Новости и аналитика Новости Мнения и комментарии членов Совета Федерации

Мнения и комментарии членов Совета Федерации

Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Республики Адыгея А. Хашир: "Закон о торговле будет хорошо работать в комплексе с другими законодательными актами". 

Закон о государственном регулировании торговли необходим всем нам как воздух. Он нужен и отечественным производителям, и торговым сетям, ну и, конечно же, потребителям.
 
Законопроект о торговле, на мой взгляд, по своей сути, должен обладать приоритетами.
Прежде всего - обеспечить баланс экономических интересов хозяйствующих субъектов при заключении и исполнении договоров поставки. Сегодняшнее положение, когда российский производитель товара обязан платить всевозможные бонусы за реализацию его продукции в торговой сети, абсолютно неприемлемо.
 
Нужно разграничить полномочия между федеральными и региональными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ и местным самоуправлением, что позволит четко установить сферу компетенции каждого из них.
 
Необходимо установить антимонопольные ограничения доли торговых сетей на региональных рынках, что позволит избежать завышения цен на продукцию вследствие использования доминирующего положения того или иного хозяйствующего субъекта на рынке, а также предоставит возможность Федеральной антимонопольной службе реагировать на подобные действия.
 
Наконец – и это самое главное, - закон должен обеспечить гражданам возможность приобретать качественную продукцию по справедливой цене.
 
Вместе с тем, я считаю не менее важным необходимость разработки и принятия других законов, которые будут регулировать отдельные сферы торговли.
 
Первый заместитель председателя Комитета СФ по делам Севера и малочисленных народов, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Республики Саха (Якутия) А. Матвеев: "Речь должна идти не только о сельхозпроизводстве, но и всем спектре товаров народного потребления".
 
Сегодня, когда говорят об этом законе, чаще всего имеют в виду регулирование взаимоотношений торговли и сельхозпроизводителя. Но такой подход значительно сужает зону его действия. Между тем речь должна идти о всем спектре товаров народного потребления.
Ценовое наступление на интересы потребителей вносит социальный дискомфорт даже в периоды экономического роста. Что уж говорить о кризисных временах, когда бесконтрольно растущие цены ставят людей на грань выживания. Вот почему нужна продуманная государственная политика против ценового наступления.
 
Монополисты заявляют, что государственного регулирования цен нет нигде в мире, однако это не так. К примеру, в Австрии законодательными актами регулируется около 10 процентов цен. В свою очередь, во Франции регулируются цены примерно на 90 процентов сельскохозяйственной продукции и почти на 20 процентов – по другим номенклатурам товаров.
 
К сожалению, рыночная экономика сформировала в нашей стране рынок продавца. Определяющими для торговых организаций сегодня являются не интересы производителя или покупателя, а свои собственные. Поэтому в законе должна быть четко прописана система предельных ценовых нагрузок.
 
Таким образом, государство сможет регулировать цены на хлеб, молочные продукты, мясо, масло, чай, соль, сахар. Ценовые нагрузки, конечно, будут рассчитываться с учетом рентабельности. Но предельный уровень рентабельности, на мой взгляд, также должен устанавливаться законодательно.
 
Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу, представитель в СФ от законодательного органа государственной власти Волгоградской области В. Плотников: "Пока сельхозпроизводитель очень зависит от торговли".
 
На мой взгляд, в принятом в первом чтении Государственной Думой законопроекте еще не в полной мере отражены насущные интересы крестьянских, фермерских хозяйств и сельхозкооперативов.
 
Первое и самое главное требование к этому закону - он должен стать основой для установления справедливых отношений между производителем, переработчиком и продавцом сельхозпродукции. Торговля должна получить стимулы к работе прежде всего с отечественными производителями - ведь это натуральные, свежие товары: крестьянское молоко, мясо, овощи и другие продукты.
 
К сожалению, пока сельхозпроизводитель по отношению к торговле находится в очень зависимом положении. Как и прежде, брать или не брать продукт, решает торговая сеть, продавцы. Кому отдается предпочтение, можно увидеть, зайдя в любой супермаркет.
 
Кроме того, закон о торговле призван решить вопрос справедливого ценообразования на продовольственные товары. Пока у нас преобладает мнение, что отечественное продовольствие на прилавках дороже импортного. На самом деле дороговизна создается искусственно. Доля крестьянского труда в ценообразовании отечественных продуктов для потребителей не достигает сегодня и четверти. Механизма устранения этой несправедливости пока нет. Фактически признается нормальным явлением, когда, скажем, закупочная цена на молоко составляет 5-10 рублей, а на прилавке она достигает 40-50 рублей. Рассматриваемый законопроект не меняет эту ситуацию.
 
И еще один немаловажный фактор. Законопроект ориентирован на защиту интересов крупных торговых сетей, которые никогда не жаловали крестьян. Их приоритетный партнер - мощные агрокомпании, причем зарубежные. В целом же закон о торговле призван поставить жесткий барьер торговому монополизму. Скажем, недопустимо, чтобы в городе доминировала какая-либо одна торговая сеть и диктовала свои монопольные условия. В одних руках должно быть не более 25 процентов рынка.
 
Поправки к закону, которые предлагают фермеры, касаются и ряда других важных аспектов. В частности, отечественные фермеры выступают за отмену бонусов. Не должно быть платы за вход, неоправданных задержек с расчетами за поставленную продукцию.
 
Новый закон должен навести порядок в торговле сельхозпродукцией. Это непременное условие стабильного развития нашего сельского хозяйства, освобождения страны из тисков продовольственного импорта и обеспечения надежной продовольственной безопасности России.
 
Первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, предпринимательству и собственности, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Ивановской области В. Гусев: "Надо вводить ограничение на размер торговой надбавки".
 
На вопрос, нужен ли России закон о государственном регулировании торговли, ответ может быть только один - нужен. Его отсутствие привело к формированию негативной практики отношений отечественного производителя продовольственных товаров и сетевых торговых организаций, неконтролируемому росту цен на продовольствие, ограничению возможности развития отечественного продовольственного рынка. Дальше так относиться к товаропроизводителю и потребителю нельзя!
 
Для решения целого ряда серьезнейших проблем необходимо правовое обеспечение.
 
Во-первых, нужно устранить лишних посредников из цепочки движения товаров. Решить проблему можно введением ограничений на размер торговой надбавки к оптово-отпускной цене производителя.
 
Во-вторых, следует законодательно обеспечить преимущественный доступ в торговые сети отечественных и местных товаропроизводителей. Пока же крупные торговые предприятия полностью блокируют доступ на рынок представителей малого и среднего бизнеса.
Читать ГАРАНТ.РУ в и