования,
  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья дети-инвалиды и инвалиды, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования;
  • обучающиеся, освоившие образовательную программу среднего общего образования в форме самообразования или семейного образования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования;
  • выпускники прошлых лет: лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года), а также граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях.

Общефедеральные стандарты и требования в области образования едины для всех субъектов РФ, но в каждом субъекте РФ, имеющем свою региональную экономическую, национальную и социально-культурную специфику, они отражаются в местном законодательстве с учетом этой специфики.

Организаторы:

Рособрнадзор осуществляет следующие функции в рамках проведения ГИА:

  • устанавливает порядок разработки, использования и хранения КИМ;
  • осуществляет методическое обеспечение проведения ГИА;
  • утверждает председателей ГЭК и согласовывает состав ГЭК, председателей предметных комиссий;
  • совместно с учредителями, МИД России и загранучреждениями обеспечивает проведение ГИА за пределами территории РФ, в том числе создает ГЭК, предметные и конфликтную комиссии для проведения ГИА за пределами территории РФ и организует их деятельность;
  • организует разработку КИМ для проведения ЕГЭ, критериев оценивания экзаменационных работ, выполненных по этим КИМ, текстов, тем, заданий, билетов и критериев оценивания для проведения ГВЭ, в том числе создает комиссии по разработке КИМ по каждому учебному предмету, а также организует обеспечение указанными материалами ГЭК;
  • организует централизованную проверку экзаменационных работ обучающихся, выполненных на основе КИМ;
  • определяет минимальное количество баллов ЕГЭ, подтверждающее освоение образовательной программы среднего общего образования;
  • организует формирование и ведение федеральной информационной системы обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают проведение ГИА:

  • создают ГЭК, предметные и конфликтные комиссии субъектов РФ и организуют их деятельность;
  • обеспечивают подготовку и отбор специалистов, привлекаемых к проведению ГИА;
  • устанавливают форму и порядок проведения ГИА для обучающихся, изучавших родной язык и родную литературу;
  • разрабатывают экзаменационные материалы для проведения ГИА по родному языку и родной литературе;
  • по согласованию с ГЭК определяют места регистрации на сдачу ЕГЭ, места расположения пунктов проведения экзаменов и распределение между ними обучающихся и выпускников прошлых лет, составы руководителей и организаторов ППЭ, технических специалистов и ассистентов;
  • обеспечивают информационную безопасность при хранении, использовании и передаче экзаменационных материалов, в том числе определяют места хранения экзаменационных материалов, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ от разглашения содержащейся в них информации;
  • организуют формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования и внесение сведений в федеральную информационную систему;
  • организуют информирование обучающихся и их родителей (законных представителей), выпускников прошлых лет по вопросам организации и проведения ГИА через организации, осуществляющие образовательную деятельность, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, а также путем взаимодействия со средствами массовой информации, организации работы телефонов "горячей линии" и ведения раздела на официальных сайтах в сети "Интернет" органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, или специализированных сайтах;
  • обеспечивают проведение ГИА в ППЭ;
  • обеспечивают обработку и проверку экзаменационных работ;
  • обеспечивают ознакомление обучающихся и выпускников прошлых лет с результатами ГИА по всем учебным предметам;
  • осуществляют аккредитацию граждан в качестве общественных наблюдателей.

Региональные центры обработки информации осуществляют организационное и технологическое обеспечение проведения ГИА на территориях субъектов РФ, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации региональных информационных систем и взаимодействию с федеральной информационной системой, обработки экзаменационных работ обучающихся, выпускников прошлых лет.

Аккредитованные общественные наблюдатели имеют право:

  • при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и удостоверения общественного наблюдателя присутствовать на всех этапах проведения ГИА, в том числе при проверке экзаменационных работ и при рассмотрении апелляций по вопросам нарушения установленного порядка проведения ГИА, несогласия с выставленными баллами;
  • направлять информацию о нарушениях, выявленных при проведении ГИА в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

Общественными наблюдателями не могут быть работники:

  • Министерства образования и науки Российской Федерации;
  • Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки;
  • органов, осуществляющих управление в сфере образования;
  • образовательных организаций;
  • учредителей образовательных организаций, расположенных за пределами РФ и реализующих имеющие государственную аккредитацию образовательные программы основного общего и среднего общего образования, загранучреждений МИД России, имеющих в своей структуре специализированные структурные образовательные подразделения.

Следует обратить внимание, что деятельность общественных наблюдателей осуществляется на безвозмездной основе. Понесенные расходы им не возмещаются.  Заявление об аккредитации гражданина в качестве общественного наблюдателя подается им лично (или его поверенным) в произвольной форме. В заявлении обязательно указываются:

  • ФИО, адреса регистрации и фактического проживания, контактный телефон, реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина, подавшего заявление (поверенного с указанием реквизитов доверенности);
  • населенный пункт, конкретное место (пункт), на территории которого гражданин желает присутствовать в качестве общественного наблюдателя на экзамене и (или) при рассмотрении апелляции;
  • дата(ы) проведения экзамена(ов) и (или) дата(ы) рассмотрения апелляций, при проведении (рассмотрении) которых гражданин желает присутствовать в качестве общественного наблюдателя;
  • подпись гражданина об ознакомлении с порядком проведения государственной итоговой аттестации;
  • дата подачи заявления.

Указанные данные удостоверяются личной подписью лица, подавшего заявление.
Подписью лица, подавшего заявление, фиксируется также:

  • наличие (отсутствие) близких родственников, проходящих государственную итоговую аттестацию в текущем году и образовательных организациях, в которых они обучаются;
  • отсутствие трудовых отношений с органами (организациями), работники которых не имеют права быть наблюдателями.

К указанному заявлению прилагаются две фотографии лица, изъявившего желание аккредитоваться в качестве общественного наблюдателя, размером 3х4 см.

Экзаменаторы:

Государственная экзаменационная комиссия (ГЭК) формируется из представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, учредителей МИД России и загранучреждений, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, научных, общественных и иных организаций и объединений, а также представителей Рособрнадзора. Составы ГЭК, создаваемых в субъектах РФ, согласовываются Рособрнадзором.

Председатель ГЭК:

  • организует формирование состава ГЭК и представляет его на согласование в Рособрнадзор;
  • согласует предложения по персональному составу руководителей и организаторов ППЭ, технических специалистов и ассистентов;
  • согласует предложения по местам регистрации на сдачу ЕГЭ, местам расположения ППЭ и распределению между ними обучающихся и выпускников прошлых лет;
  • организует формирование составов предметных комиссий, представляет на согласование в Рособрнадзор кандидатуры председателей предметных комиссий, по представлению председателей предметных комиссий определяет кандидатуры членов предметных комиссий, направляемых для включения в состав предметных комиссий;
  • принимает решение о направлении членов ГЭК в ППЭ, РЦОИ, предметные комиссии и конфликтную комиссию для осуществления контроля за проведением ГИА;
  • рассматривает вопросы о нарушении установленного порядка проведения ГИА лицами, привлекаемыми к проведению ГИА, принимает меры по устранению нарушений, в том числе принимает решение об отстранении указанных лиц от работ, связанных с проведением ГИА;
  • после каждого экзамена рассматривает информацию, полученную от членов ГЭК, общественных наблюдателей, должностных лиц Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта РФ, и иных лиц о нарушениях, выявленных при проведении ГИА, принимает меры по противодействию нарушениям установленного порядка проведения ГИА, в том числе организует проведение проверок по фактам нарушения установленного порядка проведения ГИА, принимает решение об отстранении лиц, нарушивших устанавливаемый порядок проведения ГИА, от работ, связанных с проведением ГИА;
  • рассматривает результаты проведения ГИА и принимает решения об утверждении, изменении и (или) аннулировании результатов ГИА;
  • принимает решения о допуске (повторном допуске) к сдаче ГИА.

Члены ГЭК:

  • обеспечивают соблюдение установленного порядка проведения ГИА, в том числе по решению председателя ГЭК до 31 марта проводят проверку готовности ППЭ, обеспечивают доставку экзаменационных материалов в ППЭ, осуществляют контроль за проведением ГИА в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии;
  • осуществляют взаимодействие с руководителем и организаторами ППЭ, общественными наблюдателями, должностными лицами Рособрнадзора, органа исполнительной власти субъекта РФ, присутствующими в ППЭ, РЦОИ, предметных комиссиях и конфликтной комиссии по вопросам соблюдения установленного порядка проведения ГИА;
  • в случае выявления нарушений установленного порядка проведения ГИА принимают решения об удалении с экзамена обучающихся, выпускников прошлых лет, а также иных лиц, находящихся в ППЭ, по согласованию с председателем ГЭК принимают решение об остановке экзамена в ППЭ или отдельных аудиториях ППЭ.

Предметные комиссии осуществляют проверку экзаменационных работ обучающихся и выпускников прошлых лет (в том числе устных ответов) по соответствующим учебным предметам.
Состав предметных комиссий по каждому учебному предмету формируется из лиц, отвечающих следующим требованиям:

  • наличие высшего образования;
  • соответствие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах;
  • наличие опыта работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательные программы среднего общего, среднего профессионального или высшего образования (не менее трех лет);
  • наличие документа, подтверждающего получение дополнительного профессионального образования, включающего в себя практические занятия (не менее чем 18 часов) по оцениванию образцов экзаменационных работ в соответствии с критериями оценивания по соответствующему учебному предмету, определяемыми Рособрнадзором.

Председатель предметной комиссии:

  • представляет в ГЭК предложения по составу предметной комиссии, по кандидатурам экспертов, предлагаемых для включения в состав предметных комиссий, создаваемых Рособрнадзором;
  • по согласованию с руководителем РЦОИ формирует график работы предметной комиссии;
  • осуществляет консультирование экспертов по вопросам оценивания экзаменационных работ;
  • взаимодействует с руководителем РЦОИ, председателем конфликтной комиссии, Комиссией по разработке КИМ;
  • представляет в ГЭК информацию о нарушении экспертом установленного порядка проведения ГИА.

Конфликтная комиссия. Работа конфликтной комиссии рассмотрена в статье "Система оценки знаний".

Что сдаем?

В обязательном порядке ЕГЭ сдается по двум общеобразовательным предметам – математике и русскому языку.

Добровольно по своему выбору учащиеся сдают экзамены по литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам (английский, французский, немецкий, испанский), информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ).

Количество экзаменов по выбору определяется выпускниками самостоятельно. Минимум — три (два обязательных и один по выбору). Мы рекомендуем сдавать дополнительные экзамены по тем предметам, которые требуются по выбранному направлению дальнейшего обучения.

Вузы обязаны одинаково принимать к рассмотрению оригиналы документов и их нотариально заверенные копии, но как показывает практика (то есть неофициально) абитуриент, предоставивший комплект оригинальных документов имеет преимущество при большом конкурсе (от 10 человек на место и более при одинаковой сумме баллов с другими участниками).

Студенческий информационный портал компании

 

Документы по теме:

Узнайте: какие сроки установлены для проведения экзаменов, кто имеет право на сдачу ЕГЭ в основной срок, а кто – в дополнительный или досрочно?

При проведении государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ используется 100-балльная система оценки. Узнайте, какой результат ЕГЭ считается удовлетворительным? Как подать апелляцию? Какие документы нужны для поступления в вуз?

ЕГЭ по всем общеобразовательным предметам начинается в 10 часов утра по местному времени. По каждому предмету устанавливается продолжительность проведения экзамена. Узнайте, чем можно пользоваться на экзаменах, а чем запрещено.

Если у вас остались вопросы, напишите нам: editor@garant.ru – мы постараемся вам помочь. Или обсудите волнующие вас вопросы в форуме.