Анонсы
Программа повышения квалификации "О контрактной системе в сфере закупок" (44-ФЗ)"

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа повышения квалификации "О корпоративном заказе" (223-ФЗ от 18.07.2011)

Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Носова Екатерина Евгеньевна
Выберите тему программы повышения квалификации для юристов ...

Новости

Масштабная реформа внесудебных форм разрешения деловых споров готовится в России

9 декабря 2025
Важно Бизнес
В России готовится масштабная реформа внесудебных форм разрешения деловых споров
© alotofpeople / Фотобанк 123RF.com

В результате изменений медиативные соглашения могут получить юридическую силу судебных актов. О подробностях готовящейся реформы системы внесудебного урегулирования деловых конфликтов сообщили на официальном сайте Минэкономразвития России.

Правовые основы проектируемых изменений

Пересмотр системы урегулирования конфликтов и активное развитие внесудебных процедур основан на Распоряжении Правительства РФ от 29 ноября 2025 г. № 3523-р, в котором утвердили Национальную модель целевых условий ведения бизнеса. Национальная модель ведения бизнеса – это комплексный план действий, состоящий из 11 "дорожных карт", одна из которых посвящена разрешению споров.


Координацией дорожной карты "Разрешение споров" занимается Минэкономразвития России. Эксперты министерства приводят данные:

  • Россия сталкивается с огромной нагрузкой на судебную систему;
  • в нашей стране гражданских споров почти вдвое больше, чем в Индии и столько же, сколько в Китае, хотя население России значительно меньше;
  • расходы на правосудие с 2000 года выросли в 40 раз;
  • лишь 3% коммерческих споров завершаются мировыми соглашениями.

Дорожная карта "Разрешение споров" включает более 30 реформ. Их цель – кардинально снизить нагрузку на суды, а также сделать урегулирование конфликтов быстрее и дешевле. В итоге бизнес получит современный и эффективный инструментарий для решения спорных ситуаций. Реформа сосредоточена на пяти ключевых направлениях – медиация, адъюдикация, госарбитраж, третейское разбирательство и исполнительное производство.

Медиация

Институт медиации, несмотря на 15-летний опыт действия соответствующего закона, пока недостаточно развит в России. Главные барьеры – это отсутствие единых требований к квалификации медиаторов и слабая юридическая сила медиативных соглашений. Национальная модель ставит амбициозную цель: придать таким соглашениям силу, сравнимую с судебными актами. Это должно сделать процедуру более привлекательной для бизнеса. Задача – утроить количество нотариально удостоверенных медиативных соглашений к 2030 году: с 700 до 2000 ежегодно.

Адъюдикация

В строительной и IT-сферах скоро появится новый инструмент – адъюдикация. Этот инновационный механизм позволит оперативно разрешать сложные технические разногласия по контрактам с помощью независимого эксперта – адъюдикатора. Его заключение будет обязательным для немедленного исполнения, что крайне важно для крупных проектов, так как работы не будут останавливаться. При этом стороны сохраняют право обратиться в суд позже. Сейчас рабочая группа анализирует международный опыт и разрабатывает законодательные предложения, включая требования к адъюдикаторам и границы судебного контроля. В итоге бизнес сможет экономить время и средства, избегая простоя.

Госарбитраж 2.0

Сегодня споры с государством крайне редко завершаются миром, что приводит к лишним издержкам и нежелательной судебной практике для госорганов. Инициатива "Госарбитраж 2.0" к 2028 году призвана кардинально изменить ситуацию, создав эффективную культуру досудебного урегулирования. Будут утверждены национальные стандарты, основанные на успешном опыте ФНС России и ФАС России, и внедрены такие механизмы, как ведомственные арбитражные комиссии. Планируется снять законодательные барьеры, препятствующие заключению мировых соглашений, что позволит государственным органам эффективно разрешать конфликты без лишних трат.

Третейское разбирательство

Третейские суды, несмотря на растущую популярность (2914 рассмотренных споров в 2024 году), пока не раскрыли свой потенциал полностью. Цель реформы – устранить процедурные барьеры, повысить доверие бизнеса к этому механизму и тем самым снизить нагрузку на государственную судебную систему. Одним из ключевых нововведений станет создание доступных процедур для получения обеспечительных мер, таких как арест имущества, через государственные суды в поддержку третейского разбирательства. Дополнительно будет налажен электронный обмен документами между арбитражными учреждениями и судами, что значительно ускорит процесс господдержки и контроля.

Исполнительное производство

Низкая результативность исполнительного производства, где лишь каждый шестой рубль удается взыскать, также требует изменений. Реформа призвана кардинально повысить эффективность работы судебных приставов, увеличив долю успешных взысканий до 23% и сократив сроки исполнения решений. Ключевой мерой станет полная цифровизация процессов: от электронной продажи арестованного имущества до перевода всех исполнительных листов в цифровой формат, что положит конец бумажной волоките. Частные взыскатели также получат беспрепятственный доступ к информации об активах должников, уравнивая их в возможностях с госорганами и создавая эффективную и прозрачную систему взысканий.

Авторы:
Читать ГАРАНТ.РУ в Новости и Дзен

Документы по теме:

Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2025 г. № 3523-р

Читайте также:

Мы используем Cookies в целях улучшения наших сервисов и обеспечения работоспособности веб-сайта, статистических исследований и обзоров. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках браузера.
Подробнее

Актуальное