Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО ''СБЕР А". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
![]() |
| © leaf / Фотобанк 123RF.com |
Подходит к концу финансовый год, и в сфере здравоохранения традиционно обновляются законодательные и нормативные акты, определяющие правила финансирования оказания медицинской помощи по программе ОМС в следующем году (Федеральный закон от 28 ноября 2025 г. № 430-ФЗ).
Первым документом из этого пакета были новые Правила ОМС (см. новость от 3 сентября 2025 года).
На очереди – обновление некоторых норм Закона № 326-ФЗ об обязательном медицинском страховании, которые начнут действовать с 2026 года. Подробно о грядущих изменениях в Законе об ОМС мы рассказывали при рассмотрении проекта поправок (см. новость от 30 сентября 2025 года).
Подписанный Президентом РФ окончательный вариант поправок существенно не меняет привычные для сферы здравоохранения правила финансирования и расходования средств ОМС.
Работникам финансовых служб медицинских учреждений стоит обратить внимание на уточнение нормы ст. 35 в части правил документального оформления условий расходования средств ОМС, оставшихся у медицинской организации по завершении финансового года и выполнении всех условий по договору ОМС, на цели, не определенные структурой тарифа. Возможность отвлечения не использованного в прошлые года остатка средств ОМС на некоторые "нецелевые" расходы была определена с 2024 года. В новой редакции уточняются правила согласования таких расходов: раздельно для региональных и федеральных учреждений здравоохранения, а также для частных клиник.
Также установлены особенности финансирования медпомощи, включенной в базовую программу ОМС в новых регионах РФ.
А вот предусмотренная проектом революционная поправка, касающаяся передачи полномочий страховых медицинских организаций (СМО) Территориальному фонду ОМС по решению главы региона (за исключением новых регионов РФ), в закон не вошла. Из всех предложенных проектом нововведений и уточнений именно по этому вопросу в страховом и медицинском сообществах шли самые активные обсуждения. По мнению специалистов, такое изменение в законодательстве означало бы появление двух возможных моделей ОМС: с участием страховых медицинских компаний и без них. Следовательно, было бы нарушено единство в подходе к оказанию помощи по программе ОМС на всей территории РФ для каждого гражданина. Чтобы соблюсти условия равенства для территорий по организации оказания бесплатной медпомощи и одновременно с этим повысить контроль за работой страховых компаний, в Законе № 326-ФЗ теперь закреплено, что:
Также предусмотрена возможность включения в договор о финансировании ОМС дополнительных показателей оценки деятельности СМО, не предусмотренных типовой формой указанного договора, разработанных по решению комиссии по разработке Территориальной программы ОМС.
Такой подход позволит регионам контролировать и оценивать работу "своих" страховых медицинских организаций, а значит, нарушений в этой сфере будет меньше.
Документы по теме:
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"
Читайте также:
С 2026 года ФОМС начнет вести мониторинг деятельности страховых медорганизаций Условия получения мигрантами бесплатной медицинской помощи в РФ ужесточат В Госдуму внесли проект об изменениях в системе социального страхования Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о бюджете ФОМС на 2026 год