Военные вклады: существуют ли они?

Станислав Щербаков

Военные вклады: существуют ли они?В последние несколько лет возник серьезный общественный интерес к так называемым "военным вкладам" – это вклады советских военнослужащих, открытые в период Великой Отечественной войны в Госбанке СССР, на которые в массовом порядке перечислялась их заработная плата. 

Действительно, в годы Великой Отечественной войны ратный труд советских солдат и офицеров оплачивался государством. Так, согласно приказа Наркома обороны СССР № 0215 от 25 марта 1942 г. "О результатах проверки наркоматом государственного контроля планирования, финансирования, расхода и учета денежных средств в частях и соединениях Красной Армии", командир кавалерийского полка в 1941 году получал денежное содержание в размере 1,2 тыс. руб. в месяц. В 1943 году командующий войсками фронта зарабатывал 4 тыс. руб. в месяц, а командующий армией – 3,2 тыс. руб. (приказ Наркома обороны СССР № 0351 от 15 мая 1943 г. "Об установлении окладов содержания по основным должностям в округах, фронтах и армиях").

Денежное содержание рядовых бойцов было скромнее – в 1941 году рядовой первого года службы получал примерно 17 руб. с учетом полевых денег (приказ Наркома обороны СССР № 224 от 26 июня 1941 г. "О порядке выдачи пособий и полевых денег военнослужащим действующей армии"). В конце июня 1941 года офицеры в звании до капитана включительно имели оклад до назначения в часть (где оклад мог измениться в зависимости от занимаемой должности) в размере 550 руб., от майора до полковника – 750 руб., генералы – 1 тыс. руб. Кроме того, военнослужащим выплачивались и премии. К примеру, в соответствии с приказом Наркома обороны СССР № 98 от 31 марта 1942 г. "О премировании личного состава ремонтных органов ГАУ Красной Армии за быстрый и качественный ремонт артиллерийского и стрелкового вооружения" за оперативный и качественный ремонт орудия зенитной артиллерии выплачивалась премия в размере от 75 до 150 руб., а за отремонтированный станковый пулемет – от 10 до 20 руб.

Выплачивались премии и за боевые успехи. Так, за каждый подбитый в бою вражеский танк денежное вознаграждение командиру и наводчику составляло 500 руб., остальному составу орудийного расчета – по 200 руб. (приказ Наркома обороны СССР № 0528 от 1 июля 1942 г. "О переименовании противотанковых артиллерийских частей и подразделений в истребительно-противотанковые артиллерийские части и установлении преимуществ начальствующему и рядовому составу этих частей"). Аналогичные премиальные выплаты за уничтоженные бронемашины противника выплачивались и бойцам расчетов противотанковых ружей, а равно и членам экипажей танков (приказ Наркома обороны СССР № 0387 от 24 июня 1944 г. "О поощрении бойцов и командиров за боевую работу по уничтожению танков противника").

Уничтоженный самолет оценивался в 1 тыс. руб., а участие в бомбардировке Берлина – в 2 тыс. руб. каждому члену экипажа бомбардировщика (приказ Наркома обороны СССР № 0299 от 19 августа 1941 г. "О порядке награждения летного состава военно-воздушных сил Красной Армии за хорошую боевую работу и мерах борьбы со скрытым дезертирством среди отдельных летчиков"). За потопленный миноносец или подводную лодку летчик и штурман премировались по 10 тыс. руб., а остальные члены экипажа по 2,5 тыс. руб. Уничтожение транспортных кораблей оценивалось дешевле – по 3 тыс. руб и 1 тыс. руб. соответственно. За сторожевой корабль или тральщик противника летчику и штурману выплачивалось 2 тыс. руб., членам экипажа – по 500 руб. Премировалось также и уничтожение железнодорожного транспорта: за каждый уничтоженный паровоз или за крушение поезда летчик и штурман получали дополнительно по 750 руб., члены экипажа – по 500 руб. (приказ Наркома обороны СССР № 294 от 8 октября 1943 г. с объявлением положения о наградах и премиях для личного состава ВВС Красной Армии, авиации дальнего действия, истребительной авиации ПВО и ВВС Военно-Морского флота).

Правительство в условиях военного времени стремилось привлекать выплачиваемое денежное довольствие во вклады в Госбанке СССР. Вопреки распространенному мнению, открытие вклада не являлось обязательным, хотя и пропагандировалось. Это следует из приказа Наркома обороны СССР № 84 от 31 марта 1943 г. "О привлечении вкладов военнослужащих в учреждения Госбанка и развитии безналичных расчетов", которым устанавливался факт достижения в 1942 году серьезных успехов в привлечении вкладов военнослужащих и развитии безналичных расчетов. Так, на 1 января 1943 года безналичные перечисления из денежного содержания военнослужащих во вклады и на почтовые переводы достигли 70% фонда заработной платы, а количество вкладчиков увеличилось за 1942 год в 17 раз.

Таким образом, не все бойцы и командиры хранили деньги в Госбанке СССР. Часть из них отправляла зарплату домой, семьям. Другая часть предпочитала наличные расчеты, несмотря на то, что в условиях боевой обстановки хранить деньги в кармане гимнастерки было не всегда удобно. Поскольку открытие вкладов не носило обязательного характера и осуществлялось по личному желанию, прохождение военной службы не означало, что каждый из военнослужащих имел вклад в полевом учреждении Госбанка СССР. Однако по состоянию на 1 января 1945 года сумма таких вкладов оказалась весьма существенной – она составила 4,08 млрд руб. (Информация Банка России от 17 марта 2015 г. "Сведения по вкладам военнослужащих - участников Великой Отечественной войны, открытым в 1941-1945 годах в полевых учреждениях Госбанка СССР").

По окончании войны основная часть вкладов была выдана их владельцам или наследникам. К началу 1946 года во вкладах Госбанка СССР осталось лишь 1,22 млрд руб., а 70% вкладов были уже выплачены.

Постановлением СНК СССР от 15 декабря 1945 года № 3106 "О выплате наследникам вкладов умерших и погибших военнослужащих, внесенных ими в полевые учреждения Госбанка" срок оформления права на наследство по данным вкладам был установлен до 1 января 1947 года.

Впоследствии этот срок был продлен на неопределенное время (постановление Совета Министров СССР от 9 июля 1948 года № 2484 "О порядке выплаты наследникам незавещанных вкладов умерших и погибших военнослужащих, внесенных ими в полевые учреждения Госбанка"). Было установлено, что право на наследство должно быть оформлено в течение шести месяцев со дня получения наследником официального извещения о наличии вклада. Направление таких извещений возлагалось на военные комиссариаты.

Постепенно вклады военнослужащих продолжали выплачиваться, и на 1 января 1952 года общая сумма невостребованных вкладов военнослужащих на счетах Госбанка СССР составила 574,7 млн руб., после чего указанная сумма невостребованных вкладов была перечислена в бюджет СССР, а лицевые счета сданы на хранение в архив Госбанка СССР (постановление Совета Министров СССР от 16 января 1952 года № 221 "О государственном бюджете Союза ССР на 1952 год"). Однако выплаты вкладчикам полевых учреждений производились и в последующие годы.

К настоящему времени выплачено около 88% вкладов, находившихся на счетах Госбанка СССР по состоянию на 1 января 1945 года. Остались невостребованными 1 792 975 вкладов на общую сумму 492,76 млн руб. в неденоминированных рублях, что равно 49,28 тыс. руб. в современном исчислении. Разумеется, вклады отличаются по сумме (в неденоминированных рублях) и их количеству:

  • вклады в размере до 50 руб. – 891 160 шт. на сумму 14,85 млн руб.;
  • вклады в размере от 50 до 100 руб. – 249 039 шт. на сумму 16,29 млн руб.;
  • вклады в размере от 100 до 250 руб. – 269 528 шт. на сумму 40,51 млн руб.;
  • вклады в размере от 250 до 500 руб. – 139 353 шт. на сумму 48,36 млн руб.;
  • вклады в размере от 500 до 1 тыс. руб. – 110 109 шт. на сумму 74,75 млн руб.;
  • вклады в размере от 1 тыс. до 5 тыс. руб. – 127 244 шт. на сумму 252,07 млн руб.
  • вклады в размере от 5 тыс. до 10 тыс. руб. – 5 953 шт. на сумму 38,06 млн руб.;
  • вклады в размере от 10 тыс. руб. – 589 шт. на сумму 7,88 млн руб.

Основная часть вкладов открыта на довольно незначительные суммы до 1 тыс. руб. На хранящиеся в них денежные средства все прошедшие годы продолжали начисляться проценты. В соответствии с письмом Банка России № 55 от 22 сентября 1993 года "О ведении операций с полевыми учреждениями Центрального банка РФ по вкладам военнослужащих", на вклады военнослужащих до 1 января 1993 года начислялось 2% годовых.

С 1 января до 1 апреля 1993 года на указанные вклады начислялось 20% годовых, а в дальнейшем – в размере процентных ставок, устанавливаемых Советом директоров Сбербанка России по вкладам до востребования. В настоящее время процентная ставка по таким вкладам составляет 0,01% годовых.

Однако не следует забывать, что денежные вклады были неоднократно деноминированы в ходе проводимых реформ. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 № 4004 "О проведении денежной реформы и отмене карточек на продовольственные и промышленные товары" все вклады в размере от 3 тыс. до 10 тыс. руб. "похудели" по курсу 3 старых рубля за 2 новых. К примеру, если сумма вклада составляла 3 тыс. руб., то после деноминации его размер составил 2 тыс. руб. Крупные вклады в размере свыше 10 тыс. руб. потеряли 50% своей суммы. Без изменений были сохранены только вклады в размере до 3 тыс. руб.

Затем, 1 января 1961 года была проведена денежная реформа, включающая в себя деноминацию всех вкладов в 10 раз (постановление Совета Министров СССР от 4 мая 1960 года № 470 "Об изменении масштаба цен и замене ныне обращающихся денег новыми деньгами").

Таким образом, если на 1 января 1945 года размер условного вклада составлял 100 руб., то 1 января 1993 года его владелец мог получить лишь 25,87 руб. Аналогично, по вкладу в размере 1 тыс. руб. выплата составляла 258,71 руб., а по вкладу в размере 15 тыс. руб. – 1940,3 руб.

1 января 1998 года в России произошла еще одна денежная реформа, в ходе которой все вклады были деноминированы еще в 1000 раз. Таким образом, если к моменту этого события размер вклада составлял 1 тыс. руб., то с 1 января 1998 года он стал равен 1 руб., и именно на эту сумму дальше начислялись и продолжают начисляться 0,01% годовых.

К сожалению, на рассматриваемые вклады не распространяется и действие Федерального закона от 10 мая 1995 г. № 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации". Этот закон предусматривает признание сбережений граждан, обесценившихся в результате гиперинфляции начала 1990-х годов, государственным внутренним долгом России и гарантирует их компенсацию согласно покупательной способности валюты СССР в 1990 году. Однако денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке СССР, документ не затрагивает. В результате, владельцы военных вкладов и их наследники не смогут получить такую компенсацию.

В результате после всех проведенных денежных реформ общая сумма не выплаченных к настоящему моменту военных вкладов в современном масштабе цен составляет менее 50 тыс. руб., а их средний размер равен 3 коп.

Тем не менее, граждане все чаще обращаются в судебные органы с требованиями о признании своего права на наследование по военным вкладам. К сожалению, путь к их получению крайне тернист и требует значительных временных и финансовых затрат, а любые ошибки приводят к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Основная часть судебных актов по таким спорам выносится не в пользу потенциального наследника. Основной причиной отказа в удовлетворении исковых требований становится недоказанность самого факта существования вклада и пропуск срока для принятия наследства. К слову, обязанность военных комиссариатов извещать наследников о наличии вкладов была отменена в 1988 году. В настоящее время военные вклады наследуются на общих основаниях, то есть в течение шести месяцев со дня открытия наследства, если этот срок не продлен решением суда из-за уважительности причин его пропуска (ст. 1154-1155 ГК РФ).

Так, решением Мещанского районного суда города Москвы от 14 июля 2014 года были оставлены без изменения исковые требования о восстановлении срока для принятия наследства. Суд обосновал свое решение тем, что указанный истцом вклад отсутствует в картотеке полевого учреждения Банка России "Красноармейское". Аналогично, решением Мещанского районного суда города Москвы от 25 июня 2014 года было отказано в удовлетворении исковых требований с связи с тем, что истец не смог доказать уважительность причин пропуска сроков исковой давности. В результате рассмотрения апелляционных жалоб оба решения были оставлены без изменения Московским городским судом.

Но есть и положительная судебная практика. Например, решением Тацинского районного суда Ростовской области от 26 ноября 2012 года по делу № 2-391/2012~М-406/2012 был восстановлен срок для принятия наследства. При этом суд указал, что ничем не опровергаются доводы заявителя о том, что его семья не извещалась о наличии вклада, в связи с чем им пропущен срок для принятия наследства по уважительной причине.

Аналогичным образом решением Вахитовского районного суда города Казани от 15 мая 2013 года по делу № 2-3615/13 был восстановлен срок для принятия наследства в виде денежного вклада, поскольку истец не знал и не мог знать о существовании вклада.

Таким образом, возможность получения выплат по военным вкладам существует, однако, скорее всего, их сумма в современном денежном выражении сильно разочарует получателя.

 

Документы по теме: